Положение о мониторинге уровня воспитанности детей
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении мониторинга уровня воспитанности обучающихся, воспитанников
в КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
1. Общие положения
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное прослеживание
за состоянием и прогнозированием её развития.
В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.
Разрабатывая систему мониторинга, мы исходим из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
2. Цели и задачи мониторинга
Цель мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи мониторинга:
- определить состояние уровня воспитанности учащихся;
- оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
- по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся;
- отследить траекторию развития учащихся 1-9 классов в процессе воспитательной работы школы.
3. Методика проведения мониторинга
Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы VIII вида, а именно: 1-5 классы; 6-9 классы.
Основные требования к определению критериев воспитанности:
- связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
- связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
Ступени обучения |
Цели воспитания |
Критерии оценки |
1-4 классы |
Развитие любознательности |
Любознательность |
|
Уважение к школе |
Мое отношение к школе |
|
Трудолюбие |
Прилежание, трудолюбие |
|
Бережное отношение к природе |
Бережное отношение к природе |
|
Чувство прекрасного |
Красивое в моей жизни |
|
Я - человек |
Как я отношусь к себе Мои полезные привычки |
5-7 классы |
Развитие познавательного интереса |
Кругозор |
|
Уважение к людям |
Я и школа |
|
Интерес к трудовой деятельности |
Прилежание |
|
Бережное отношение к природе |
Отношение к природе |
|
Эстетический вкус |
Эстетический вкус |
|
Я - личность |
Я (отношение к себе и ко мне) |
8-9 классы |
Развитие познавательной активности |
Кругозор |
|
Уважение к обществу |
Я и общество, я и власть |
|
Потребность в труде |
Отношение к труду |
|
Культура поведения в природе |
Я и природа |
|
Эстетическая культура |
Эстетический вкус |
|
Самоуважение, здоровье |
Я (отношение к себе) |
Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
• Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
• Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
• Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы.
• Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.
Оценка проводится по четырёхбальной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае.
4. Приложения
Анкеты для учащихся (приложение №1)
Карта воспитанности учащихся класса, группы, школы (приложение № 2)
Алгоритм отработки материалов (приложение № 3)
Обобщённые результаты уровня воспитанности учащихся (приложение № 4)
Приложение № 1
Анкета 1
для учащихся 1 -2 класса
Критерии (показатели воспитанности) |
Оцениваю сам себя |
Оценка педагога |
Средний балл (итоговая оценка) |
|
|
Любознательность |
Проявляет интерес к учебе |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Любит читать, слушать |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Нравится выполнять задания, рисовать |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Нравится получать хорошие отметки |
23 45 |
2345 |
|
|
Средний балл |
|
|
|||
Отношение к школе |
Выполняет правила для учащихся |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Добр в отношении с людьми |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Участвует в делах класса |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|
|||
Прилежание, трудолюбие |
Старается в учебе |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Помогает другим в делах |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Обращается за помощью сам |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Помогает в семье выполнять домашнюю работу |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Любит дежурить в классе |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Помогает учителю |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|
|||
Бережное отношение к природе |
К земле |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
К растениям |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
К животным |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|
|||
Красивое в жизни |
Аккуратен в делах |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Опрятен в одежде |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Любит красивое вокруг себя |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Вежлив в отношении с людьми |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|
|||
Отношение к себе |
Умеет управлять своим поведением |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
|
Нет вредных привычек |
2 3 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Анкета 2
для учащихся 3-5 классов
Критерии (показатели воспитанности) |
Оцениваю сам себя |
Оценка педагога |
Средний балл (итоговая оценка) |
|
Любознательность |
Проявляет интерес к учебе |
23 45 |
23 45 |
|
Любит читать, слушать |
23 45 |
23 45 |
|
|
Нравится выполнять задания, рисовать |
23 45 |
23 45 |
|
|
Нравится получать хорошие отметки |
23 45 |
23 45 |
|
|
Средний балл |
|
|||
Отношение к школе |
Выполняет правила для учащихся |
23 45 |
23 45 |
|
Добр в отношении с людьми |
23 45 |
23 45 |
|
|
Выполняет правила внутреннего распорядка |
23 45 |
23 45 |
|
|
Участвует в делах класса и школы |
23 45 |
23 45 |
|
|
Средний балл |
|
|||
Прилежание, трудолюбие |
Старается в учебе |
23 45 |
23 45 |
|
Помогает другим в делах и сам обращается за помощью |
23 45 |
23 45 |
|
|
Самостоятелен |
23 45 |
23 45 |
|
|
Помогает в семье выполнять домашнюю работу |
23 45 |
23 45 |
|
|
