12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия38 Омская обл. |
Понятие программного обеспечения компьютера и его виды. Назначение и функции операционной системы.
МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права», учитель информатики Кучаева Ю.Ю., I квал.категория
Класс: 8.
Урок по плану: I четверть 10 урок.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: Понятие программного обеспечения компьютера и его виды.
Назначение и функции операционной системы.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить с программным принципом работы компьютера;
дать понятие программного обеспечения, рассказать об основных типах программного обеспечения;
дать понятие операционной системы, рассказать о функциях операционной системы;
познакомить с загрузкой компьютера.
Воспитательная:
развитие познавательного интереса к предмету;
осознание значения навыков работы с прикладными программами для последующей профессиональной деятельности.
Развивающая:
развитие мышления, навыков анализа и систематизации, расширение кругозора учащихся.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Организационные формы обучения:
Лекция с элементами беседы.
Ученик должен знать:
программный принцип работы компьютера;
понятие программного обеспечения;
типы программного обеспечения;
понятие операционной системы;
функции операционной системы.
Ученик должен уметь: работать с офисными программами.
Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, ПО MS PowerPoint.
Материалы к уроку:
Презентация «Программное обеспечение компьютера» (
Презентация «Прикладное программное обеспечение» (
Проверочная тестовая работа (по экземпляру на каждого ученика).
Бланк ответов для работы с презентацией (
Структура урока:
Организационная часть.
Повторение пройденного материала.
Сообщение темы и цели урока. Лекция.
Физкультминутка.
Практическая часть урока.
Итоги урока.
Рефлексия.
Организационная часть.
Повторение пройденного материала
Проверочная тестовая работа (8 человек за ПК – тест прилагается):
Какой из перечисленных видов памяти не является внешней памятью?
жёсткий диск;
оперативная память;
магнитные диски;
оптические диски.
Что не входит в минимальный комплект устройств, составляющих персональный компьютер?
системный блок;
клавиатура;
принтер;
монитор.
Назовите устройство вывода информации:
монитор;
дисковод;
мышь;
жёсткий диск.
Назовите устройство, которое является «мозгом» компьютера:
оперативная память;
процессор;
жёсткий диск;
монитор.
В состав системного блока не входит:
процессор;
контроллеры;
мышь;
дисководы.
Назовите устройство ввода информации:
монитор;
принтер;
клавиатура;
наушники.
При выключении электрического питания компьютера информация не стирается:
на жёстком диске;
в постоянном запоминающем устройстве;
в оперативной памяти;
на флэш-карте.
Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор:
на жёстком диске;
в процессоре;
в оперативной памяти.
Что означает фраза «компьютер Pentium IV»?
название компьютера;
название процессора, используемого в компьютере;
название фирмы, выпустившей компьютер.
Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:
пишущая машинка, память, дисковод;
процессор, память, монитор, клавиатура;
процессор, память, дисковод.
Слайд 1-2. Актуализация прежних знаний
Как вы думаете, похож компьютер на человека?
Какие возможности человек передал компьютеру?
Какие группы устройств моделируют деятельность человека?
Сообщение темы и цели урока. Лекция.
...Итак, мы сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера и ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»
А помогать нам в этом путешествии будет маленький гном. Если вы увидите его на экране, то должны записать данную информацию в тетрадь.
Слайд 3.
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без программы (ребус)
Шагу бы не смог ступить.
Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Слайд 4. Беседа
А задумывались ли вы, откуда компьютер знает, что нужно делать в ответ на ваши действия? Представьте себе маленького новорождённого человечка. Сначала он ничего не знает и не умеет. Знания и умения приходят с возрастом. Ребенок растет, развивается, осваивает речь, узнаёт, как одеваться, завязывать шнурки на ботинках, пользоваться ложкой, ножницами, карандашом и многим другим. Потом ребёнок идет в школу, учится читать, писать, рассуждать, изучает разные науки, получая знания. Знания – это информация. Только что собранный из деталей компьютер подобен новорождённому. Он ничего не знает и не умеет. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией, его нужно обучить. Компьютерные знания – это программы и данные. Компьютерные учителя – программисты. Они составляют программы, подготавливают данные, необходимые для работы программ, и записывают всё это в компьютерную память. После такого обучения компьютер передают пользователям, то есть нам с вами, для работы.
