Анализ результатов диагностики уровня воспитанности обучающихся 5 группы
Анализ
результатов диагностики уровня воспитанности
обучающихся 5 группы
10 марта 2017 года.
Цель: Выявление уровня воспитанности в 5 группе за период сентябрь 2016 г. – март 2017г.
Задачи:
Определить состояние уровня воспитанности детей в 5 группе методом анкетирования и наблюдения.
Оценить и выявить основные проблемы воспитательного процесса в группе.
Наметить решения и внести предварительные коррективы в рабочую программу по воспитательной работе для регулирования и коррекции уровня воспитанности детей.
Объект исследования: система уровня воспитанности в 5 группе.
Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.
Рабочая гипотеза: ежегодное диагностирование по направлениям развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.
Численность респондентов: 13 воспитанников.
На первом этапе определения уровня воспитанности применялась диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И. Шиловой для 5-9 классов (Диагностика № 1). Использован метод наблюдения. Проведено 1 марта 2017 года.
Согласно данным проведенного исследования в группе хороший уровень воспитанности - 3,9 балла. Характеризуется данный уровень следующими параметрами:
устойчивое положительное поведение, наличие саморегуляции и самоорганизации;
имеют правильное, но не совсем полное представление о нравственном идеале, выражают устоявшееся мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности;
не имеют четкой программы самовоспитания;
активная общественная позиция еще не проявляется;
наблюдается расхождение между поступками и убеждениями, единичны случаи нравственной неустойчивости;
преобладание духовных ценностей над материальными.
Из всего состава группы имеют:
3 воспитанника (23,1%) - высокий уровень воспитанности, который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции (Акчалова У., Когут Д., Жижелев К.).
4 воспитанника (30,8%) - хороший уровень воспитанности, который определяется в основном, сформированностью внутренних регуляторов поведения, но в критических ситуациях нуждаются в помощи, характерна положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна (Мызыков Д., Дугашев В., Клименко Д., Лановой С.).
5 воспитанников (38,5%) - средний уровень воспитанности, которому свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции. Отсутствует общественная позиция, характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями (Анатов А., Аламчин А., Кузмаков Ы., Бадиков А., Курьин М.).
1 воспитанник (7,6%) - низкий уровень воспитанности, который характеризуется низкой степенью действенности нравственного идеала; нравственной неустойчивостью, отвержением необходимости самовоспитания. Происходит частичное игнорирование педагогического воздействия, направленное на мотивацию самовоспитания, проявление себя как само разрушающейся личности, склонной к асоциальному поведению (Кикеев И.).
Диагностирование проводилось по 5 направлениям. Каждое направление имеет свои показатели воспитанности. Результаты диагностики отражены в диаграммах в процентном соотношении.
Направление: «Отношение к обществу» содержит в себе следующие показатели:
1.1. Долг и ответственность.
1.2.Бережливость.
Вывод: В данном направлении необходимо обратить внимание на повышение чувства долга и ответственности у тех воспитанников, которые имеют средний уровень (Бадиков А., Курьин М., Анатов А., Аламчин А., Кузмаков Ы.). Эти воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей (забывчивости, рассеянности и т.п.) требуют четкого и последовательного инструктажа действий, контроля над выполнением поручения. Необходимо усовершенствовать систему индивидуальных небольших поручений для самостоятельного выполнения, что будет повышать чувство долга и ответственности.
Обратить особое внимание на воспитательную работу по повышению бережливости у тех детей, которые имеют низкий (Кикеев И.) и средний уровень (Анатов А., Курьин М., Бадиков А., Лановой С.). В силу индивидуальных особенностей Кикеев И. преднамеренно портит не только личные вещи, но и принадлежащие другим, а так же школьное имущество.
Необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год и разработать занятия на тему бережливости. Индивидуальная коррекционная работа должна проводиться по мере необходимости в форме беседы.
Направление: «Отношение к труду».
2.1. Дисциплинированность.
2.2 Ответственное отношение к учению.
2.3. Отношение к общественному полезному труду (трудолюбие).
Вывод: Дисциплинированность в классе имеет средний уровень, это обусловлено адаптационным периодом (переход из начальной школы в среднее звено). Многие дети трудно адаптировались – это Лановой С., Клименко Д., Кузмаков Ы., Бадиков А.,Кикеев И. Данные воспитанники с 1 класса требуют контроль со стороны взрослых, четкий инструктаж, напоминание о нормах и правилах поведения.
