Технологическая карта урока «Программное обеспечение компьютера» (Информатика и ИКТ, 7 класс)
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Тема: Программное обеспечение компьютера
Цель деятельности учителя |
Обучающая: узнать понятие ПО, типы ПО, состав ПО. Развивающая: развить структурно-логическое мышление. Воспитывающая: воспитать бережное отношение к учебе, чувства коллективизма. |
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Программа, программное обеспечение (ПО), системное ПО, операционная система, архиватор, антивирусная программа. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Сформировать понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп; понимать роль компьютеров в жизни современного человека; понимать значимость антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности; понимать назначение системного программного обеспечения персонального компьютера. |
- личностные УУД: формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению; - регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, выявление отклонений от эталона в своей работе, понимание причины ошибок; - познавательные УУД: умение заменять термины определениями, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - коммуникативные УУД: умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, паре, умение высказывать точку зрения, аргументированно обосновывая её. |
||
Организация пространства |
|||
Тип урока |
урок открытия новых знаний, практическая работа |
||
Формы работы |
Фронтальная (Ф), индивидуальная (И), групповая (Г) |
||
Средства ИКТ |
АРМ учителя, презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, Антивирус Касперского |
||
Использованная литература и интернет-источники: |
Информатика: Учебник для 7 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы. 7- 9 классы/Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. демонстрация к лекции «Структура программного обеспечения ПК» (N 119268) демонстрация к лекции «Системное программное обеспечение» (N 119016) демонстрация к лекции «Операционная система» (N 119104) тест по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» – «Система тестов и заданий №13» (N 134951) |
||
I этап Организационный момент. | |||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
Создать деловой настрой для занятия; информировать учащихся о необходимом оснащении учебного занятия; обозначить требования к уроку |
(Ф/И) На доске записана дата. Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
|
II этап Проверочная работа |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
Проверить усвоение учащимися материала прошлого урока, коррекция знаний учащихся |
(И) Проверка знаний учащихся по пройденному материалу на основе ЭОР «Система тестов и заданий №13» Задания демонстрируются на экране |
Личностные УУД: - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод. |
|
III этап Подведение к теме урока |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
подготовка обучающихся к восприятию нового материала
|
(Ф) Где люди используют компьютер? В учебе, в работе, быту, отдыхе. Общение человека с компьютером стало простым, наглядным, понятным. Компьютер сам подсказывает пользователю, что нужно делать, помогает найти выход из затруднительных положений. На подобии чего создан компьютер? На подобии мозга человека Знает ли что-нибудь новорожденный человек? Нет, он ничего не знает и ничего не умеет. Знания и умения он приобретает в процессе развития, обучения, накапливая информацию в своей памяти. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов и плат, подобен новорожденному человеку. Ребенка обучают его родители, а что происходит с компьютером? (В него загружают программы) Что же мы будем изучать сегодня на уроке? |
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
|
IV этап Знакомство с новым материалом |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
ввести понятия программное обеспечение, системное ПО, прикладное ПО, операционная система, архиватор, антивирусная программа |
- Итак, тема нашего урока: «Программное обеспечение компьютера» На экране появляется тема урока Можно сказать, что загрузка в память компьютера программного обеспечения аналогична процессу обучения ребенка. Создается программное обеспечение программистами. Учитель ведет объяснение материала в соответствии со слайдами 2-9 презентации к уроку. Дополнительно используются демонстрации к лекции «Структура, программного обеспечения ПК», «Системное программное обеспечение», «Операционная система». |
Личностные УУД: - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод. |
|
V этап Практическая работа |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
формировать навык поиска необходимой информации в сети интернет с помощью браузера с использованием простых запросов и сохранении информации и ссылок на ее источники на своем компьютере. . |
- А теперь вам предстоит на практике осуществить работу с антивирусной программой «Антивирус Касперского», по следующему плану: (план демонстрируется на экране) 1) запустить антивирусную программу; 2) в окне программы ознакомиться с её основными возможностями; 3) запустить обновление антивирусной базы данных; 4) выполнить сканирование локального диска, сменного носителя или отдельной папки. Учитель в демонстрационном режиме объясняет, как осуществить каждый пункт плана. |
Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование навыков практической деятельности - развитие скорости обработки информации. |
|
VI этап Рефлексия |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
формировать умение понимать свое внутреннее состояние и выражать свое отношение к происходящему, а также к собственной деятельности |
- Что было самым интересным на сегодняшнем уроке? Самым неожиданным? Что понравилось в вашей работе? Не понравилось? |
Личностные УУД: - формирование умения понимать своё внутреенее состояние и выражать своё отношение к происходящему, а также к собственной деятельности |
|
VII этап Домашнее задание |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
УУД этапа урока |
|
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
(Ф/И) Домашнее задание записано на доске § 2.3 (п. 1, 2), вопросы и задания 1–9 к параграфу |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |