12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фирсова Светлана Геннадьевна2293 высшее образование, первая квалификационная категория Россия, Алтайский край, Алейск |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении мониторинга уровня воспитанности обучающихся, воспитанников
в КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
1. Общие положения
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное прослеживание
за состоянием и прогнозированием её развития.
В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.
Разрабатывая систему мониторинга, мы исходим из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
2. Цели и задачи мониторинга
Цель мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи мониторинга:
- определить состояние уровня воспитанности учащихся;
- оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
- по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся;
- отследить траекторию развития учащихся 1-9 классов в процессе воспитательной работы школы.
3. Методика проведения мониторинга
Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы VIII вида, а именно: 1-5 классы; 6-9 классы.
Основные требования к определению критериев воспитанности:
- связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
- связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
Ступени обучения | Цели воспитания | Критерии оценки |
1-4 классы | Развитие любознательности | Любознательность |
| Уважение к школе | Мое отношение к школе |
| Трудолюбие | Прилежание, трудолюбие |
| Бережное отношение к природе | Бережное отношение к природе |
| Чувство прекрасного | Красивое в моей жизни |
| Я - человек | Как я отношусь к себе Мои полезные привычки |
5-7 классы | Развитие познавательного интереса | Кругозор |
| Уважение к людям | Я и школа |
| Интерес к трудовой деятельности | Прилежание |
| Бережное отношение к природе | Отношение к природе |
| Эстетический вкус | Эстетический вкус |
| Я - личность | Я (отношение к себе и ко мне) |
8-9 классы | Развитие познавательной активности | Кругозор |
| Уважение к обществу | Я и общество, я и власть |
| Потребность в труде | Отношение к труду |
| Культура поведения в природе | Я и природа |
| Эстетическая культура | Эстетический вкус |
| Самоуважение, здоровье | Я (отношение к себе) |
Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
• Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
• Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
• Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы.
• Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.
Оценка проводится по четырёхбальной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае.
4. Приложения
Анкеты для учащихся (приложение №1)
Карта воспитанности учащихся класса, группы, школы (приложение № 2)
Алгоритм отработки материалов (приложение № 3)
Обобщённые результаты уровня воспитанности учащихся (приложение № 4)
Приложение № 1
Анкета 1
для учащихся 1 -2 класса
Критерии (показатели воспитанности) | Оцениваю сам себя | Оценка педагога | Средний балл (итоговая оценка) |
| |
Любознательность | Проявляет интерес к учебе | 23 45 | 2 3 45 |
|
|
| Любит читать, слушать | 23 45 | 2 3 45 |
|
|
| Нравится выполнять задания, рисовать | 23 45 | 23 45 |
|
|
| Нравится получать хорошие отметки | 23 45 | 2345 |
|
|
Средний балл |
|
| |||
Отношение к школе | Выполняет правила для учащихся | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Добр в отношении с людьми | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Участвует в делах класса | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
| |||
Прилежание, трудолюбие | Старается в учебе | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Помогает другим в делах | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Обращается за помощью сам | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Помогает в семье выполнять домашнюю работу | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Любит дежурить в классе | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Помогает учителю | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
| |||
Бережное отношение к природе | К земле | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| К растениям | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| К животным | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
| |||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Опрятен в одежде | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Любит красивое вокруг себя | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Вежлив в отношении с людьми | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
| |||
Отношение к себе | Умеет управлять своим поведением | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
| Нет вредных привычек | 2 3 45 | 2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Анкета 2
для учащихся 3-5 классов
Критерии (показатели воспитанности) | Оцениваю сам себя | Оценка педагога | Средний балл (итоговая оценка) | |
Любознательность | Проявляет интерес к учебе | 23 45 | 23 45 |
|
Любит читать, слушать | 23 45 | 23 45 |
| |
Нравится выполнять задания, рисовать | 23 45 | 23 45 |
| |
Нравится получать хорошие отметки | 23 45 | 23 45 |
| |
Средний балл |
| |||
Отношение к школе | Выполняет правила для учащихся | 23 45 | 23 45 |
|
Добр в отношении с людьми | 23 45 | 23 45 |
| |
Выполняет правила внутреннего распорядка | 23 45 | 23 45 |
| |
Участвует в делах класса и школы | 23 45 | 23 45 |
| |
Средний балл |
| |||
Прилежание, трудолюбие | Старается в учебе | 23 45 | 23 45 |
|
Помогает другим в делах и сам обращается за помощью | 23 45 | 23 45 |
| |
Самостоятелен | 23 45 | 23 45 |
