Урок «Национальный состав России» (9 класс)
Класс 9-й
Тема раздела: Общий обзор России. Население Российской Федерации.
Тема урока: Национальный состав населения России
Цели урока:
обучающая – познакомить учащихся с разнообразием народов России, познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России и Ставропольского края; с размещением народов по территории страны.
развивающая – развивать умение работать с учебником , статистическим материалом; анализировать карты атласа.
воспитывающая – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
Оборудование: настенные карты: «Политико- административная карта России», «Народы России», карты атласа , учебник Дронова В.П. И Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство» 9 кл. М., Дрофа, 2013, компьютер, проектор.
Технологическая карта урока.
слайд |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Определите тему урока. На основании чего вы сделали такой вывод. |
Ответы учащихся. |
2 |
По переписи 2010 года в России проживает 160 народов. В их число входят крупные народы, имеющие свои территориальные образования; малочисленные народы; группы людей, принадлежащие к народам, проживающим в бывших союзных, а также к народам стран дальнего зарубежья. |
По картам атласа (с. 9) привести примеры народов. |
3 |
Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, культуре, обычаям, историческим традициям, по трудовым навыкам. |
? Вы встречаете в аэропорту участников фольклорного фестиваля, которые одеты в национальные костюмы. Как вы узнаете срели пассажиров: татар, марийцев, карачаевцев, ненцев, русских? |
4 |
По языковой принадлежности большая часть народов относится к четырем языковым семьям. Семьи делятся на группы. |
Используя карту атласа, привести примеры народов, относящихся к разным языковым семьям, заполнить таблицу. ? Какие народы, говорят на изолированных языках? |
5 |
Владимир Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97.7% населения свободно им владеют . Государственным языком России на всей её территории в соответствии со статьей 68 Конституции является русский язык. Республики, автономные округа и автономная область вместе с русским языком имеют право (и пользуются этим правом) вводить для официального пользования языки, на которых говорит большинство населения этих республик, областей и округов. Вместе с русским языком 49 языков на территории России носят статус официальных. |
Проанализировать карту на экране. Сделать вывод. |
6 |
В 2010 году русские составляли 80, 9 % ( от указавших свою националь-ность) населения, представители других национальностей и лица не указавшие национальности составляли чуть менее 19,1 % населения. |
Сообщение ученика ( с представлением диаграммы): этнический состав данного класса (домашнее задание) |
7 |
Размещение народов на территории нашей страны отличается неравномерностью. |
Используя карты атласа определить: исконно русские территории, регионы с пестротой национального состава |
8 |
Все народы России- большие и малые- пользуются равными правами, а наиболее многочисленные, компактно проживающие на определенных территориях, имеют свою государственность.
Титульный народ не всегда составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т. е. расстворении одних народов среди других.
|
Используя данные табл. №8, заполнить пропуски, указав народ и записать название республики. ? Какой народ называется титульным? ? С чем это связано? Приведите примеры республик, в которых два титульных народа. |
9 |
Одним из важнейших факторов этнических процессов является миграция. Образование новых этнических общностей происходило за счет отселения части населения на новые земли. Советский период был отмечен огромным ростом насильственных переселений народов — депортацией. |
? Выполнить задание №3 с. 32 По картосхеме (рис. 10) определить, население каких республик России подвергалось насильственному переселению. |
10 |
На территории России проживают малочисленные народы. Малочисленными народами России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек.. Малочисленных народов в России более 70. Наиболее крупные среди них – ненцы, чукчи, ханты, манси, нанайцы, численность которых составляет от 10 до 40 тысяч человек. А есть народы, численность которых не превышает даже одной тысячи (ороки, энцы, сету и другие.) Кереков( по данным переписи 2010 года ) осталось всего 4. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока создали в самой холодной части планеты среду обитания человека с уникальной духовной и материальной культурой. Отличительной ее особенностью является экологический и гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой. |
? Укажите цифрами, где проживает большинство малочисленных народов. |
11 |
Одним из элементов культуры, который играет очень важную роль в жизни народа, является религия. Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма.
|
Используя данные табл. №7, привести примеры народов, исповедующих данные религии. |
12 |
Используя данные табл. №7, ответить на вопросы |
|
13 |
В то же время многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований. |
? Для каких народов характерны традиционные языческие верования в виде анимизма и шаманства? В каких районах России они проживают? ? Какая религия в нашей стране является государственной? |
14 |
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Ставропольс-ком крае проживает 2,8 млн. человек, 119 национальностей. Наряду с русскими, составляющими 80,9 % населения, проживают даргинцы, ногайцы, цыгане, карачаевцы, черкесы, чеченцы, татары, осетины, аварцы, кабар-динцы, лезгины, кумыки, табасараны и другие, а также имеющие нацио-нально-государственные образования за пределами РФ армяне, украинцы, греки, азербайджанцы, туркмены, белорусы, грузины, немцы, турки, корейцы, евреи, поляки, болгары, эстонцы и другие. |
? Какие народы проживают на территории Ставропольского края? |
15 |
Современный состав населения края является итогом длительного исторического развития. Располагаясь в предгорьях Кавказа, ставропольские степи в древности служили дорогами для переселения кочевых народов с востока на запад. Здесь пролегали маршруты этнических миграций скифов, аланов, а позже гуннов, тюрко-язычных болгар, половцев. В XIII-XIV вв Ставрополье выдержало татаро-монгольское нашествие. Особая роль в освоении и заселении Ставрополья принадлежит казачеству. При военных укреплениях возникали станицы, в округе, рядом с ними — многочисленные сельские поселения.
|
? Почему наш край такой многонациональный? |
16 |
Перед вами диаграмма, составленная по данным опроса учащихся, изучающих географию. В опросе приняли участие 163 ученика. |
Проанализировать диаграмму. Сравнить с диаграммой, представленной учеником ….. вашего класса. Сделайте вывод. |
17 |
Итог урока. |
Составить синквейн на тему: народы Северного Кавказа |
18 |
Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Народностей много живет |
|
19 |
Домашнее задание |
§7 |
Самойлова Наталья Владимировна
Вера