Любит дежурить в классе |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Помогает учителю |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|||
Бережное отношение к природе |
К земле |
23 45 |
2 3 45 |
|
К растениям |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
К животным |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|||
Красивое в жизни |
Аккуратен в делах |
23 45 |
2 3 45 |
|
Опрятен в одежде |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Любит и ценит красивое вокруг себя |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Вежлив в отношении с людьми |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
|||
Отношение к себе |
Умеет управлять своим поведением |
23 45 |
2 3 45 |
|
Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Заботится о своем здоровье |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Умеет распределять время отдыха и учебных занятий |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Нет вредных привычек |
23 45 |
2 3 45 |
|
|
Средний балл |
|
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Анкета 3
для учащихся 6-9 классов
Критерии (показатели воспитанности) |
Оцениваю сам себя |
Оценка педагога |
Средний балл (итоговая оценка) |
|
||
Любознательность |
Познавательный интерес к учебе |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Мне нравится учиться |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я сообразительный |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
У меня развита речь |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Мне нравится выполнять задания |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Средний балл |
||||||
Отношение к школе, обществу |
Я выполняю правила для учащихся |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я выполняю устав школы |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я следую нормам и правилам человеческого общежития |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я добрый в отношении с людьми |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я участвую в делах класса, школы |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Средний балл |
|
|||||
Прилежание, трудолюбие |
Я стараюсь учиться хорошо |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я помогаю другим в делах |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Я обращаюсь за помощью сам |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Помогаю в семье выполнять домашнюю работу |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Люблю дежурить в классе |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Помогаю учителю |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Средний балл |
|
|||||
Бережное отношение к природе |
Бережливость к земле |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Бережливость к растениям |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Бережливость к животным |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Средний балл |
|
|||||
Красивое в жизни |
Аккуратен в делах |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Опрятен в одежде |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Люблю красивое вокруг себя |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Вежлив в отношении с людьми |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке... |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Средний балл |
|
|||||
Отношение к себе |
Умею управлять своим поведением |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
У меня нет вредных привычек |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Забочусь о здоровье |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
|
Умею организовать свое время |
23 45 |
23 45 |
|
|
|
Средний балл |
|
|||||
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 -качество не проявляется никогда.
Приложение № 2
Карта воспитанности учащихся, класса, группы, школы
(закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, педагог заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика)
Фамилия, имя ученика |
Любознательность |
Отношение к школе |
Прилежание, трудолюбие |
Бережное отношение к природе |
Красивое в жизни |
Отношение к себе |
Рейтинг (суммарный балл) |
|
Указывается средний балл по каждому показателю |
||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
Высокий (от 4 до 5 баллов) |
|
||||||
Средний (от 3 до 4 баллов) |
|
||||||
Низкий (от 2 до 3 баллов) |
|
||||||
Отрицательный (от 1 до 2 баллов) |
|
Карта воспитанности заполняется каждый год после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся.
Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y - уровни воспитанности в процентах.
Приложение № 3
Алгоритм обработки материалов
Составить таблицу обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитанности учащихся в школе; классе».
В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.
Таблица 1
«Уровень воспитанности учащихся»
класс, группа______ , школа №
№ п/п |
Критерии воспитанности |
ФИ учащихся, группы, класса |
Общее кол-во баллов |
К средний показатель |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
Любознательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Отношение к школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Прилежание, трудолюбие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Бережное отношение к природе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Отношение к красивому в жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Отношение к себе Полезные привычки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого (кол-во баллов у конкретного ученика) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: 1. Средний показатель по каждому блоку £ баллов
Общ. кол-во уч-ся
2. Таблица составлена для 1 - 2 классов.