| |
Помогает в семье выполнять домашнюю работу | 23 45 | 23 45 |
| |
Любит дежурить в классе | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Помогает учителю | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Средний балл |
| |||
Бережное отношение к природе | К земле | 23 45 | 2 3 45 |
|
К растениям | 23 45 | 2 3 45 |
| |
К животным | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Средний балл |
| |||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 23 45 | 2 3 45 |
|
Опрятен в одежде | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Любит и ценит красивое вокруг себя | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Вежлив в отношении с людьми | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Средний балл |
| |||
Отношение к себе | Умеет управлять своим поведением | 23 45 | 2 3 45 |
|
Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Заботится о своем здоровье | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Умеет распределять время отдыха и учебных занятий | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Нет вредных привычек | 23 45 | 2 3 45 |
| |
Средний балл |
|
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Анкета 3
для учащихся 6-9 классов
Критерии (показатели воспитанности) | Оцениваю сам себя | Оценка педагога | Средний балл (итоговая оценка) |
| ||
Любознательность | Познавательный интерес к учебе | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Мне нравится учиться | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я сообразительный | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| У меня развита речь | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Мне нравится выполнять задания | 23 45 | 23 45 |
|
| |
Средний балл | ||||||
Отношение к школе, обществу | Я выполняю правила для учащихся | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я выполняю устав школы | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я следую нормам и правилам человеческого общежития | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я добрый в отношении с людьми | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я участвую в делах класса, школы | 23 45 | 23 45 |
|
| |
Средний балл |
| |||||
Прилежание, трудолюбие | Я стараюсь учиться хорошо | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я помогаю другим в делах | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Я обращаюсь за помощью сам | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Помогаю в семье выполнять домашнюю работу | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Люблю дежурить в классе | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Помогаю учителю | 23 45 | 23 45 |
|
| |
Средний балл |
| |||||
Бережное отношение к природе | Бережливость к земле | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Бережливость к растениям | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Бережливость к животным | 23 45 | 23 45 |
|
| |
Средний балл |
| |||||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Опрятен в одежде | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Люблю красивое вокруг себя | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Вежлив в отношении с людьми | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке... | 23 45 | 23 45 |
|
| |
Средний балл |
| |||||
Отношение к себе | Умею управлять своим поведением | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| У меня нет вредных привычек | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Забочусь о здоровье | 23 45 | 23 45 |
|
| |
| Умею организовать свое время | 23 45 | 23 45 |
|
| |
Средний балл |
| |||||
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 -качество не проявляется никогда.
Приложение № 2
Карта воспитанности учащихся, класса, группы, школы
(закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, педагог заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика)
Фамилия, имя ученика | Любознательность | Отношение к школе | Прилежание, трудолюбие | Бережное отношение к природе | Красивое в жизни | Отношение к себе | Рейтинг (суммарный балл) |
| Указывается средний балл по каждому показателю | ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
Высокий (от 4 до 5 баллов) |
| ||||||
Средний (от 3 до 4 баллов) |
| ||||||
Низкий (от 2 до 3 баллов) |
| ||||||
Отрицательный (от 1 до 2 баллов) |
|
Карта воспитанности заполняется каждый год после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся.
Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y - уровни воспитанности в процентах.
Приложение № 3
Алгоритм обработки материалов
Составить таблицу обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитанности учащихся в школе; классе».
В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.
Таблица 1
«Уровень воспитанности учащихся»
класс, группа______ , школа №
№ п/п | Критерии воспитанности | ФИ учащихся, группы, класса | Общее кол-во баллов | К средний показатель | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1 | Любознательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Отношение к школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Прилежание, трудолюбие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Бережное отношение к природе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Отношение к красивому в жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Отношение к себе Полезные привычки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого (кол-во баллов у конкретного ученика) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: 1. Средний показатель по каждому блоку £ баллов
Общ. кол-во уч-ся
2. Таблица составлена для 1 - 2 классов.