12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маторная Марина Ивановна47
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

    Поощрения и наказания.

    Стремясь к тому, чтобы ребенок был послушным, надо проявлять в его воспитании твердость и последовательность и в то же время быть по отношению к детям добрым и внимательными. Некоторые родители, добиваясь послушания, не только наказывают, но и запугивают детей, угрожая бабой-ягой, бабайкой. Страх и запугивания вредно отражаются на нервной системе, подавляют активность детей, делают их нервными и боязливыми.   

    Особенно внимательными нужно быть к детям, которым что-либо не дается. К сожалению, их обычно больше укоряют, чем подбадривают и поощряют. Но и поощрения не в меньшей мере, чем наказание и осуждение, требует от родителей осторожности и деликатности. Поощрения подобно сладостям. Если давать их много и часто, ребенку это быстро надоедает и перестает быть определенным стимулом.

     Поощрения выражаются словами одобрения: «хорошо», «молодец», «правильно».  

      Некоторые родители «пилят» своих детей. Но это вызывает у них гнетущее состояние, чувство обиды. Хочется предостеречь от нудных назойливых назиданий. Ни они, ни крик и ругань ничего общего не имеют с выполнением родителями своего педагогического долга. В словах родителей не должно быть ничего, что в какой–либо мере может оскорбить достоинство ребенка. В обращении с детьми не допустимы злые усмешки, словесные укоры, неприятные сравнения.

    Если ребенок совершил проступок в состоянии возбуждения, говорить с ним сразу, тем более когда отец или мать тоже раздражены, бессмысленно. Надо дать ему «остыть», успокоиться самим и только после этого беседовать с ним, спокойно и убедительно объясняя его ошибку. Не рекомендуется напоминать о случившемся по нескольку раз, особенно если ребенок осознал свой поступок. Тем более не следует этого делать при посторонних.   

   «Ваше собственное поведение, - говорил, обращаясь к родителям А.С. Макаренко,- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или  поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда,  когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы говорите с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение».1

1 Макаренко А.С. Сочинения. Т. 4. М., 1957, с. 347.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.