Урок «Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»»

9
6
Материал опубликован 9 November 2017 в группе

Урок литературы в 5классе

Тема:»Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: обучить анализу и чтению драматического произведения; способствовать развитию мышления; формировать умение сопоставлять героев сказки, делать выводы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: развитие речи и артистических способностей.

Личностные: положительное отношение учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Ход урока

I.Организационный момент: приветствие, пожелание друг другу успехов, хорошего настроения.

Мотивация к учебной деятельности: Ребята, я в руках держу корзину «Успешный урок» ,давайте в нее положим то, что нам будет необходимо для того, чтобы наш урок прошел успешно. (Дети пишут на листках фразы ,читают их и складывают свои записки в корзину)-3мин.

II.Актуализация знаний

Теоритическая станция (тест. Обучающиеся оценивают себя на Листе самооценки)

Дать определение понятию «пьеса»

Диалог-это….

Ремарка-это..

Монолог-это…

Персонаж-это..

Оцените себя по пятибалльной шкале.

Содержание сказки «Чьи это слова?»

- И вас жалко, и золото жалко, а больше всего себя жалко.(дочка)

-Сначала надо подумать, а потом писать. (профессор)

_-Весной- то за подснежники не золотом платят, а медью.(мачеха)

- Не могу же я писать и думать в одно и то же время.(королева)

-Да какие теперь подснежники. ведь зима! (падчерица)

Оцените себя по пятибальной шкале.-7мин

III. Введение в тему урока, постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать сказку «Двенадцать месяцев». Какова будет тема урока, вы узнаете, если соберете пазл.

(Детям раздаются пазлы с положительными и отрицательными героями. Они собирают пазл, называют героев, группируют их)Работа по группам

-Назовите героев, изображенных на иллюстрациях.

-Какие поступки они совершали?

-Какие слова вы бы подобрали к этим иллюстрациям?

-Как будет звучать тема урока? (Запись темы урока)

-Что мы должны будем узнать? Как нам это узнать?

-Как мы узнаем о персонажах, если в сказке нет авторской характеристики? На что мы будем обращать внимание? (поведение, речь, отношение к окружающим)5мин

Физминутка-релаксация3 мин

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно! Такое нежное, яркое, ласковое, теплое, как руки мамы! Все дотянулись? Возьмите его в руки, приятно добро держать в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром!

IV.Открытие новых знаний и первичное закрепление. 20 мин

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»(сцена «На уроке»)

-Какой эпизод мы посмотрели? Для чего?

-Что вы можете сказать о королеве?

А теперь обратитесь к теме нашего урока и охарактеризуйте королеву одним словом. Какой это персонаж? (Дети отвечают на вопросы , делают выводы, обобщают)

-Есть ли еще в сказке отрицательные герои?(Дочка, мачеха).Подтвердите тестом свое мнение.

-Запишите этих героев. Дайте им характеристику .

Скажите одним словом, какие по характеру эти герои?(Злые)

-Подберите антоним к слову «злой» (добрый). Кого из действующих лиц сказки вы бы соотнесли с этим словом и почему?

-Какими положительными качествами они обладают? Зачитайте фразы, которые доказывают нам, что данные герои- положительные персонажи.

Запишите качества характеров этих героев. (Записывают, называют, обсуждают)

Итак, какие же герои являются положительными? отрицательными?

-Какие уроки вы извлекли для себя из этой пьесы-сказки?

-Докажите, что каждому воздалось по заслугам.

-Чему научил вас этот урок?

-Поставьте себе оценки за работу на уроке по новому материалу в Лист самооценки.

Просмотр клипа на песню «Доброта»-2мин

VI. Рефлексия.- 5мин

-Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы ее? Каким способом?

-Получился ли у нас урок успешным? Обоснуйте свое мнение.

Продолжите фразу: На уроке я научился…

Мне было интересно…

Свою работу на уроке я оцениваю..

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок. Спасибо! И сказка замечательная. Надеюсь, ваши детки главные её мысли понимают, не ограничиваясь характеристиками "плохой" и "хороший".

9 November 2017

Спасибо за комментарий! Конечно,для характеристик героев этих слов недостаточно, поэтому, учитывая возраст детей и их словарный запас, им были предложены различные качества характера, а они должны были определить, к какому герою относятся те или иные качества. В случае затруднения было разрешено обращаться к толковым словарям. Василий, если Вам понравился урок, поставьте пожалуйста, "спасибо". Мне это надо для аттестации.

10 November 2017

Грамотный урок! Здорово,что мотивируете детей! Заходите в гости! А ошибку Василия Михайловича я исправила! Удачи!

9 August 2018

Спасибо большое за теплые слова и пожелания!

9 August 2018

Замечательный урок! Беру себе в копилочку!

8 November 2018

Спасибо за отзыв! Приятно, когда твои материалы могут пригодиться другим!

8 November 2018