12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Ивановна83
Россия, Хабаровский край, Хабаровск




















2022 год.

Помощь по дому:

что поручить детям?

Что такое расписание?

Использование карточек PECS

Педагог-психолог

Карпалова Ирина Ивановна


Помощь по дому: что поручить детям. Что такое расписание?

Использование карточек PECS

Цели:

1. Целенаправленное, самостоятельное общение родителей и детей с ОВЗ при помощи системы PECS. Побуждение родителями неговорящего ребенка начать коммуникационное взаимодействие при помощи карточек PECS.

2. Изучение вопроса, какие поручения по дому можно дать детям с ОВЗ, и что такое «Расписание?».

3. Изучение вопроса составления «Технологической карты». Приобретение знаний в проектировании «ехнологической карты», алгоритм её конструирования.

Задачи:

1. Научить родителей взаимодействовать с детьми при помощи системы PECS.

2. Научить родителей, какие поручения по дому можно давать своим детям, составлять «расписание», взаимодействовать с детьми при помощи «расписания».

3. Раскрыть необходимость создания практического инструмента «технологической карты». Научить самостоятельно конструировать «технологическую карту», и взаимодействовать с детьми при помощи «технологической карты».

Слайд 1. Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Ирина Ивановна педагог-психолог. Тема нашей беседы - «Помощь по дому: что поручить детям. Что такое расписание? Использование карточек PECS».

Задумывался ли кто-нибудь из вас, что могут ваши дети делать по дому? Какие обязанности уже выполняют ваши дети?

Слайд 2. - Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку — это научить его или ее быть более самостоятельным. Научить обслуживать себя. Это будет способствовать формированию трудовых умений и навыков, способствовать расширению социального опыта детей. Поможет облегчению процесса интеграции их в общество.

Что для этого нужно сделать? Как вы думаете? Давайте обсудим.

Слайд 3. - Ребенок должен видеть, как вы наводите порядок дома. Но, к сожалению, не многие родители так делают.

Чаще всего родители занимаются домашними делами, пока ребенок спит, или в школе.

Приведу пример, мама с сыном закончили играть и отправились с ребенком на кухню обедать, а игрушки остались лежать на полу в беспорядке. Мама усадила ребенка кушать и, пока он ест, вернулась в комнату и разложила игрушки по местам. Ребенок возвращается из кухни и видит в комнате порядок.

Как вы думаете правильно ли поступила мама в этой ситуации? Ответы родителей.

Правильно, сперва нужно убрать игрушки вместе с ребенком, а потом пойти обедать. Просьба убирать за собой игрушки должна звучать доброжелательно.

Когда ребенок не видит процесса, не видит усилий, которые прилагаются для создания порядка, у него не возникает ощущения ценности порядка, ценности затраченных сил и времени.

Ваш пример – одна из основ приучения ребёнка к порядку.

Боритесь с желанием всё сделать быстро и самостоятельно.

Обязательно похвалите ребёнка, поблагодарите за помощь.

Важно наличие стимула поощрения. Придумайте поощрение для вашего ребенка сами.

Ребенок должен знать, что уборка - не наказание, а заключительная часть игры.

Не наводите порядок, когда ребенок этого не видит.

ЗАПОМНИТЕ: все, что можно убрать, помыть, привести в порядок без применения химии, нужно делать вместе с ребенком.

Слайд 4. Что же можно поручить вашему ребенку? Есть множество подходящих поручений по возможностям вашего ребенка, которые он в состоянии выполнять. Посмотрите, что им можно предложить:

складывать грязную одежду в стирку; рассортировать или развесить белье;

убирать книги и журналы;

накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);

вытирать пролитое;

выбрасывать мусор; подметать;

убирать со стола; убираться в кухне;

поливать растения;

приготовить завтрак из хлопьев, сделать бутерброд, помогать готовить ужин, накрывать на стол;

убирать в спальне, в ванной, вытирать пыль? выбрасывать мусор; подметать;

наливать напитки;

отвечать на телефонные звонки.

разбирать купленные продукты;

чистить овощи;

гулять с собакой (под наблюдением родителей);

убирать игрушки;

Загружать и доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;

Стирать свои носки; складывать свою одежду;

убирать свою постель и менять постельное белье;

присматривать за младшими братьями и сестрами (под наблюдением родителей);

Одеться или раздеться, сложить вещи на место.

Список можно продолжить.