Ответственное отношение к учению имеет в группе хороший уровень. Воспитанники адекватно воспринимают необходимость образовательного процесса. Необходимо обратить особое внимание на детей со средним уровнем – Кузмаков Ы., Алимчин А., Кикеева И. Эти дети прибыли в 3 классе не зная букв и не умея читать, писать, считать. Очень тяжело усваивали учебный материал. В настоящее время испытывают большие трудности при выполнении домашнего задания – Аламчин А. по всем предметам, Кикеев И. и Кузмаков Ы. по чтению, русскому языку.
Отношение к общественному труду имеет хороший уровень. Кикеев И. в силу индивидуальных особенностей, нуждается в контроле и четком инструктаже, поскольку очень импульсивен и рассеян. Остальные воспитанники - Аламчин А., Бадиков А., Курьин М. ленивы и стараются избежать трудовых дел, дежурства, не проявляют инициативы.
Таким образом, необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год и разработать занятия на темы дисциплины, силы воли и т.п. Индивидуальная коррекционная работа должна проводиться в форме беседы, упражнений. Разработать систему небольших трудовых дел, предполагающие формирование самостоятельности, ответственности, самодисциплины и самоконтроля.
Рекомендуется проводить просветительскую работу среди родителей о значении выполнения домашних дел для развития у детей чувства ответственности и трудолюбия. Низкий интерес к труду говорит об ошибках в семейном трудовом воспитании.
Направление: «Отношение к людям».
3.1. Коллективизм и товарищество.
3.2. Толерантность, доброта и отзывчивость.
3.3. Честность и правдивость.
Вывод: Группа представляет собой сплоченный коллектив. Кикеев И. и Аламчин А. в силу своих индивидуальных особенностей, предпочитают одиночество.
Показатель: «Толерантность, доброта отзывчивость» имеет средний уровень в группе. Кикеев И. имеет низкий уровень опять же в силу индивидуальных особенностей. Иван импульсивен, не контролирует поведение и эмоции, без причины может проявлять агрессию к товарищам, предпочитает одиночество.
Серьезная проблема в группе у большинства детей – это честность и правдивость. Кикеев И. и Клименко Д. имеют низкий уровень, практически всегда лгут. При совершении проступка не признаются, даже если уличены непосредственно при совершении. Наблюдается проявление неадекватной реакции – плач, крик, агрессия.
Лановой С., Курьин М, Кузмаков Ы., Аламчин А. имеют средний уровень. Не всегда выполняют обещания, не сразу признаются в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами
Таким образом, необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год, разработать занятия на темы значения правды и лжи в жизни человека, а так же упражнения на сплочение коллектива, которые следует проводить 1-2 раза в неделю.
Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию в индивидуальной воспитательной работе. Проводить беседы о чертах характера, формировать навык анализировать поступки и т.д. Усовершенствовать систему поощрения за правдивость и честность, умение сразу признавать свои ошибки и проступки, спокойно и выдержано.
Направление: «Отношение к себе».
4.1. Простота и скромность.
Вывод: Направление: «Простота и скромность» имеет хороший уровень. Трое воспитанников имеют средний уровень - Кузмаков Ы., Кикеев И., Лановой С. Ведут себя удовлетворительно в присутствии старших и педагогов.
Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию данных детей и соответственно разработать систему коррекционных занятий раз в месяц, а так же выстроить и усовершенствовать индивидуальную коррекционную работу по повышению ответственности, самоконтроля и т.п.
Направление: «Отношение к культуре».
5.1. Культурный уровень
Вывод: Культурный уровень в группе средний. Низкий уровень имеют – Аламчин А., Кикеев И., Лановой С. в силу индивидуальных особенностей. Средний уровень - Кузмаков, Курьин, Клименко, Дугашев, Бадиков.
Рекомендуется развивать любознательность, повышение интереса к чтению, культуре, искусству через коррекционные занятия (1 раз в месяц) и систематическую индивидуальную работу в форме беседы, групповых творческих занятий, вечеров и т.д. Вести просветительскую работу с родителями о том, что бы занимались культурным просвещением и образованием ребенка – посещение музеев, выставок, театра, совместные чтения художественной литературы, посещение библиотеки, просмотры художественных, документальных и исторических фильмов, совместное творчество и т.д.
На втором этапе определения уровня воспитанности применялась диагностика (№ 2) уровня воспитанности М.И. Шиловой для 5-9 классов. Использован метод анкетирования. Проведено 3 марта 2017 года.
Дети самостоятельно отвечали на вопросы анкеты без помощи педагога. Данное исследование имело целью выявление насколько они адекватно, и объективно могут оценить свой уровень воспитанности. Согласно данным анкетирования в группе средний уровень воспитанности – 0,7 балла. Из всего состава группы имеют:
6 воспитанников (46,2%) - хороший уровень воспитанности.
5 воспитанников (38,4%) - средний уровень воспитанности.
2 воспитанника (15,4%) - низкий уровень воспитанности.
По данным анкетирования в классе нет детей, имеющих высокий уровень воспитанности, когда как в диагностике № 1 он составляет 23,1%. Довольно существенная разница в хорошем уровне воспитанности между диагностиками № 1 и № 2 на 15,4%. Средний уровень имеет одинаковые показатели. Низкий уровень воспитанности отличается на 7,6%.
Согласно вышеприведенным данным, самооценка уровня воспитанности в основном занижена. Дети, которые по диагностике № 1 имеют средний и низкий уровень воспитанности завысили показатели:
С низкого на средний – Кикеев.
Со среднего на хороший – Курьин, Бадиков.
Занизили данные:
Со среднего на низкий – Аламчин, Анатов.
С хорошего на средний - Лановой, Мызыков
С высокого на хороший - Когут, Жижелев и Акчалова.
Адекватная самооценка без расхождений между первой и второй диагностикой у Клименко, Кузмакова, Дугашева. Это говорит о хорошей тенденции развития самооценки у данных воспитанников.
Расхождения с диагностикой № 1 и 2 имеет следующие причины - анкетирование проводилось впервые, следовательно, возможно, дети неправильно поняли предложенные суждения для самооценивания в анкете, путались в баллах и т.п.
Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечается у воспитанников с лучшим поведением и соответственно с более высоким уровнем интеллекта. Для детей, успевающих слабо и страдающих нарушением поведения, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний. Завышенная самооценка – общая незрелость личности. Таким образом, нарушение самокритичности у воспитанников отрицательно отражаются на возможностях приобщения их к самовоспитанию.
Важно перед проведением следующего анкетирования, проводить индивидуальный и более четкий инструктаж по блокам анкеты в течение года. В программу воспитательной работы внести коррекционные занятия на формирование адекватной и объективной самооценки, усовершенствовать систему поощрения и стимулирования. Поскольку, адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество воспитанника.
Завершающим этапом было проведение диагностики нравственной самооценки (автор методики Колмогорцева Л. Н.). В группе все дети (100 %) показали высокий уровень нравственной самооценки. Это показатель того, что в целом, сформировались нравственные нормы, и определилось положительное отношение к ним. В поведении проявляются ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводят разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, читают.
Завышена нравственная самооценка у Бадикова А., Кикеева И., поскольку для воспитанников, страдающих нарушением поведения, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний.
Подводя итоги диагностирования важно внести коррективы в рабочую программу воспитательной работы - разработка и усовершенствование последовательной системы индивидуальных бесед, коррекционных занятий и т.д. Это необходимо, чтобы повысить уровень воспитанности группы в целом и каждого ребенка в частности, сформировать адекватную и объективную самооценку.
Воспитанникам, у которых низкий, средний и хороший уровень воспитанности необходимо предложить социально ценные ориентиры, дать советы, что надо сделать, чтобы шагнуть на ступеньку выше в своем личностном и гражданском становлении. Такими ориентирами должны стать самостоятельная организация деятельности, регулировка поведения и отношений, побуждение к активным действиям своих товарищей.
Таким образом, необходимо продолжить работу над повышением уровня воспитанности детей через:
Проведение коррекционных занятий, которые должны быть направлены:
повышение самооценки у воспитанников;
постепенное развитие способности анализировать и контролировать себя, управлять собой;
постепенное приучение ребят к оценке поведения товарищей и самооценке;
формирование прочной системы нравственной саморегуляции, выработку потребности в высоконравственных поступках и самостоятельном поведении.
формирование адекватной и объективной самооценки;
овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Проведение творческих занятий.
Индивидуальные беседы и трудовые дела.
Включение воспитанников в такую деятельность, которая вызывала бы потребность и необходимость обдумывания своих действий и поступков и предвидения их последствий
Самым идеальным результатом воспитательной работы в будущем, можно считать такое развитие личности, при котором будет полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения.