Родительское собрание-практикум «Как помочь детям стать внимательнее»
Родительское собрание-практикум " Как помочь детям стать внимательнее" Составила: Арсентьева Наталья Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» Ибресинского района Чувашской Республики
Цели: знакомство с понятием «внимание»; расширение представлений о различных способах поддержания и увеличения его объёма; объяснение необходимости развития внимания для успешного обучения в школе; изучение в ходе занятия упражнений и игр по развитию внимания; укрепление детско-родительских отношений. Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания: познакомить их с методами и приёмами развития внимания первоклассников. Форма проведения: занятие – тренинг для школьников и их родителей. Участники: классный руководитель, учащиеся 1 класса, родители учащихся.
«Что такое внимание?» Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то предмете или явлении. Внимание может быть: непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным, т.е. наличие цели и активное её поддержание, послепроизвольным, т.е. наличие цели, но без волевого усилия. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы 4) Легко отвлекаемое внимание. 5) Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Игры и упражнения для развития внимания Найдите 10 отличий
10 различий – очень высокий уровень внимательности; 8-9 различий – выше среднего; 4-7 различий – средний уровень; 2-3 различия – низкий уровень; 0-1 различие – очень низкий уровень развития внимательности. Оценка результатов:
Найдите «спрятавшиеся слова» бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
Таблица «Красно-чёрная таблица» 1 5 11 8 2 10 7 4 1 9 12 8 2 4 3 11 6 9 5 6 7 3 12 10
Игра «Песня» Описание игры: Учитель предлагает всем участникам встать в круг и спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму – пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра «Торопись, да не ошибись» (Для игры необходимы различные предметы. Игра направлена на переключение внимания). Описание игры: У ведущего за ширмой различные предметы: красная лента, белый флажок, зелёный кружок, жёлтый квадрат, игрушка- собачка. Ведущий показывает различные предметы по очереди. Дети должны изобразить этот предмет каким-то определённым (закреплённым за данным предметом) действием: красная лента – помахать рукой; белый флажок – встать; зелёный кружок – покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат – присесть. Игра «Самый внимательный» Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”. Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Быть внимательным – это здорово! В учёбе, в игре, в любом труде необходимо одно из важных и главных психических качеств – ВНИМАНИЕ. Мы убедились, что существует множество способов, различных игр на развитие и тренировку внимания. И развивать внимание можно не только в школе, но и дома, в своей семье.
Рекомендации для родителей: помогите вашим детям стать внимательными; приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.