Слайд 5. Программное обеспечение – это совокупность всех программ, находящихся в долговременной памяти компьютера. Программное обеспечение не является чем-то постоянным и неизменным, оно может пополняться, изменяться.
В программном обеспечении можно выделить три уровня:
Слайд 6.
Рассматриваем схему снизу вверх.
Системное ПО – программы, необходимые для обеспечения работоспособности компьютера. Это операционная система и обслуживающие программы.
Прикладное ПО – программы для работы пользователей;
Инструментальное ПО (системы программирования) - являются инструментами для программистов профессионалов и позволяют разрабатывать программы на различных языках программирования (Basic, Pascal, C и системах визуального программирования Visual Basic, Delphi)
Быть грамотным пользователем непросто. Ведь необходимо уметь не только работать с несколькими распространёнными программами, но и ориентироваться в море программ, чтобы в случае необходимости легко и быстро найти нужную программу и научиться с ней работать. Давайте посмотрим, какие классы прикладных программ существуют. Сразу скажу, что существует огромное количество различных прикладных программ, и каждый день появляются новые программы, поэтому наш перечень будет далеко не полным.
Системное ПОЭто программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.
Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.
К системному ПО относятся:
операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)
драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)
утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)
Функции ОС
организация согласованного выполнения всех процессов в компьютере, планирование работ, распределение ресурсов.
организация обмена информацией с внешними устройствами; хранение информации и обеспечение доступа к ней, предоставление справок;
реакция на ошибки и аварийные ситуации;
контроль за нормальным функционированием оборудования;
обеспечение возможности доступа к стандартным системным средствам (программам, драйверам и т.д.)
обеспечение общения с пользователем.
Прикладные программы:
Слайд 8-10 программы для работы с текстом (редакторы, переводчики, программы распознавания текста) ;
слайд 11-14 программы для работы с графикой (редакторы изображений, программы создания рисунков и анимации) ;
слайд 15-16 программы для работы с числовой информацией (табличные процессоры) ;
слайд 17-18 системы управления базами данных;
слайд 19-20 программы для работы со звуком;
слайд 21-22 обучающие программы и тренажеры;
слайд 23-24 электронные энциклопедии;
слайд 25-26 компьютерные игры.
IV. Физкультминутка: зарядка для глаз и позвоночника.
V.Практическая часть урока
Несмотря на всё многообразие, в любой программе всегда присутствуют три компонента: рабочее поле, инструменты и элементы управления программой. Чтобы определить назначение программы, во многих случаях достаточно изучить окно программы. Вид и содержание меню и кнопок инструментов обычно позволяют определить, к какому классу относится данная программа. (Переход по кнопке гиперссылки на следующую презентацию с заданиями).
Какие программы вы отнесли к текстовым, графическим, числовым, звуковым? Какие программы не смогли отнести ни к одной группе?
VI. Итоги урока.
Итак, Что называют программным обеспечением компьютера? Какие программы могут понадобиться в профессиональной деятельности секретаря-машинистки? Дизайнера интерьеров? Музыканта? Бухгалтера?
Слайд 29. Задание на дом:
§10 учебника, вопросы после параграфа
Краткое сообщение о какой-нибудь прикладной программе – название, назначение, возможности.
VII. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Какие знания пригодятся вам в практике? Нужно ли вообще так глубоко изучать информационные технологии ученикам? Почему?
Используемая литература:
И.Семакин. Информатика. Базовый курс 7-9.
И.Семакин. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
И.Семакин. Задачник-практикум. Том 1-2.