Статья «Поощрения и наказания»
Поощрения и наказания.
Стремясь к тому, чтобы ребенок был послушным, надо проявлять в его воспитании твердость и последовательность и в то же время быть по отношению к детям добрым и внимательными. Некоторые родители, добиваясь послушания, не только наказывают, но и запугивают детей, угрожая бабой-ягой, бабайкой. Страх и запугивания вредно отражаются на нервной системе, подавляют активность детей, делают их нервными и боязливыми.
Особенно внимательными нужно быть к детям, которым что-либо не дается. К сожалению, их обычно больше укоряют, чем подбадривают и поощряют. Но и поощрения не в меньшей мере, чем наказание и осуждение, требует от родителей осторожности и деликатности. Поощрения подобно сладостям. Если давать их много и часто, ребенку это быстро надоедает и перестает быть определенным стимулом.
Поощрения выражаются словами одобрения: «хорошо», «молодец», «правильно».
Некоторые родители «пилят» своих детей. Но это вызывает у них гнетущее состояние, чувство обиды. Хочется предостеречь от нудных назойливых назиданий. Ни они, ни крик и ругань ничего общего не имеют с выполнением родителями своего педагогического долга. В словах родителей не должно быть ничего, что в какой–либо мере может оскорбить достоинство ребенка. В обращении с детьми не допустимы злые усмешки, словесные укоры, неприятные сравнения.
Если ребенок совершил проступок в состоянии возбуждения, говорить с ним сразу, тем более когда отец или мать тоже раздражены, бессмысленно. Надо дать ему «остыть», успокоиться самим и только после этого беседовать с ним, спокойно и убедительно объясняя его ошибку. Не рекомендуется напоминать о случившемся по нескольку раз, особенно если ребенок осознал свой поступок. Тем более не следует этого делать при посторонних.
«Ваше собственное поведение, - говорил, обращаясь к родителям А.С. Макаренко,- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы говорите с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение».1
1 Макаренко А.С. Сочинения. Т. 4. М., 1957, с. 347.