12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Марина Владимировна20

ИНФОРМАТИКА. 8 класс

Конспект урока

Автор: Павлова Марина Владимировна

1. Тема урока. Понятие базы данных. Назначение СУБД

2. Цели урока.

1). Реализуемые требования ФГОС ООО к личностным образовательным результатам:

1.1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

1.2. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

1.3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

1.4. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


2). Реализуемые требования ФГОС ООО к метапредметным образовательным результатам:

2.1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

2.5.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.6. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

2.7. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.8. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


3). Реализуемые требования ФГОС ООО к предметным образовательным результатам: 

3.1. осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

3.2. понимание роли информационных процессов в современном мире;



Планируемые образовательные результаты –

как уточнение требований ФГОС ООО к образовательным результатам

при изучении данной темы

Планируемые личностные образовательные результаты:

1.1. проявление и развитие познавательного интереса к изучению особенностей компьютерной графики;

1.2. участие в коллективном обсуждении дискуссионных вопросов по отличиям растровой и векторной графики;

1.3. совместное решение учебных задач при построении графических изображений на компьютере.

Планируемые метапредметные образовательные результаты:

2.1. нахождение эффективных способов решения задач на создание отчетов в Access

2.2. умение сотрудничать с педагогом и одноклассниками, оценивать деятельность отвечающего школьника и выражать собственное мнение на разработку интересных задач о векторных и растровых объектах

2.3. умение слаженно работать со сверстниками и педагогом при групповой деятельности по разработке творческих заданий, умение отстоять свою точку зрения

2.4. умение обоснованно и грамотно донести свою току зрения до преподавателя и до своих сверстников

2.5. понимание понятий различных прикладных программ, умение адаптироваться к любой компьютерной среде


Планируемые предметные образовательные результаты:

3.1. использование понятий Microsoft Access для решения задач

3.2. умение безопасно и с использованием норм информационной этики работать с системой управления базами данных (СУБД)


3. Описание места темы урока в изучаемом курсе (темы курса).


Урок проводится согласно тематическому планированию в разделе «База данных», по теме «Accsess. Создание отчёта», учащиеся знакомы с программой Access, после изучения основных особенностей, составления таблиц, создания форм и запросов. Изучено 3 раздела, на изучение каждого раздела отводится по 1 часу. В итоге по данной тематике выделено 4 часа на изучение теории и практики, плюс один час на контрольный урок, который включает в себя повышенный уровень для одарённых детей.  

Тип урока - комбинированный урок

5. Рекомендуемая литература по теме урока.


УчебникИнформатика и информационные технологии, 10-11кл.,И.Г. Семакин, 2019
Информатика - Учебник - Данчул А.Н. - 2017.
Электронное пособие практических работ: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659706

Методы обучения на уроке.

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

По источнику информации:

Словесные (объяснение, рассказ)

Практические



Необходимые аппаратные и программные средства информационных технологий.

экран (интерактивная доска);

компьютер

программа Microsoft Access для выполнения практического задания

Структура урока (основные этапы урока: проверка задания, объяснение нового материала, выполнение упражнений и т.д.).

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Изучение нового материала.

Первичный контроль результатов учебной деятельности.

Задание на дом.

Подведение итогов урока.


Опорные понятия и способы деятельности.


Опорные понятия:

- информация,

- измерение информации,

- компьютер как универсальное устройство обработки информации,

- база данных

- система управления базами данных


Опорные способы деятельности:

- осуществление основных операция в СУБД Access



Формируемые знания и способы деятельности.

Формируемые понятия:

система управления базами данных;

база данных;

отчет;

запрос;

форма

Формируемые способы деятельности:

выявление достоинств и недостатков различных объектов СУБД Access;

создание основных объектов базы данных;

сравнение различных способов создания объектов базы данных

создание базы данных

Типы самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельное задание на продуктивную деятельность:

- выполнение теста

1. Что такое база данных?

Все данные компьютера.

Организованная совокупность данных.

Информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств

Общая память компьютера.

2. Какая из данных программ является программой для работы с базами данных?

Access

PowerPoint

Excel

Quattro

3. Для чего служат запросы:

Для извлечения данных

Для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде

Для изменения типа записей

Нет правильного ответа

4. Что такое формы:

Организованная совокупность данных

Программа поиска.

