12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия38
Омская обл.
1

Понятие программного обеспечения компьютера и его виды. Назначение и функции операционной системы.

МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права», учитель информатики Кучаева Ю.Ю., I квал.категория


Класс: 8.

Урок по плану: I четверть 10 урок.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тема урока: Понятие программного обеспечения компьютера и его виды.

Назначение и функции операционной системы.

Цели урока:

Образовательная:

познакомить с программным принципом работы компьютера;

дать понятие программного обеспечения, рассказать об основных типах программного обеспечения;

дать понятие операционной системы, рассказать о функциях операционной системы;

познакомить с загрузкой компьютера.

Воспитательная:

развитие познавательного интереса к предмету;

осознание значения навыков работы с прикладными программами для последующей профессиональной деятельности.

Развивающая:

развитие мышления, навыков анализа и систематизации, расширение кругозора учащихся.

Тип урока: 

Урок изучения нового материала.

Организационные формы обучения: 

Лекция с элементами беседы.

Ученик должен знать: 

программный принцип работы компьютера;

понятие программного обеспечения;

типы программного обеспечения;

понятие операционной системы;

функции операционной системы.

Ученик должен уметь: работать с офисными программами.

Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, ПО MS PowerPoint.

Материалы к уроку:

Презентация «Программное обеспечение компьютера» (приложение 1) (для объяснения нового материала).

Презентация «Прикладное программное обеспечение» (приложение 2) (для самостоятельной работы учащихся, на каждом компьютере).

Проверочная тестовая работа (по экземпляру на каждого ученика).

Бланк ответов для работы с презентацией (приложение 3) (вклеивается в тетрадь, по экземпляру на каждого ученика).

Структура урока:

Организационная часть.

Повторение пройденного материала.

Сообщение темы и цели урока. Лекция.

Физкультминутка.

Практическая часть урока.

Итоги урока.

Рефлексия.


Организационная часть.

Повторение пройденного материала

Проверочная тестовая работа (8 человек за ПК – тест прилагается):

Какой из перечисленных видов памяти не является внешней памятью?

жёсткий диск;

оперативная память;

магнитные диски;

оптические диски.

Что не входит в минимальный комплект устройств, составляющих персональный компьютер?

системный блок;

клавиатура;

принтер;

монитор.

Назовите устройство вывода информации:

монитор;

дисковод;

мышь;

жёсткий диск.

Назовите устройство, которое является «мозгом» компьютера:

оперативная память;

процессор;

жёсткий диск;

монитор.

В состав системного блока не входит:

процессор;

контроллеры;

мышь;

дисководы.

Назовите устройство ввода информации:

монитор;

принтер;

клавиатура;

наушники.

При выключении электрического питания компьютера информация не стирается:

на жёстком диске;

в постоянном запоминающем устройстве;

в оперативной памяти;

на флэш-карте.

Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор:

на жёстком диске;

в процессоре;

в оперативной памяти.

Что означает фраза «компьютер Pentium IV»?

название компьютера;

название процессора, используемого в компьютере;

название фирмы, выпустившей компьютер.

Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:

пишущая машинка, память, дисковод;

процессор, память, монитор, клавиатура;

процессор, память, дисковод.

Слайд 1-2. Актуализация прежних знаний

Как вы думаете, похож компьютер на человека?

Какие возможности человек передал компьютеру?

Какие группы устройств моделируют деятельность человека?

Сообщение темы и цели урока. Лекция.

...Итак, мы сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера и ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»

А помогать нам в этом путешествии будет маленький гном. Если вы увидите его на экране, то должны записать данную информацию в тетрадь.

Слайд 3. 

Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без 
программы (ребус)
Шагу бы не смог ступить.

Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Слайд 4. Беседа

А задумывались ли вы, откуда компьютер знает, что нужно делать в ответ на ваши действия? Представьте себе маленького новорождённого человечка. Сначала он ничего не знает и не умеет. Знания и умения приходят с возрастом. Ребенок растет, развивается, осваивает речь, узнаёт, как одеваться, завязывать шнурки на ботинках,  пользоваться ложкой, ножницами, карандашом и многим другим. Потом ребёнок идет в школу, учится читать, писать, рассуждать, изучает разные науки, получая знания. Знания – это информация. Только что собранный из деталей компьютер подобен новорождённому. Он ничего не знает и не умеет. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией, его нужно обучить. Компьютерные знания – это программы и данные. Компьютерные учителя – программисты. Они составляют программы, подготавливают данные, необходимые для работы программ, и записывают всё это в компьютерную память. После такого обучения компьютер передают пользователям, то есть нам с вами, для работы.

Слайд 5.  Программное обеспечение – это совокупность всех программ, находящихся в долговременной памяти компьютера. Программное обеспечение не является чем-то постоянным и неизменным, оно может пополняться, изменяться.

В программном обеспечении можно выделить три уровня:

Слайд 6.

Рассматриваем схему снизу вверх.

Системное ПО – программы, необходимые для обеспечения работоспособности компьютера. Это операционная система и обслуживающие программы.

Прикладное ПО – программы для работы пользователей;

Инструментальное ПО (системы программирования) - являются инструментами для программистов профессионалов и позволяют разрабатывать программы на различных языках программирования (Basic, Pascal, C и системах визуального программирования Visual Basic, Delphi)

Быть грамотным пользователем непросто. Ведь необходимо уметь не только работать с несколькими распространёнными программами, но и ориентироваться в море программ, чтобы в случае необходимости легко и быстро найти нужную программу и научиться с ней работать. Давайте посмотрим, какие классы прикладных программ существуют. Сразу скажу, что существует огромное количество различных прикладных программ, и каждый день появляются новые программы, поэтому наш перечень будет далеко не полным.

Системное ПО

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.

К системному ПО относятся:

операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)

драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)

утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)

Функции ОС

организация согласованного выполнения всех процессов в компьютере, планирование работ, распределение ресурсов.

организация обмена информацией с внешними устройствами; хранение информации и обеспечение доступа к ней, предоставление справок;

реакция на ошибки и аварийные ситуации;

контроль за нормальным функционированием оборудования;

обеспечение возможности доступа к стандартным системным средствам (программам, драйверам и т.д.)

обеспечение общения с пользователем.

Прикладные программы:

Слайд 8-10 программы для работы с текстом (редакторы, переводчики, программы распознавания текста) ;

слайд 11-14 программы для работы с графикой (редакторы изображений, программы создания рисунков и анимации) ;

слайд 15-16 программы для работы с числовой информацией (табличные процессоры) ;

слайд 17-18 системы управления базами данных;

слайд 19-20 программы для работы со звуком;

слайд 21-22 обучающие программы и тренажеры;

слайд 23-24 электронные энциклопедии;

слайд 25-26 компьютерные игры.

IV. Физкультминутка: зарядка для глаз и позвоночника.

V.Практическая часть урока

Несмотря на всё многообразие, в любой программе всегда присутствуют три компонента: рабочее поле, инструменты и элементы управления программой. Чтобы определить назначение программы, во многих случаях достаточно изучить окно программы. Вид и содержание меню и кнопок инструментов обычно позволяют определить, к какому классу относится данная программа. (Переход по кнопке гиперссылки на следующую презентацию с заданиями).

Какие программы вы отнесли к текстовым, графическим, числовым, звуковым? Какие программы не смогли отнести ни к одной группе?

VI. Итоги урока.

Итак, Что называют программным обеспечением компьютера? Какие программы могут понадобиться в профессиональной деятельности секретаря-машинистки? Дизайнера интерьеров? Музыканта? Бухгалтера?

Слайд 29. Задание на дом:

§10 учебника, вопросы после параграфа

Краткое сообщение о какой-нибудь прикладной программе – название, назначение, возможности.

VII. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Какие знания пригодятся вам в практике? Нужно ли вообще так глубоко изучать информационные технологии ученикам? Почему?

Используемая литература:


И.Семакин. Информатика. Базовый курс 7-9.

И.Семакин. Преподавание базового курса информатики в средней школе.

И.Семакин. Задачник-практикум. Том 1-2.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.