Портфолио для аттестации учителя начальных классов
У
УРОК 1
рок по окружающему мируво 2 классе
Капустян Марина Викторовна
учитель начальных классов
Тема: «Как измеряют температуру?», «Что такое погода?»
Цели: познакомить учащихся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха, тела человека;
Дать общее представление о погоде, какая она бывает.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» (Слайд 2)
II. Актуализация знаний.
(Проводится в виде краткого фронтального опроса по материалу, изученному на прошлых уроках).
- Какая бывает природа?
- Приведите примеры живой и неживой природы.
- К какой природе можно отнести человека?
- Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа?
- Как связаны природа и человек?
- Что такое явления природы? Приведите примеры.
- Какие явления называются сезонными?
III. Постановка учебной задачи.
-Зачем надо знать погоду?
- Как-то раз, перед тем, как выйти из дома, позвонил гномик своим друзьям– пингвину и обезьянке, и спросил, какая на улице погода.
Пингвин ответил, что тепло, и гномик отправился на прогулку в одном костюмчике. Как думаете, тепло или холодно ему было на улице?
- Почему возникли затруднения?
- Как понять, холодно или тепло на улице, не выходя из дома?
- Посовещайтесь в парах! (посмотреть в окно, посмотреть на термометр)
- Что будем изучать? Температуру.
- Можно ли измерить температуру?
Чего мы еще не знаем?
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Какие цели поставим для себя? Чему хотим научиться, что узнать?
- Действительно, о термометрах и их видах будем говорить сегодня на уроке.
Цели:
- узнать, что такое «температура»;
- изучить строение термометра
- научиться определять температуру по термометру
- записывать состояние погоды условными знаками
V. Практическая работа (знакомство с термометром).
- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая – плохая; ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая).
- В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
- А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.)
- Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр. (Слайд 3)
(Учитель демонстрирует различные виды термометров).
- Температура измеряется в градусах.
(Дети под руководством учителя выделяют части термометра):
стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу. (Слайд 4)
- На шкале каждое деление соответствует одному градусу.
(Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры).
- Найдите 0 (нуль) – границу между градусами тепла и холода.
Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода. Поглядев на термометр за окном, мы можем определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.
(Учитель демонстрирует комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерения температуры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.) (Слайд 5)
- Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению; есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)
- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?
- В медицинском термометре шкала начинается с 34o, так как нормальная температура тела человека 36,6o. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37o и самая высокая отметка 42 o, так как выше температура у человека быть не может.
- На водном термометре шкала от 0 o до 100 o. Почему? (При 0 o вода превращается в лед, а при 100 o закипает.)
- На комнатном термометре шкала от - 20 o до + 50 o, а на уличном от - 40 o до + 50 o. Почему?
- Давайте посмотрим, как действует термометр. (Учитель опускает термометр в стакан с тёплой водой) (Слайд 6)
- Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
- Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана.
(Учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой).
- Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды.
- Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее – поднимается.
- А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру.
- Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем.
Во-вторых, термометр должен находиться на уровне глаз.
- Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записывают их со знаком «+», если ниже нуля – то градусы холода и записываются со знаком «-«. Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек.
(Дети записывают температуру под диктовку учителя на доске).
- Например, температура воздуха в классе +22 o, температура кусочков льда
0 o и т.д.
VI. Физкультминутка.
Почему повсюду лужи?
(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами)
Мама зонтик свой берет.
(Имитируют движение)
Почему же? Почему же?
(Движения, как в 1-й строке)
Потому что….
(Хором: «Дождь идет!»)
(Дети хлопают в ладоши, показывая какой сильный дождик.)
VII. Беседа «Что такое погода?»
- Что же такое погода? Сейчас мы попробуем разобраться в этом.
(Ведется работа по учебнику. Ученики читают текст на с. 20 и отвечают на вопросы).
- Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода?
- А вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Как вы это делаете?
(Отвечая на вопросы, рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на ветер, солнце, небо, осадки).
- Действительно, погода включает в себя и температуру воздуха, и осадки, и ветер, и облачность.
