Урок на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении» (9 класс)
Понятие о СПП (сложноподчиненном предложении).
Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через изучение темы «Понятие о СПП»
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
2. Воспитание доброжелательного, заботливого отношения к окружающим.
3. Развитие навыков сотрудничества.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.
Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в парах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
1. Освоение доступных способов изучения синтаксиса сложного предложения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве.
Этап 1 МОТИВАЦИИ |
||||
Цель этапа
|
Время |
Приёмы
|
Деятельность учителя / учащихся |
УУД
|
- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
|
«Побуждение» |
Учитель: 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") 3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").
-Здравствуйте, у нас урок необычный, к нам пришли гости. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
-Вам интересно, о чем пойдет разговор сегодня? Тогда начнем! |
Личностные: Познавательные: |
Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ |
||||
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
|
|
Прием «Хочу-надо-могу» |
учащиеся: активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу») попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Учитель: организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. -Закройте глаза, мысленно сконцентрируйтесь на своих школьных заботах и определите, чего вы хотите добиться в этом году относительно нашего предмета? («ХОЧУ») –сдать экзамены
-Что для этого необходимо?(НАДО) – учиться!
-Решить такую большую задачу на 1 уроке невозможно. Но можно сделать 1 шаг к достижению цели можно. (МОГУ)
-Каждый урок мы приближаемся на 1 шаг к нашей общей мечте – сдать экзамен и получить документ об образовании.
|
Личностные: Коммуникативные: Познавательные:
|
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ |
||||
анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Разминка |
|
"Слепая таблица" Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме)
|
учащиеся: проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения), соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
-Сегодня мы начнем работу с разминки. В рабочих картах урока найдите материал для разминки. Заполним таблицу --Что было затруднительно? (СПП) -Почему? (не изучалось)
|
Личностные: Коммуникативные: |
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ |
||||
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
|
"Работа над понятием"
|
учащиеся: предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить, выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. Учитель предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре" -Это и будет темой нашего урока. Запишите тему . Определим цель –познакомиться с понятием СПП. Задачи: знать: определение СПП постановку знаков препинания в СПП, уметь: составить СПП из простых предложений , решить тест План: 1.определение СПП 2.постановка знаков препинания в СПП 3.конструирование СПП 4.проверочный тест.
-Проанализируйте, является эта цель достижимой на уроке? ДА
|
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные:
|
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА |
||||
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять Новый материал |
|
"Проблемный поиск" Найти информацию по проблемному вопросу. (маркировка текста) |
учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы, при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д., применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаках, зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Индивидуальная работа
§18, стр.49-51, прочитать теорию, составить определение СПП. Проверка определения |
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ |
||||
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
|
«Расскажи о себе»
|
Учащиеся: Закрепление. А) Расставить знаки препинания в СПП, графически объяснить их постановку.
По цепочке: 1.Прочитать, 2.назвать грамматические основы, 3. границы предложений, 4.скобки (обосновать), 5.знак препинания.
(в презентации дублируется готовое предложение)
Каждому – «Что такое СПП?»
Б ) Работа в парах: из простых предложений составить СПП. -Для выполнения следующей работы вам снова понадобится знание о СПП. -Назовите части СПП. -Что такое главное предложение? -Чем придаточное отличается от главного?
|
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные:
|
Этап 7 . САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ |
||||
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
|
«Конструктор» |
Учитель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления
Тест |
Личностные: Регулятивные:
|
Этап 8 .ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
||||
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания |
|
«Звено цепи» |
Ученики: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
-Вы познакомились с понятием СПП. Как вы думаете, где будет чаще использоваться СПП: описание, повествование или рассуждение? (рассуждение, оно предполагает доказательства) -Именно сочинение – рассуждение вы будете писать на экзамене, поэтому знать СПП очень важно. |
Регулятивные:
|
Этап 9 . РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
|
Прием «Цветное поле»
|
Учитель: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) Д.З.
- Попробуй оценить себя. Представь, что ты часть СПП. Какая ты часть – главная (ты понял материал, ты самостоятелен) или придаточная (ты затрудняешься, ты зависишь от учителя)? Изобрази свое настроение в той части СПП, какой соответствуют твои знания.
[ ], ( потому что )
|
Личностные: Регулятивные: Познавательные:
|