Консультация для родителей «Cистема поощрения и наказания во взаимодействии с ребёнком»
Консультация для родителей
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РЕБЁНКОМ
Наказания… Чем менее нуждается школа
или семья в этих, иногда необходимых, но
всегда лекарственных и поэтому ядовитых
средствах, тем лучше.
К.Д. Ушинский
Трудно себе представить семью, где царило бы полное безразличие к хорошим или плохим поступкам детей. Как, правило, мы следим за деятельностью детей, даём оценку их поведению. Делаем это с помощью поощрения или наказания, соревнования.
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение.
- Что вы чувствуете, когда вас поощряют, хвалят? (радость, гордость).
Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Наказание - метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения
А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий, не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
- А как вы считаете, нужно ли наказывать ребёнка? За что, и каким должно быть наказание?
Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок, это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его. Печальные результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу застращать или запугать ребёнка, особенно это касается порки.
Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит, что насилие является приемлемым выражением своего гнева.
Постоянно объясняйте подростку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в школе, и в обществе. Так создаются основы для более широкого конфликта подрастающего поколения с окружающими. Большой вред взаимопониманию детей и взрослых наносит то, что можно назвать злопамятностью: затяжные обсуждение проступков, частые напоминания о прошлых грехах. Когда к нынешнему проступку «прицепляют» все предыдущие, то пользы не будет. Устраивая многочисленные обсуждения конфликтов, взрослые создают вокруг ребёнка атмосферу недоверия.
Правила воспитательных мер
1. Возьмите за правило никогда не оставлять безнаказанными нарушение детьми ваших установок и ограничений. Если он почувствует, что в каких – то случаях ему это может сойти с рук, он будет часто вести себя недозволенным образом.
2. Не грозите ему определённым наказанием за провинность, если не сможете исполнить свою угрозу – он просто перестанет воспринимать вас всерьёз.
3. Не проявляйте излишнего внимания к плохому поведению ребёнка, т.к. это только раззадоривает его. Важно сказать в этом случае какое наказание уместно за проступок.
- Какие наказания используете вы?
(осуждение, ограничение, лишение, возмещение)
Важно установить разумные ограничения:
1. Чёткая формулировка ограничений. Ограничения будут действовать более эффективно, если они имеют конкретный характер и выдержаны в позитивном, а не негативном тоне. Например, фраза «Не клади одежду на диван» оставляет возможность ребёнку бросить одежду в другом месте. Гораздо яснее будет «Разденься и отнеси одежду в свою комнату».
2. Соответствие ограничений возрасту.
По мере взросления ребёнка, правила и ограничения нужно пересматривать.
Правила должны учитывать и опыт ребёнка.
3. Ограничения не должны ущемлять достоинства
Ограничения не должны поселить в детях чувство безнадёжности и отчаяния, ненависти к взрослому человеку.
4. Ограничения должны быть выполнимыми.
Прежде чем сформулировать общее правило, подумайте, каким образом вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Когда вы придумываете правила, выполнение которых не сможете или не будете контролировать, вы даёте детям возможность не обращать на эти правила никакого внимания.
Если запрет будет нарушен, то существуют два основных типа мер воздействия:
• Лишение. Запретите ребёнку на короткое время делать то, в чём он перешёл всякие границы (смотреть телевизор, общаться с друзьями, ходить гулять).
• Возмещение. Если нанесён какой – то урон, он должен быть возмещён или сведён к минимуму.
Правила к бесконфликтной дисциплине ребёнка
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило 1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в семье каждого ребёнка.
Это особенно полезно помнить тем взрослым, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
Правило 2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много.
Это правило предполагает особое чувство меры, особую мудрость взрослого в решении вопросов о «можно», «следует», и «нельзя».
Правило 3 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится властным, агрессивным тоном, то становится трудным вдвойне. Так на вопрос «Почему нельзя?», не стоит отвечать: «Я так велю», «Нельзя и всё!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.
Правило 4 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Лучше ограничить его в чём – то, нежели физически наказывать.
Правило 5 Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: много прыгают, открывают, разбирают, танцуют, слушают музыку.
Всё это проявления естественных потребностей детей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам взрослым надо бегать, двигаться, пробовать свои силы. Запрещать такие действия всё равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
ПООЩРЕНИЕ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях. К сожалению, легче замечают плохое поведение. Некоторые взрослые совершают большую ошибку, часто применяя к ребёнку нелестные эпитеты, называя его тупицей, жадиной, хулиганом. Постоянное использование негативных ярлыков формирует у ребёнка низкую самооценку.
- А какие поощрения используете вы? Как часто вы к ним прибегаете?
Простейшей формой поощрения является похвала.
1. Похвала должна быть конкретной (мне нравится, что ты убрал свою комнату, что ты убрал мусор);
2. Действенная похвала должна незамедлительной;
3. Действенная похвала должна быть искренней (Большинство детей чувствуют фальш); Похвала будет эффективной, если звучит не слишком часто – нельзя «захваливать» ребёнка.
Как не следует хвалить
• Не хвалить за то, что не достигнуто не своим трудом – физическим, умственным или душевным. Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность – всё это природные способности, а хвалить за отвагу, смелость и т. д.
• Больше двух раз за одно и тоже;
• Из жалости, из желания понравиться.
В похвалах нуждается каждый человек, каждый ребёнок. Но у каждого своя норма похвалы, своя степень потребности в одобрении.
Памятка о наказании
Наказывая необходимо помнить:
-наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
-если есть сомнение: наказывать или не наказывать; не наказывайте.
-за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Ни когда не отнимайте подаренного.
-недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
-ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых.
-не унижайте ребёнка.
-если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова.
Когда наказание безрезультатно:
-бессистемно (то наказывают, то нет за одно и тоже);
-если ребёнок более сильный или упрямый;
-неожиданно, до этого не наказывали;
-если мягко – не доходит.
Определение действенных ограничений
Прочтите описание каждой ситуации. Определите, в чём ошибка, выберите вариант более действенного высказывания.
«Обед готов! Когда ты наконец собираешься накрывать на стол?»
Другой вариант_____________________________________________________
Родители говорят ребёнку, который обычно первым приходит из школы домой: «Как только ты приходишь домой, немедленно выноси мусор!
Другой вариант_____________________________________________________
Подростку: «Я хочу, чтобы через две минуты твоя комната была убрана, развёл бардак!»
Другой вариант_____________________________________________________
«Нет, я не разрешаю тебе кататься на лыжах с другом. Ты сломаешь себе ногу или столкнёшься с кем – нибудь»
Другой вариант_____________________________________________________
«Тебе нельзя идти на улицу, пока не уберёшь свои вещи»
Другой вариант_____________________________________________________
Варианты ответов
1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу.
Лучше: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол» .
2.Не надо требовать выполнения задания сразу же, как только ребёнок приходит домой.
Лучше: «Вынеси мусор до моего возвращения с работы»
3.Слишком большой объём работы за короткое время.
Лучше: «К нам приходят гости, убери пожалуйста свою комнату».
4. Слишком критично предполагает неудачу.
Лучше: «Ты можешь пойти кататься на лыжах с друзьями, когда научишься на лыжах как следует».
5. Неясно, какую работу нужно сделать.
Лучше: «После того как ты уберёшь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметёшь пол, можешь идти гулять с друзьями».
Пинчук Лилия Валентиновна
Ольга