Урок «Программное обеспечение компьютера» для 7 класса (Информатика и ИКТ)
Предмет |
Информатика и ИКТ |
Класс |
7 |
Тип урока |
ОЗН |
Тема |
Программное обеспечение компьютера |
Основные термины, понятия |
программа; программное обеспечение (ПО); системное ПО; операционная система; архиватор; антивирусная программа. |
Технологическая карта урока
Планируемые образовательные результаты
предметные – понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп;
метапредметные – понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;
2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;
3) рассмотрение операционной системы и ее функций;
4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Этап |
УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Метапредметные: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
Приветствие, представление, настрой Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
|
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Предметные: - основные понятия прошлых уроков Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; Регулятивные: - самопроверка Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, синтез. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
1. Устройства системного блока (комплектующие на столе) – вопросы на выбор учащихся.
2. Клавиатура - задание у доски.
3. Предлагает задание на соответствие - с последующей взаимопроверкой. |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. (задание на соответствие, работа в паре с последующей самопроверкой по критериям, данным учителем) Отвечают на вопросы. |
Целеполагание и мотивация |
познавательные: - выполнять анализ; сравнение обобщение; регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; коммуникативные: - слушать и понимать речь других
|
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Задача: Семья приобрела ПК. Сын увлекается компьютерными играми, дочь учится в университете, папа инженер-программист, мама дизайнер. Пришли домой, включили, компьютер, каждый из членов семьи, поработав немного за компьютером, пришел к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Почему? Попробуйте назвать тему урока? Сформулируйте цели урока. |
Предлагают свои варианты ответов. Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цели урока. |
Открытие нового знания |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: - представление текстовой информации в виде схем, - умение структурировать знания, - сравнение - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Помощь в составлении плана урока. 1.Что такое ПО? 2. Основные группы ПО - учебник стр. 71 3. Интерфейс - учебник стр. 71 4.Назначение ПО? Физкультминутка Обсуждение: состав ОС. Состав операционной системы лучше всего объяснять с помощью аналогий. Представить операционную систему как планету, у которой обязательно есть ядро – самые важные программы. Затем идут всевозможные оболочки-слои. Рассказать о драйверах. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Составляют в тетради схему ПО (пользуясь учебником и презентацией из ЦОР).
Ученики называют устройства, которым нужны драйверы. |
Первичное закрепление
|
Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция; Познавательные; -выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: - управление поведением партнера; - умение участвовать в групповой работе, распределять роли; - излагать свое мнение. Личностные: - понимание роли компьютеров в жизни современного человека; - понимание значимости антивирусной защиты. |
Возвращаемся к задаче, данной в начале урока Как удовлетворить потребности всех членов семьи в выборе ПО? Устанавливает осознанность ситуации.
Выполняют тест.
Другие читают Загрузка компьютера стр. 72-73 и выписывают определения выделенные полужирным шрифтом. |
Делятся на группы и определяют перечень ПО, необходимого каждому члену семьи 1 группа. Компьютерные игры 2 группа Для обучения 3 группа Инженер- программист 4 группа Дизайнер Выступают перед классом, отвечают на вопросы |
Применение новых знаний |
Личностные: - формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации Предметные -формирование умений представлять информацию на компьютере Регулятивные УУД: самоконтроль |
Организует деятельность по применению новых знаний - для чего нужны? Антивирусные программы (DrWeb, Антивирус Касперского). Архиваторы (WinRar). Операционные системы. Программы обслуживания дисков (Сервис). Opera (Баузеры). |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
Личностные УУД: подведение итогов урока Регулятивные УУД: самоконтрол |
Организует рефлексию. Подводит итоги Понравился урок? Я понял...(без ПО компьютер...) Я узнал... Мне пригодится... Домашнее задание с объяснением. Оценки и спасибо за урок! |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их сответствия. |
Домашнее задание с объяснением. |
Задаёт домашнее задание и объясняет, как правильно выполнить. |
Слушают и задают вопросы. |