Разработка урока для 10 класса по теме «Этнический и религиозный состав населения Мира»

2
0
Материал опубликован 8 November 2018 в группе

Разработка урока для 10 класса по теме «Этнический и религиозный состав населения Мира».

Разработка учителя географии пос. Редкино МБОУ СОШ №3

Ковалёвой Т. Н.

Тема: Этнический и религиозный состав населения Мира.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи:

- образовательные:

Формирование у обучающихся понятия об этнических общностях, национальном менталитете, этническом и религиозном многообразии современного мира;

- развивающие:

развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; развитие критического мышления.

- воспитательные:

Воспитание патриотизма; Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: схемы, карты атласа, электронная доска.
 

ход урока:

Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.

Вступление к изучению новой темы                                                                                                                          

                                                                                                 

 

3.Новая тема

Сегодня, когда так много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями, как в тире,
Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной! (Вступление учителя).

Этнический состав населения Мира.

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация. Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных).
С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное груп­пирование различных этносов.


Этническая общность (этнос) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства.

Существует 4 вида этнических общностей. Это род, племя, народность и нация

Этнос обладает определенными признаками.

Как вы считаете, что является признаками этноса? Назовите их. Обучающиеся перечисляют признаки этноса и записывают их в тетрадь.

Признаки Этноса:

Определенная территория

Язык

Национальное самосознание

Общая культура и традиции

Общая религия

Национальный менталитет

Общность исторической судьбы

Одним из признаков этноса является национальный менталитет. Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллектив­ных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, само­произвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что на­циональный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в куль­туре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, на­циональный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оста­ваться верными своим исторически сложившимся ценнос­тям, традициям.
                           

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Евро­пе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколь­ко огрубить, считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. О русских говорят: долго за­прягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувстви­тельны к своим традициям, и невнимание к ним может вы­звать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсолютизировать — это может привести к укоренению отжив­ших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человече­ских жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.).                                                                                                                      

 

                         


 

                           

 


                           


 

                           

Ключевыми понятиями с точки зрения национальных и этнических отношений являются «этнос» и «нация». Понятие этнос в переводе с древнегреческого означает «племя», «народ». Нация в переводе с латыни тоже означает «племя», «народ. Однако в современном обществознании эти понятия не равнозначны.

Этническое многообразие современного мира.

На доске показ слайдов «Лицо Мира»

                          

Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов.: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности).


Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира. Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

Классификации этносов

1. Географическая классификация вам хорошо известна: вы­деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

2.Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства язы­ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей­ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще­ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь­ко гипотеза.

3. Антропологическая классификация основана на принци­пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

Географическая классификация:

• народы Европы;

• народы Азии;

♦ народы Африки;

• народы Америки;

• народы Австралии и Океании

 

Языковая классификация (языковые семьи):

• афразийская;

• картвельская;

• индоевропейская;

• дравидская;

• уральская;

• алтайская

 

Антропологическая классификация (расы):

• европериды;

• монголоиды;

• негроиды;

• австралоиды

 

Религиозный состав населения Мира.

Религии и верования оказывают большое влияние на политическую и экономическую жизнь, быт, обычаи и культуру, нормы морали людей, демографические и этнические процессы. Религиозный состав населения – распределение людей по конфессиональной принадлежности. В отличие от структур населения по другим признакам, он охватывает не всех жителей, а лишь их верующую часть. Доля атеистов в мире чаще всего оценивается в 25 – 30 %. В большинстве стран религиозная принадлежность считается личным делом граждан, поэтому официального учета населения по вероисповеданию не ведется, а самостоятельные оценки числа приверженцев различными религиозными организациями всегда завышены.

Религии делятся на примитивные, национальные (местные) и мировые.

Примитивные или «языческие» верования (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм и др.) типичны для родоплеменных обществ. Люди обожествляют идолы, талисманы, силы природы, культ предков и т. д. Ныне они сохранились у некоторых народов Тропической Африки, индейцев Амазонии, части жителей Океании.

Местные религии распространены преимущественно в одной стране или среди одного народа, например иудаизм – среди евреев, синтоизм – среди японцев, индуизм – в Индии и т. д.

Мировых религий три – буддизм, христианство и ислам. Они наиболее широко представлены на Земле, их многочисленных приверженцев можно найти в различных странах мира. Внутри отдельных религий существует большое количество направлений (церквей).           

История большинства религий насчитывает не одно тысячелетие. Первые сложные формы религии, в основе которых лежит культ единобожия, появились в 11 тысячелетии до н. э. Одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в Палестине. Для этой религии, помимо веры в единого Бога, характерны вера в посмертное воздаяние, рай и ад, богоизбранность иудеев. Священной книгой иудаистов служит Танах (ветхозаветная часть Библии), а также Талмуд – свод религиозных трактатов. В настоящее время основная часть исповедующих иудаизм (15 млн. человек) живет в Израиле и США.

Задание.

Рассмотрим карту Мировых религий и определим регионы распространения религий…

                            


 

4.Закрепление изученного материала

задание 1

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность» Найдите и выпишите номера терминов, относящийся к другому понятию:

1 народность; 2 нация; 3 страта; 4 каста; 5 племя

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и полито
логии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа
этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) — кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений форми-руются______(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих,
по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы" ».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

Б) племя

В) общность

Г) нация

Д) народ

Е) народность

Ж) национальность

3) раса

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

ж

б

в

а

е

г


 

Задание 2

Заполнить таблицу..

Домашнее задание: записи в тетради; работа с текстом.

Итоги урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации