Положение о школьной психологической службе

3
0
Материал опубликован 12 December 2016

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной психологической службе

ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе составлено на основании:

- приказа Минобразования России от 22.10.1999 636. "Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";

- письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)";

- письма Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

- письма ФСЗ РФ от 26.07.1995 N П-3-11-1450 "О Службе практической психологии образования".

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Психологическая служба (далее по тексту – Служба) – одно из структурных подразделений школы.

1.2. Психологическая служба школы-интерната именуется «службой» не по причине многочисленности ее работников, а в связи с осуществлением комплекса взаимосвязанных направлений работы и системностью своей деятельности.

1.3. Служба обеспечивает психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе- интернате. Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей, раскрытия их потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде.

1.4. Цели и задачи Службы могут реализовываться одним штатным сотрудником, имеющим соответствующее образование. Если к работе в службе привлекаются несколько специалистов, директором школы назначается Руководитель службы, а все обязанности по психологическому сопровождению воспитанников школы-интерната распределяются между ее сотрудниками.

1.5. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.

1.6. В своей деятельности Служба руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодёжи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими её деятельность.

1.7. При планировании своей деятельности Служба ориентируется на интересы воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы.

1.8. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков.

1.9. Служба может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы.

В непосредственном распоряжении Службы находятся закреплённые помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

2.1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ СЛУЖБЫ

Целью Службы является сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа посредством создания социально-психологических условий для их успешного обучения и развития. При этом под психологическим здоровьем понимается такая динамику интеллектуального, личностного и социального развития ребенка, которая вписывается в границы возрастной нормы и не создает предпосылок для развития психосоматических заболеваний.

2.2. ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

2.2.1. Создание социально-психологических условий для полноценного развития ребенка: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения.

2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социально-неблагополучной среде.

2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия.

2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах воспитания и обучения детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

2.2.6. Осуществление социально-диспетчерской деятельности для оказания воспитанникам помощи, выходящей за рамки профессиональной компетенции работников школы-интерната.

2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ

2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды.

Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Данное направление деятельности включает в себя:

- социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы, психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционно-развивающих воздействий и т.п.);

- социально-психологическое проектирование (разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.).

2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей; профессиональную ориентацию.

Данное направление деятельности включает в себя:

- психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);

- психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей));

- психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей);

- психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач);

- психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптациивоспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- профессиональную ориентацию (психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости воспитанников с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда);

- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах профессионального мастерства.

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ

3.1. Основными направлениями работы педагога-психолога службы в школе-интернате являются: подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе, адаптация учащихся 5 классов к обучению в среднем звене, профориентация старшеклассников, работа с детьми «группы риска» ( с трудностями в обучении и поведенческими проблемами, склонными к асоциальному поведению).

3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах.

Группы для занятий могут формироваться в начале и середине учебного года по результатам диагностической работы в начале и середине учебного года, а также в течение года по запросам администрации, учителей и воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий.

Список воспитанников для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся в середине учебного года на основе диагностических срезов. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с трудностями в обучении (низким уровнем интеллектуального развития) и поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению).

3.3. Выявление детей с низким уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными проблемами регистрируются в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения.

На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое сопровождение заполняется карта развития, в которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также индивидуальный маршрут психологического сопровождения.

3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3 раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий. В среднем она составляет от 20 до 45 минут.

3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы работы с детьми, занятия продолжаются.

РАЗДЕЛ VΙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ

4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ

Педагог-психолог Службы обязан:

4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.

4.1.2. Содействовать охране прав воспитанников в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации.

4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников.

4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи.

4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей).

4.1.7. Оказывать помощь воспитанникам, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем.

4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников.

4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению воспитанников школы-интерната.

4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ

Педагог-психолог имеет право:

4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы.

4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных совещаниях на уровне школы.

4.2.3. Повышать квалификацию.

4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ

4.3.1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы.

4.3.2. Текущие планы работы (на неделю, месяц).

4.3.3. Расписание работы.

4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога.

4.3.5. Карты развития детей, состоящих на психологическом сопровождении.

4.3.6. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических срезов.

4.3.7. Психологические характеристики детей.

4.3.8. Маршруты индивидуального сопровождения детей, состоящих на психологическом сопровождении.

4.3.9. Аналитические отчеты о работе психолога за год

 

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ

4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время их проведения.

4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.