Средства для ввода данных, предоставляющие пользователю необходимые для заполнения поля

Нет правильного ответа

5. Что такое отчеты:

это объект базы данных, который используется для вывода на экран, в печать или файл структурированной информации

Организованная совокупность данных

Программа зашифровки

Нет правильного ответа

6. Укажите несуществующий в Access тип данных:

текстовый

базовый

дата

логический

гиперссылка


7. Для чего предназначены таблицы в базах данных?

для отбора и обработки данных базы

для ввода данных базы и их просмотра

для автоматического выполнения группы команд

для выполнения сложных программных действий

8. Формы делятся на:

Простые и сложные

Простые и составные

Сложные и серьезные

Нет правильного ответа


9. В какой из перечисленных пар данные относятся к одному типу?

12.04.98 и 123

123 и 189

Иванов и 1313

Да и True (Истина)



10. В базе данных содержатся поля: ФИО, Дата рождения, Адрес, Пол, Телефон. Какое из этих полей не будет текстовым?

ФИО

Дата рождения

Адрес

Пол

Телефон

- выполнение практической работы

(см. п. 15)

Виды контроля учебных достижений.

Самоконтроль – нахождение ошибок в базе данных, которую каждый ученик составлял самостоятельно.

Домашнее задание.



Подготовиться к тесту на усвоение знаний к следующему уроку.



Деятельность учителя и учащихся по выделенным этапам урока с учетом фактора времени по прилагаемой схеме.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

4 минуты

Войти в класс, поздороваться, отметить отсутствующих. Сообщить ученикам тему и ход урока


Встать поздороваться, отвечать «Я» или поднимать руку во время отмечания отсутствующих.

Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

7 минут

Дать тест по предыдущему материалу данной темы.


Выполнить и сдать тест на проверку


Изучение нового материала.

10 минут

Изложить новый материал ученикам.

(изложение нового материала смотри в п. 15)


Записывать конспект урока в тетрадь

Первичный контроль результатов учебной деятельности.

20 минуты

Дать практическую работу по данной теме.

(п. 15)

Предоставить преподавателю сделанную работу.


Задание на дом.

2 минуты

Задать домашнее задание, сообщить, что задание будет вынесено в электронный журнал

Записать домашнее задание

Подведение итогов урока.

4 минут

Спросить детей, какая была тема урока, какие новые понятия мы сегодня изучили.




Ответить на заключительные вопросы педагога.


Полный конспект содержания учебного материала по теме урока.



Вспомним основные понятия, которые мы изучили на прошлом уроке.

База данных (БД) - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Запросы – служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С их помощью выполняют отбор данных, их сортировку и фильтрацию. Можно выполнить преобразование данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое заполнение таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.

Особенность запросов состоит в том, что они черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу моментальный снимок ) – образ отобранных из базовых таблиц полей и записей. Работа с образом происходит быстрее и эффективнее, нежели с таблицами, хранящимися на жестком диске.

Access позволяет создавать и выполнять QBE-запросы (QBE  Query By Example – Запросы по образцу).

Запрос на выборку;

Параметрический запрос;

Запрос с вычисляемыми полями;

Итоговый запрос;

Перекрестный запрос;

Запрос на создание таблицы;

Запрос на обновление;

Запрос на добавление записей;

Запрос на удаление записей.

Формы – средства для ввода данных, предоставляющие пользователю необходимые для заполнения поля. В них можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Пример, заполнение определенных полей бланка.

Различают простые формы и сложные формы. Простой называется форма, которая основывается только на одном объекте (таблице или запросе). Сложной называется форма, которая основывается на полях нескольких связанных таблиц. Такая форма представляет собой композицию из нескольких форм.

Формы могут быть выведены на экран в трех видах: в режиме конструктора, в режиме формы и в режиме таблицы. Для перехода из одного режима в другой используются команды меню Вид или кнопка Вид панели инструментов.

В Access формы можно создавать тремя способами:

полностью в автоматическом режиме (автоформы);

 с помощью мастера (средство автоматизации);

 в режиме конструктора форм.

Наибольшие возможности по созданию форм предоставляет режим конструктора. В то же время создание формы в этом режиме является наиболее сложным и трудоемким. Поэтому предпочтительнее создавать основу формы с помощью автоматических средств: автоформ или мастера форм с последующей доработкой полученной формы в режиме конструктора.

Теперь изучим понятие «Отчет».

Отчет (report) — это объект базы данных, который используется для вывода на экран, в печать или файл структурированной информации. Отчеты позволяют извлечь из таблиц или запросов базы данных необходимую информацию и представить ее в виде удобном для восприятия. Отчет содержит заголовок, область данных, верхний и нижний колонтитулы, примечание и разбит на страницы.


