Положение о проведении классных часов в школе
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.
- Общие положения
Положение о проведении классных часов в школе (далее – Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 (далее – ОУ) разработано в соответствии с п.6, ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, с учётом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Положение определяет цели, задачи, формы, организационную и функциональную структуру, содержание и инструментарий оценки внутренней и внешней эффективности классных часов в МБОУ СОШ №5.
Положение рассматривается на заседании управляющего совета, утверждается приказом директора ОУ. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений. Один экземпляр Положения хранится в кабинете руководителя ОУ. Текст Положения размещается в сети Интернет на официальном сайте ОУ.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.
Классный час проходит в каждом классе еженедельно.
Два классных часа в месяц являются тематическими, которые проводятся в первую и четвертую недели месяца; информационный классный час "Что я видел? Что я слышал?" проводятся 1 раз во вторую неделю месяца; классные часы, направленные на реализацию школьных программ проводятся 1 раз в месяц в третью неделю.
Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.
Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.
Цели и задачи классного часа
Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.
Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.
Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Формы проведения классных часов
При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:
возрастные и интеллектуальные особенности школьников;
их интересы и запросы;
соответствие формы тематике и цели классного часа;
собственный опыт воспитательной работы;
школьные условия.
Вид |
Форма проведения |
Дискуссионные формы |
диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашенными людьми, лекторий, аукцион. |
Формы состязательного характера |
конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада. |
Творческие формы |
фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка, вечера, дискотеки (объединенные классные часы). |
Игровые формы |
ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, игры – катастрофы. |
Формы психологического просвещения |
тренинг, исследование. |
Подвижные формы |
веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день...... (атлетики, здоровья и т.д.). |
Формы работы вне школы |
экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление). |
Разговорные формы |
диспуты, обсуждения, беседы, лекции, конференции, устный журнал. |
Функции классного часа
Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно.
Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе.
Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.
Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.
Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
Содержание классного часа
Содержание, цели, задачи классного часа зависят от возрастных особенностей и опыта учащихся.
Школьное методическое объединение классных руководителей 1- 11 классов определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год.
Классные часы могут посвящаться:
морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.);
проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности);
эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал);
вопросам государства и права (эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики, классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями);
вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения);
проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе);
общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.).
Требования к содержанию классного часа:
Стабильность, для каждого часа день и время определено. Не рекомендуется классный час проводить в субботу, лучше в первой половине недели.
Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.
Классный руководитель должен иметь план проведения классного часа: тематика классного часа, дата, цель воспитательная, последовательность проведения, наглядность, заключительное слово учителя, выводы по классному часу, удалось ли реализовать воспитательные цели.
В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
Организация классного часа
При планировании открытых классных часов следует равномерно распределять их по учебному году. Каждый педагог может в течение учебного года провести 4 – «открытых» классных часа. Не целесообразно планировать на первую и последнюю неделю четверти (перед и после каникулами).
За месяц до проведения открытого классного часа педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по ВР о проведении открытого классного часа.
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п. Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению.
На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется.
Продолжительность классного часа – 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30 мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:
определить тему классного часа;
подобрать форму/методы/технологии его проведения;
место проведения;
составить план проведения классного часа;
вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися.
Приобщая учеников к проведению классных часов, вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.
Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям, тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
Структура классного часа
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно:
стимулировать потребность школьников в самовоспитании:
поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих;
направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.
Оценка качества классного часа.
Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.
Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются анализ классного часа (приложение № 1), отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.
Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе.
Приложение № 1
к Положению о проведении
классных часов в школе
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА
Классный руководитель __________________________________________________________________________________
(Ф. И.О., квалификация)
1. Общие сведения о классном часе
Дата ____________________ класс_____________________
Тема классного часа __________________________________________________________________________________
Форма проведения __________________________________________________________________________________
Внедряемая технология (элементы технологии):
- коллективно-творческого воспитания, воспитание на основе системного подхода, индивидуализированного (персонального) воспитания, воспитание в процессе обучения (нужное подчеркнуть)
- другая технология_________________________________________________________________
Оптимальность объема предложенного познавательного материала
__________________________________________________________________________________
Актуальность и воспитательная направленность классного часа _________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Степень новизны, проблемности и привлекательности познавательной информации для воспитанников __________________________________________________________________________________
Место классного часа в воспитательной системе
__________________________________________________________________________________
Характеристика цели классного часа и соответствие ее содержанию классного часа ______________ ___________________________________________________________________________________________________
Характеристика используемого оборудования:
- средства наглядности ______________________________________________________________
- ТСО _____________________________________________________________________________
- раздаточный материал _____________________________________________________________
- другое ___________________________________________________________________________
Соответствие оформления учебного помещения классного часа тематике __________________________________________________________________________________
Уровень активности обучающихся в ходе подготовительной работы __________________________________________________________________________________
Организация воспитательной деятельности:
Наличие и качество проведения оргмомента:
• подготовка учащихся к началу классного часа, эмоциональный настрой __________________________________________________________________________________
• организационное начало классного часа (методы и виды деятельности) __________________________________________________________________________________
• внешняя готовность________________________________________________________________
• психологическая готовность обучающихся____________________________________________
• оформление класса________________________________________________________________
Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия (коллективная, групповая, индивидуальная, парная и др.) __________________________________________________________________________________
Обоснование выбора формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут, беседа и др.) __________________________________________________________________________________
2. Деятельность учащихся:
Уровень активности:
- высокий, средний, низкий, нормальный, динамичный;
- репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (нужное подчеркнуть).
Интерес к теме __________________________________________________________________________________
Самостоятельность суждений __________________________________________________________________________________
Речь обучающихся, грамотность __________________________________________________________________________________
Культура поведения, дисциплина __________________________________________________________________________________
3. Результативность классного часа:
Создание атмосферы творчества, глубины осознания проблемы и т.д.__________________
Эмоциональность классного часа______________________________________________________
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия________________________
Формы и методы организации деятельности обучающихся:
- формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические.
- другое ___________________________________________________________________________
Морально-психологическая атмосфера классного часа:
- простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение;
- другое ___________________________________________________________________________
Выводы и рекомендации ____________________________________________________________
Анализ составил(а) _____________________________________________
(Ф.И.О.)
" ____"__________________20____г.
Зарема С.