Скажите, пожалуйста, что из этого списка уже умеют делать ваши дети? Поделитесь вашим опытом. (Ответы родителей).

Дети сначала могут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, и др. Но постепенно они втянутся.

Наша задача помочь им научиться.

Как же это сделать?

Необходимо выработать алгоритм действий при формировании определённых социальных навыков (Уборка дома, уход за одеждой, обувью и т. д.).

Использовать доброжелательный тон, обязательная похвала за каждое выполненное дело.

Дети охотно подражают родителям. Поэтому Ваш собственный пример – одна из основ приучения детей к порядку.

Слайд 5. Нужно начать с «расписания».

А что такое расписание, как вы думаете?

В классах вы наверно видели ковролиновую доску с днями недели, погодой, расписаниями занятий и карточками PECS?

Зачем карточки PECS и расписание дома? Кто-нибудь знает?

Чтобы организовать жизненное пространство ребенка.

Чтобы он тоже знал, какие занятия будут в школе, и какие поручения нужно выполнить дома. Ребенок в любой момент мог подойти к расписанию и посмотреть, что нужно делать сейчас, а что уже сделано?

Что же такое карточки PECS? Карточки PECS это одно из альтернативных средств коммуникации с детьми.

Программа PECS разработана и описана Лори Фрости и Энди Бонди в 1985 году в книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»

PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать.

Скажите, пожалуйста, кто-то из вас пользуется такими карточками? Ответы родителей.

Слайд 6. Карточки PECS можно хранить в папке на липучках. В таком виде удобно брать с собой, если ребенок неговорящий. Или в виде браслета на липучках на руке. Ребенок может показать на картинке, что он хочет.

Приведу пример необходимости расписания дома: Первоклассник Егор отказывался ходить на музыку и физкультуру, я посоветовала повесить дома расписание занятий и утром маме вместе с ним просматривать, какие сегодня уроки? Чтобы ребенок знал свой маршрут на сегодня. Ситуация постепенно изменилась. Мальчик знал, что сегодня он пойдет на музыку и физкультуру. Отказы прекратились.

Или, например, запланирован поход к врачу, например на УЗИ. Как поступить, если ребенок плохо реагирует на все новое? Как объяснить ребенку, куда вы пойдете, зачем и что не будет больно? Вам помогут карточки PECS. Нужно несколько раз показать картинки ребенку и рассказать, что доктор положит на кушетку, намажет животик гелем, поводит по животику и т.д. И ребенок спокойно перенесет поход на УЗИ.

Слайд 7. Как же можно контролировать поведение ребенка на улице при помощи карточек? Перед выходом из дома показывайте карточки PECS со словами «Можно», «Нельзя», «Тихо» и т.д., и объясняйте правила поведения. Возьмите с собой карточки и при необходимости напоминайте и показывайте их на улице.

Слайд 8. Как вы думаете, что обозначает тема в расписании «Я иду на улицу»?

Она включает карточки с изображением погоды, одежды, которую нужно надеть, и игрушек, которые можно взять с собой. Ребенок видит, что на улице дождь, и какие вещи нужно надеть. Можно постепенно приучить ребенка, самостоятельно находить вещи, которые изображены в «расписании».

Слайд 9. Если вы запланировали поход в цирк, в парк, или в бассейн. Прикрепите в расписание фото бассейна, цирка, парка. Поговорите с ребенком об этом заранее – когда это будет, (завтра), на чем мы поедем? Сядем на машину или автобус (прикрепите фото машины, или автобуса), уточняйте по времени, во сколько поедете?

Слайд 10. Что может быть еще в расписании?

Погода (Одежда);

Мероприятия на выходные;

Стирка, уборка дома;

Расписание уроков;

Кружки;

Поход к врачу;

Поездка в отпуск на поезде или полет на самолете;

Как вы думаете, какие картинки нужно будет использовать, чтобы подготовить ребенка к поездке на поезде?

Картинки вокзала, поездов, людей на перроне, купе внутри поезда. Можно посмотреть видео про вокзал, например фильм «Вокзал для двоих», документальные фильмы или подобрать мультфильмы по теме.

Слайд 11. Посмотрите, вот примерный шаблон расписания на день, в котором можно отметить следующие графы:

1. «когда»;

2. «нужно сделать»;

3. «я сделал».

Отмечать не только время и планируемые действия, но и уже выполненные дела. Колонка «Я сделал» - это система поощрений.

Слайд 12. Система поощрений может быть, например, в виде жетонов. Вот примерные жетоны, жетон ребенок получает

1. Выполнил все дела;

2. Выполнил дела качественно;

3. Соблюдал все правила.

Слайд 13. Жетон ребенок получает, если:

1.Выполнил все дела;

2. выполнил без напоминания;

3. Выполнил вовремя.

Систему поощрений вы придумаете сами исходя из того, что любит ваш ребенок. Например, набрал ребенок два жетона - просмотр мультфильмов, набрал десять жетонов - поход в парк на качели и т.д.

Слайд 14. Вот примерное расписание ребенка. Ребенок видит и постепенно запоминает последовательность действий. Впоследствии он без напоминаний и вашего контроля выполнит, например все этапы умывания.

Очень важно научить ребенка правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой, есть ложкой, и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой, убирать свои вещи на место и т.д.).

Прежде чем вводить «расписание» с карточками PECS, отработайте «сортировку»: сфотографируйте необходимые предметы, места, где бываете с ребенком. Регулярно сортируйте их по категориям. Ребенок должен безошибочно соотносить предмет или место с картинкой.

Слайд 15. Давайте вернемся к наведению порядка в доме. Как вы планируете уборку в доме? Вы рассказываете своему ребенку о предстоящей уборке?

Правильно планируем уборку заранее. В «расписание» ставим картинку PECS с уборкой. Составляем «расписание» и вместе с ребенком.

Необходимо дать ребенку образец порядка в комнате. Четко структурировать все пространство комнаты. Игрушки не должны быть свалены в один ящик. Приклеить картинки на шкафы с вещами и на полки с игрушками. Ребенок будет знать, где лежат его вещи, может по картинкам их найти.

Слайд 16, 17, 18. Чтобы ребенку было удобно и комфортно в своей комнате, можно использовать пластиковые ящики, каждый ящик должен быть подписан, например: в одном Лего, в другом кубики, в третьем зверюшки и т.д. Мягкие игрушки могут находиться на полочках. Начать с того, что выбрать для ребенка зону ответственности, за которую он будет отвечать, например письменный стол (Там должен быть всегда порядок).

Важно помнить - не наводить порядок в отсутствии ребенка, только вместе, дружно, обязательно играя. Можно чередовать обучение ребенка с просмотром мультфильмов и чтением книг: "Федорино горе", "Мойдодыр", обсудить, о чем этот мультфильм или книга, что там происходит? Поиграть в "Федорино горе", «покормить» кукол, помыть игрушечную посуду. В "Мойдодыр" можно поиграть перед, или во время купания.

Предлагаю родителям посмотреть обучающие мультфильмы по теме:

Буренка Даша. Борька – чистюля».

Детская песенка «Про уборку».

Детская песенка «В комнате убирай!»

«Малышарики» «Уборка игрушек».

«Жила-была Царевна».

«Дядя Петя дворник» видео клип.

Обсуждение показанных видео. Как вы думаете, эти мультфильмы помогут детям в наведении порядка в комнате? Какой из мультфильмов вы бы взяли для обучения своего ребенка?

В интернете есть много обучающих видео и мультфильмов по нашей теме. Вы можете подобрать их самостоятельно или взять предложенные.

Слайд 19. Уборка может быть скучной для ребенка, но ведь может быть и интересной и веселой! Перед началом уборки предложите детям поиграть в путешествие на корабле. Заранее придумайте атрибуты - полосатая футболка, шапочка с надписью "матрос", "капитан".

Например, мама будет капитан, а ребенок – матрос. Предложите ему уборку на корабле или в каюте, «надраить» зеркала – иллюминаторы, протереть пыль, помыть палубу - пол и т.д. Можно придумывать разные задания, которые будут погружать детей в игру-путешествие. Обед тоже включите в игру.

Слайд 20. При уборке дома вставляйте в «расписание» следующие картинки PECS: «пылесосить», «убирать в шкафу», «чистка сантехники», «подмести», «помыть пол», «почистить зеркало» и т.д.

Занимайтесь составлением расписанием с картинками PECS каждый день - выстраивайте систему, что ваш ребенок знал, что обозначает каждая картинка.

