12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салтыкова Анастасия Александровна1189
Учитель начальных классов, педагог-психолог.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Организация мониторинга уровня сформированности УУД

 

учитель начальных классов

Салтыкова А.А.
 

Организация мониторинга уровня сформированности УУД

Что такое мониторинг?

Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

Мониторинг — система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков. Нормализация управления какой-либо системой не может не основываться на объективных знаниях об этой системе. Динамизм такой сложной иерархичной системой, какой является общеобразовательная сфера, требует введения совершенной в технологическом отношении и содержательной в своей основе системы мониторинга.

Школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

Важным фактором в управлении образовательным процессов в школе остается контроль – ведущая функция управления, призванный выполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Из опыта своей работы можно сделать вывод, что многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны. Традиционные статистические съемки системы образования не дают целостной системы тенденций в её основных звеньях. Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться, прежде всего, гибкими, гармоничными множествами качественных показателей.

Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в школе разрабатывается школьная модель мониторинга, который направлен на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

-образовательной среды;

-образовательных технологий;

-результатов образовательного процесса;

-эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.

Сейчас, очень часто стал встречаться термин мониторинг в образовании. Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Целью мониторинга в школе является обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития. В нашей школе задачами мониторинга являются следующие:

-разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в школе и методик -сбора информации;

-сбор информации;

-разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;

-обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

-осуществление первичного анализа информации, классификация информационных массивов;

-выявление основных тенденций развития системы образования в школе;

-создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;

-совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе;

-выделение наиболее типичных признаков успеха или неуспеха организационно-управленческой деятельности.

Объект мониторинга.

Объектом мониторинга является класс, учитель, обучающийся, а также отдельные направления деятельности школы.

Предмет мониторинга.

Предметом мониторинговых исследований качества образования являются:

-результаты учебной и образовательной деятельности;

-условия и ресурсное обеспечение образовательного процесса.

Уровни мониторинга.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям;

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Виды мониторинга.

1. По этапам проведения: предварительный, текущий, итоговый.

2. По частоте процедур: разовый, периодический, систематический.

3. По форме: персональный, тематический, классно-обобщающий, комплексный.

Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверкой на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы.
Для организации мониторинга сформированности, как предметных, так и метапредметных результатов, учителю необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.

При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся обязательный уровень образовательных достижений. Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.

Обязательный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
В повышенном уровне достижения планируемых результатов оценка достижения осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (метапредметные и предметные стандартизированные письменные и устные, практические, творческие работы, проекты, наблюдение, самоанализ и самооценка, др.) Учащимися ведется «таблица моих затруднений» (результаты текущих диагностических и тренировочных работ) и «таблица моих достижений» (результаты тематических и итоговых работ) при изучении каждой темы, а учитель заполняет таблицу предметных результатов. Это помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что дает возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью (регулятивные), что и требуют современные стандарты образования. Особое внимание необходимо уделять определению уровня достижений универсальных учебных действий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Методы диагностики уровня сформированности регулятивных УД                                              

Методы диагностики сформированности познавательных УД                                                   

Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных УД                                                    

Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.)

Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.)

 

 

 Диагностика уровня сформированности УД (Марковой А.К.)

 

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

Приёмы формирования коммуникативных УД:

•    Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
•    Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
•    Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
•    Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
•    Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
•    Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
•    Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Приёмыформирования познавательных УД:

-прием толстых и тонких вопросов

-ромашка Блума

-прием Фишбоун

-карусель

-мозговой штурм

-перекрестная дискуссия

-шесть шляп мышления

 -чтение с остановками

-оценочное окно

-прием "Верные-неверные утверждения"

-древо предсказаний

-эссе, свободное письмо

-исследовательская работа

 -приемы технологии Французских мастерских:

 -символического видения,

 -сравнения версий,

  -«Если бы...»,

-самостоятельного конструирования определений понятий,

- «ключевых слов»,

 -эвристического исследования,

 -конструирования вопросов,

 -смысловых ассоциаций, вживания,

 -образного видения, 

- «Закончи предложение»,

 -«Панель» 

-приемы учебной деятельности

Приёмы формирования регулятивных УД:

1. Система контрольных работ(направленная на формирование навыковсамоконтроля и самооценки)

2. Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)

Этапы проведения мониторинговых исследований

1.Сроки проведения внутришкольного мониторинга устанавливаются планом работы школы, утверждаются директором школы.

2. Мониторинговые исследования включают три этапа:

1. Подготовительный:

-определение объекта мониторинга;

-постановка пели:

-определение критериев оценки результатов мониторинга;

-разработка инструментария для проведения мониторинга;

-установка сроков проведения.

2.Практический (сбор информации):

-анализ документации;

-тестирование, контрольные срезы, творческие работы;

-анкетирование, собеседования с обучающимися, родителями, учителями;

-самооценка.

3. Аналитический:

-систематизация, анализ информации;

-разработка рекомендаций;

-контроль за реализацией принятых управленческих решений.

Итоги мониторинга.

1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации.

2. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, при завучах, на Совете школы.

3. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, издаются приказы, осуществляется планирование и прогнозирование развития школы.


Приложение

 



 


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.