Заголовок. Этот раздел печатается только в верхней части первой страницы отчета. Используется для вывода данных, таких как текст заголовка отчета, дата или констатирующая часть текста документа, которые следует напечатать один раз в начале отчета. Для добавления или удаления области заголовка отчета необходимо выбрать в меню Вид команду Заголовок/примечание отчета.

Верхний колонтитул. Используется для вывода данных, таких как заголовки столбцов, даты или номера страниц, печатающихся сверху на каждой странице отчета. Для добавления или удаления верхнего колонтитула необходимо выбрать в меню Вид команду Колонтитулы. Microsoft Access добавляет верхний и нижний колонтитулы одновременно. Чтобы скрыть один из колонтитулов, нужно задать для его свойства Высота значение 0. 

Область данных, расположенная между верхним и нижним колонтитулами страницы. Содержит основной текст отчета. В этом разделе появляются данные, распечатываемые для каждой из тех записей в таблице или запросе, на которых основан отчет. Для размещения в области данных элементов управления используют список полей и панель элементов. Чтобы скрыть область данных, нужно задать для свойства раздела Высота значение 0. 

Нижний колонтитул. Этот раздел появляется в нижней части каждой страницы. Используется для вывода данных, таких как итоговые значения, даты или номера страницы, печатающихся снизу на каждой странице отчета. 

Примечание. Используется для вывода данных, таких как текст заключения, общие итоговые значения или подпись, которые следует напечатать один раз в конце отчета. Несмотря на то, что в режиме Конструктора раздел "Примечание" отчета находится внизу отчета, он печатается над нижним колонтитулом страницы на последней странице отчета. Для добавления или удаления области примечаний отчета необходимо выбрать в меню Вид команду Заголовок/примечание отчета. Microsoft Access одновременно добавляет и удаляет области заголовка и примечаний отчета.


В Microsoft Access можно создавать отчеты различными способами:

Конструктор

Мастер отчетов

Автоотчет: в столбец

Автоотчет: ленточный

Мастер диаграмм

Почтовые наклейки


Практическая работа в Microsoft Access.


I. Создание новой базы данных

Создание базы данных Кадры

1) Запустите программу Microsoft Access (Пуск => Программы => Microsoft Access).

2) В окне Microsoft Access выберите кнопку Новая база данных.

3) Выберите свою папку для сохранения, а в ней папку Access.

4) Укажите имя базы данных «Анкета» и нажмите кнопку Создать.

II. Создание таблицы «Анкеты»

1) Выберите вкладку Таблицы.

2) Щелкните на кнопке Создать.

3) Выберите в окне Новая таблица режим создания таблицы: Конструктор. Откроется бланк для создания и редактирования структуры таблицы. В первом столбце вводят имена полей, во втором выбирают тип для каждого поля. Нижняя часть бланка содержит список свойств поля, выделенного в верхней части бланка. Некоторые свойства уже заданы. Свойства можно настраивать.

4). Создание структуры таблицы Анкета:

4.1. Введите следующие поля таблицы и укажите тип данных





Имя поля

Тип данных

Табельный номер

Числовой

ФИО

Текстовый

Дата рождения

Дата/Время

Пол

Текстовый

Адрес

Текстовый

Телефон

Текстовый


4.2. Задайте ключевое поле. Для этого выделите поле Табельный номер, щелкнув на селекторе поля, откройте контекстное меню поля и выберите команду Ключевое поле (или выполните команду Правка - Ключевое поле или нажмите кнопку с ключом на панели инструментов).

4.3. Закройте окно с бланком таблицы. При закрытии сохраните таблицу под именем Анкета.


5) Заполните таблицу данными (придумать самому). Пример:

1; Иванова Инна Владимировна; 1.3.76; ЖЕН; 117488, г. Москва, Профсоюзная 33-43; 123-45-78;

III. Создание запроса по таблице.


1. Создание однотабличного запроса: вывести список работников, указав в нем ФИО, дату рождения, адрес, телефон. ФИО упорядочить по алфавиту.

- Выберите вкладку Запросы.

- Нажмите кнопку Создать.

- Выберите способ создания нового запроса — Конструктор.

(Откроется бланк запроса и дополнительное окно Добавление таблицы.)

- Добавьте в бланк запроса таблицу Анкета.