Слайд 21. Чтобы ребенок запомнил последовательность действий необходимо составить "Технологическую карту" или инструкцию. Вот образец «Технологической карты» рассмотрите его. «Технологическая карта» с картинками PECS «Стрика белья»:

«Стирать», «Рассортировать белье», «Выбрать белье для стирки», «Положить белье в стиральную машину», «Добавить кондиционер», «Засыпать порошок», «Установить программу», «Нажать Кнопку «Пуск», «Развесить белье», «Молодец!».

«Технологическую карту» можно рисовать от руки.

Подумайте и расскажите, как вы со своим ребенком по этой «Технологической карте» займетесь стиркой? Разбейтесь на пары, один из вас будет мамой, а другой - ребенком. Мама рассказывает и показывает ребенку, чем они будут сегодня заниматься.

1 этап обучения - Мама собирает грязные вещи. Ребенок наблюдает за тем, как мама выполняет все операции, а мама комментирует каждое действие и, сверяясь с технологической картой, показывает ребенку.

2. этап обучения - Ребенок может поучаствовать в какой-то операции, например, принести вещи в ванну, нажать кнопку "пуск".

3. этап обучения – Мама сортирует белье вместе рука в руке, в следующий раз мама наблюдает, как ребенок справляется сам.

Как вы думаете, эту «Технологическую карту» могут освоить ваши дети? Доступно все изображено? (Ответы родителей).

Слайд 22. - Когда белье высохнет, его надо погладить, и попросить ребенка разложить свои вещи по местам. Можно использовать PECS – инструкции «как складывать футболки», «как складывать брюки». Прикрепить их на шкаф с вещами, на ящики картинки: «Трусы», «Футболки», «Носки». Поэтапно объяснить каждую картинку ласковым голосом, помочь ребенку складывать вещи, пока не научится сам. Не забывайте хвалить и использовать систему поощрений - жетоны. Боритесь с желанием все сделать быстро и самостоятельно.

Разминка. Все «устали прибираться», нужно весело отдохнуть. Давайте встанем и будем повторять движения.

Слайд 23. «Технологические карты» можно делать и для полива и ухода за цветами, приготовления завтрака, обеда.

Например, посмотрите, о чем нам говорит эта «Технологическая карта»?

На «Технологической карте» изображены следующие картинки: «Накрывать на стол», «Делать бутерброды», «Готовить завтрак», «Мыть посуду в посудомоечной машине», «Мыть посуду в раковине», «Расставить посуду по местам».

Давайте обсудим. Как вы думаете, эту карту могут освоить дети?

Учить детей накрывать на стол нужно постепенно. Вначале, ребенок наблюдает, как это делает мама, она проговаривает каждое свое действие: «Ставим тарелки на стол (можно посчитать, сколько тарелок), теперь достаем ложки, и т.д.». Мама показывает ребенку на картину и спрашивает: «После завтрака, что нужно сделать? Помыть посуду, загрузить в посудомоечную машину, или помыть вручную. Расставить посуду по местам».

По изготовлению бутербродов можно сделать отдельную подробную «Технологическую карту».

Раздаю каждому родителю «Технологическую карту».

Такие «Технологические карты» вы можете составлять самостоятельно.

Посмотрите на свою «Технологическую карту», и расскажите, что на ней изображено, и как вы будете по ней обучать своего ребенка? Ответы родителей.

Слайд 24. Вам с ребенком необходимо сходить в магазин за покупками. Вы показываете ребенку составленную «Технологическую карту», на которой изображены следующие картинки:

«Взять тележку», «Выбрать необходимый товар», «Оплатить покупку на кассе», «Сложить покупку в сумку», «Разложить покупки в места хранения», «Убрать на место сумку и кошелек», «Записать покупки в тетрадь»

И объясняете, куда вам нужно сходить и зачем?

Разбейтесь на пары, один будет родитель, а другой – ребенок. Родитель объясняет ребенку, куда они сейчас пойдут и зачем?

Подошла к концу наша встреча. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением:

Что нового узнали?

Что вам понравилось, что запомнилось?

Что вы будете использовать в воспитании своего ребенка?

Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?

Спасибо за внимание. До новых встреч, уважаемые родители.

До свидания!

Список рекомендуемой литературы

1. Воронкова В. В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы, под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3. Галле А. Г., Кочетова Л. Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009.

4. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А. М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.

5. Денисов А. А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Канд. Психол. Наук. – М., 2001.

6. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ,2005

7. Зыкова Т. С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

8. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.