Положение о проведении классных часов в школе

6
1
Материал опубликован 9 January 2016

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.

П О Л О Ж Е Н И Е 
  о проведении классных часов в школе
  1. Общие положения

Положение о проведении классных часов в школе (далее – Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 (далее – ОУ) разработано в соответствии с п.6, ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, с учётом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Положение определяет цели, задачи, формы, организационную и функциональную структуру, содержание и инструментарий оценки внутренней и внешней эффективности классных часов в МБОУ СОШ №5.

Положение рассматривается на заседании управляющего совета, утверждается приказом директора ОУ. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений. Один экземпляр Положения хранится в кабинете руководителя ОУ. Текст Положения размещается в сети Интернет на официальном сайте ОУ.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Классный час проходит в каждом классе еженедельно.

Два классных часа в месяц являются тематическими, которые проводятся в первую и четвертую недели месяца; информационный классный час "Что я видел? Что я слышал?" проводятся 1 раз во вторую неделю месяца; классные часы, направленные на реализацию школьных программ проводятся 1 раз в месяц в третью неделю.

Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.

Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.

Цели и задачи классного часа

Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.

Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.

Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Формы проведения классных часов

При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:

возрастные и интеллектуальные особенности школьников;

их интересы и запросы;

соответствие формы тематике и цели классного часа;

собственный опыт воспитательной работы;

школьные условия.

Вид

Форма проведения

Дискуссионные формы

диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашенными людьми, лекторий, аукцион.

Формы состязательного характера

конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.

Творческие формы

фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка, вечера, дискотеки (объединенные классные часы).

Игровые формы

ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, игры – катастрофы.

Формы психологического просвещения

тренинг, исследование.

Подвижные формы

веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день...... (атлетики, здоровья и т.д.).

Формы работы вне школы

экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Разговорные формы

диспуты, обсуждения, беседы, лекции, конференции, устный журнал.


Функции классного часа

Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно.

Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе.

Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.

Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Содержание классного часа

Содержание, цели, задачи классного часа зависят от возрастных особенностей и опыта учащихся.

Школьное методическое объединение классных руководителей 1- 11 классов определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.);

проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности);

эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал);

вопросам государства и права (эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики, классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями);

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения);

проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе);

общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.).

Требования к содержанию классного часа:

Стабильность, для каждого часа день и время определено. Не рекомендуется классный час проводить в субботу, лучше в первой половине недели.

Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.

Классный руководитель должен иметь план проведения классного часа: тематика классного часа, дата, цель воспитательная, последовательность проведения, наглядность, заключительное слово учителя, выводы по классному часу, удалось ли реализовать воспитательные цели.

В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.

Организация классного часа

При планировании открытых классных часов следует равномерно распределять их по учебному году. Каждый педагог может в течение учебного года провести 4 – «открытых» классных часа. Не целесообразно планировать на первую и последнюю неделю четверти (перед и после каникулами).

За месяц до проведения открытого классного часа педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по ВР о проведении открытого классного часа.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п. Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется.

Продолжительность классного часа – 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30 мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:

определить тему классного часа;

подобрать форму/методы/технологии его проведения;

место проведения;

составить план проведения классного часа;

вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися.

Приобщая учеников к проведению классных часов, вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям, тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

Структура классного часа

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно:

стимулировать потребность школьников в самовоспитании:

поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих;

направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.

Оценка качества классного часа.

Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.

Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются анализ классного часа (приложение № 1), отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе.

 

Приложение № 1

к Положению о проведении

классных часов в школе

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Классный руководитель __________________________________________________________________________________
(Ф. И.О., квалификация)

1. Общие сведения о классном часе

Дата ____________________ класс_____________________
Тема классного часа __________________________________________________________________________________
Форма проведения __________________________________________________________________________________
Внедряемая технология (элементы технологии):
- коллективно-творческого воспитания, воспитание на основе системного подхода, индивидуализированного (персонального) воспитания, воспитание в процессе обучения (нужное подчеркнуть)
- другая технология_________________________________________________________________

Оптимальность объема предложенного познавательного материала

__________________________________________________________________________________
 

Актуальность и воспитательная направленность классного часа _________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________
 

Степень новизны, проблемности и привлекательности познавательной информации для воспитанников __________________________________________________________________________________
 

Место классного часа в воспитательной системе

__________________________________________________________________________________
 

Характеристика цели классного часа и соответствие ее содержанию классного часа ______________ _________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________

 

Характеристика используемого оборудования:
- средства наглядности ______________________________________________________________
- ТСО _____________________________________________________________________________
- раздаточный материал _____________________________________________________________
- другое ___________________________________________________________________________

Соответствие оформления учебного помещения классного часа тематике __________________________________________________________________________________

Уровень активности обучающихся в ходе подготовительной работы __________________________________________________________________________________

Организация воспитательной деятельности:

Наличие и качество проведения оргмомента:
• подготовка учащихся к началу классного часа, эмоциональный настрой __________________________________________________________________________________
• организационное начало классного часа (методы и виды деятельности) __________________________________________________________________________________
• внешняя готовность________________________________________________________________
• психологическая готовность обучающихся____________________________________________
• оформление класса________________________________________________________________

Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия (коллективная, групповая, индивидуальная, парная и др.) __________________________________________________________________________________

Обоснование выбора формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут, беседа и др.) __________________________________________________________________________________

2. Деятельность учащихся:

Уровень активности:
- высокий, средний, низкий, нормальный, динамичный;
- репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (нужное подчеркнуть).

Интерес к теме __________________________________________________________________________________

Самостоятельность суждений __________________________________________________________________________________

Речь обучающихся, грамотность __________________________________________________________________________________

Культура поведения, дисциплина __________________________________________________________________________________

3. Результативность классного часа:

Создание атмосферы творчества, глубины осознания проблемы и т.д.__________________
Эмоциональность классного часа______________________________________________________
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия________________________

Формы и методы организации деятельности обучающихся:
- формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические.
- другое ___________________________________________________________________________

Морально-психологическая атмосфера классного часа:
- простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение;
- другое ___________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации ____________________________________________________________
 

Анализ составил(а) _____________________________________________
(Ф.И.О.)

" ____"__________________20____г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезную информацию!

29 November 2020