- Разместите в строке Поле поля, которые должны участвовать в запросе. Для размещения поля в бланке запроса существует три способа: перетащить поле из таблицы в верхней части бланка в ячейку Поле; два раза щелкнуть на соответствующем поле в таблице; выбрать поле из списка, расположенном в ячейке Поле.

- Установите для размещенных полей флажок Вывод на экран.

- Укажите в строке Сортировка для поля ФИО вид сортировки По возрастанию.

- Закройте бланк запроса, указав при сохранении имя запроса: «ФИО алфавит».

- Выполните запрос. Для этого в окне База данных выделите запрос «ФИО алфавит» и нажмите кнопку Открыть. Увидите результирующую таблицу с ответом.

- Закройте таблицу.


2. Создание запроса с условием отбора записей.

Необходимо найти информацию о всех работниках женского пола.

- Откройте бланк запроса.

- Добавьте таблицу Анкета.

- Разместите в бланке запроса поля: ФИО, адрес, телефон, пол.

- В поле Пол в строке Условие отбора укажите Ж. В строке Вывод на экран для этого поля снимите флажок.

Сохраните запрос как «Работники-женщины».

Выполните запрос.


IV. Создание отчета по запросу из пункта III.



1) Создадим автоотчет по запросу «Работники-женщины».

- Откройте вкладку Отчеты, если находитесь в другом окне.

- Щелкните по кнопке Создать. 

- В появившемся диалоговом окне  выберите Новый отчет выберите пункт Автоотчет: в столбец и запрос «Работники-женщины».

- Щелкните по кнопке ОК. Появится страница просмотра отчета.

- Сохраните отчет под именем «Работники-женщины». Закройте отчет.


2) Создадим табличный отчет «ФИО алфавит» с помощью Мастера отчетов.

Выберите вкладку Отчеты.

Нажмите кнопку Создать.

Укажите способ создания отчета Мастер отчетов.

Укажите источник данных для отчета: Анкета. Нажмите кнопку ОК.

Следуйте указаниям Мастера отчетов. Укажите для отчета все поля таблицы Анкета. Выберите вид отчета - Табличный. Задайте имя отчета: ФИО алфавит.

Сохраните отчет.


16. Полное описание решения задач, выполнения практических заданий на компьютере.


Тест.

1. Что такое база данных?

Все данные компьютера.

Организованная совокупность данных.

Информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств (правильный ответ)

Общая память компьютера.

2. Какая из данных программ является программой для работы с базами данных?

Access (правильный ответ)

PowerPoint

Excel

Quattro

3. Для чего служат запросы:

Для извлечения данных

Для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде (правильный ответ)

Для изменения типа записей

Нет правильного ответа

4. Что такое формы:

Организованная совокупность данных

Программа поиска.

Средства для ввода данных, предоставляющие пользователю необходимые для заполнения поля (правильный ответ)

Нет правильного ответа

5. Что такое отчеты:

это объект базы данных, который используется для вывода на экран, в печать или файл структурированной информации (Правильный ответ)

Организованная совокупность данных

Программа зашифровки

Нет правильного ответа

6. Укажите несуществующий в Access тип данных:

текстовый

базовый (правильный ответ)

дата

логический

гиперссылка


7. Для чего предназначены таблицы в базах данных?

для отбора и обработки данных базы

для ввода данных базы и их просмотра (правильный ответ)

для автоматического выполнения группы команд

для выполнения сложных программных действий

8. Формы делятся на:

Простые и сложные (правильный ответ)

Простые и составные

Сложные и серьезные

Нет правильного ответа


9. В какой из перечисленных пар данные относятся к одному типу?

12.04.98 и 123

123 и 189 (правильный ответ)

Иванов и 1313

Да и True (Истина)



10. В базе данных содержатся поля: ФИО, Дата рождения, Адрес, Пол, Телефон. Какое из этих полей не будет текстовым?

ФИО

Дата рождения (правильный ответ)

Адрес

Пол

Телефон







17. Индивидуальные задания повышенной трудности


1) Включите в базу данных Анкеты поля: Род деятельности, Стаж работы. Установите для них подходящие типы данных.


2) Создайте запросы:

- работники, проживающие в г. Москве

- работники имеющие стаж не менее 3 и не более 5 лет


3) Создайте отчеты по данным запросам.


4) Ответьте на дополнительные вопросы:


1. Перечислите основные понятия базы данных.

2. Перечислите типы объектов базы данных.

3. Какие бывают типы данных?

4. Как создать таблицу?

5. Как создать запрос?

6. Как создать отчет?

7. Как создать форму?




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.