(Далее ученики выбирают слова, которыми можно охарактеризовать погоду (стр. 21 учебника)
- Вспомните, что вы уже знаете о дожде, ветре?
- Какими бывают дожди? Ветра?
Групповая работа.
(Ученики, разделившись на группы, читают тексты, записанные на листках. Затем рассказывают всему классу, что узнали нового.)
Дождь
Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки-приметы: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.
А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?
На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше и выше от земли – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.
Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождями.
Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Ветер
Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный воздух тяжелый, он внизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение.
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.
Над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.
Тихие ветры – бриз, муссон.
- Но как записать температуру?
IX. Работа с учебником.
Чтение с.22 - последний абзац, 1 на с.23 – чтение 1 раз вслух, – несколько
раз про себя, подчеркните, как записывают число градусов тепла, холода,
что пишут вместо слова «градус». (Слайд 7-8)
X. Продолжение работы по теме урока.
(Самостоятельное чтение детьми материала в учебнике, с. 22-23)
«Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра».
- А что такое облачность?
- Что такое осадки? Какими они бывают?
- Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.
- Облачность – скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно».
- А вот когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят «пасмурно».
- Осадки обычно бывают в виде дождя или снега.
- А какие бывают осадки кроме дождя и снега? (Град.)
- Кто попадал под град? Расскажите.
- Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года.
- Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи.
XI. Рефлексия деятельности (итог урока). (Слайд 9-10)
- Над какой темой работали?
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить проблему? Каким способом?
- С каким новым прибором познакомились?
- Как по термометру определить, тепло или холодно? Как записываем
температуру?
- Где можно применить новые знания?
XII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст «Что такое погода?»
Рассказать, что вы знаете о тумане, метели, грозе, буре.
Выполнить в тетради «Проверим себя» на с. 4-5, задания 1, 2
УРОК 2
Урок по русскому языкуво 2 классе
Капустян Марина Викторовна
Тема: Перенос слов.
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
- каллиграфически правильно писать;
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
План урока:
I. Психологический настрой(формирование коммуникативных, личностных УУД)
II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
III. Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
IV. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)
V. Рефлексия (формирование личностных УУД)
ХОД УРОКА
Психологический настрой на урок
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно!
К нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними. Садитесь!
- Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится.
(улыбка) (СЛАЙД 1)
- Подарим друг другу улыбку.
- Посмотрите, кто пришёл к нам на урок? (СЛАЙД 2)
Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Девиз урока:
На доске: Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.
Актуализация и проверка опорных знаний.
Словарная работа
Лунтик прилетел на Землю и тоже учится писать и читать вместе с вами.
И сейчас у нас словарная работа. (СЛАЙД 3)
Лунтик вместе со своими друзьями учится писать слова – названия предметов.
Учитель демонстрирует картинки, учащиеся записывают.
Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте прямо и запишите.
В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ
Проверка на (СЛАЙДЕ 4)
- Что объединяет эти слова? (слова-предметы, отвечают на вопрос КТО?, одушевленные, животные)
- Найдите лишнее слово? (петух – домашнее животное, заяц – зверь)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Разделите слова на слоги. )
- Как определили в словах количество слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
III. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса
Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках.
(РАБОТА В ПАРАХ. На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)
ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА (СЛАЙД 5)
- Какое предложение у вас получилось?
По синему небу плывут облака. (СЛАЙД 6)
- Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. (СЛАЙД 7)
- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?
- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, переносить слова надо по правилам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим?
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Тема нашего урока «Перенос слов». (СЛАЙД 8)
- Прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка:
У ро|-зы ост|ры|е ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам. (СЛАЙД 9)
(Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)
- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова.
(СЛАЙД 10)
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
А теперь поможем Лунтику дописать предложение.
- Посмотрите на предложение, которое вы составили.
(РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова облака.)
Проверка по (СЛАЙДУ 11)
Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой.
Упражнения на закрепление правила переноса.
- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.
Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям. (СЛАЙД 12)
Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.
Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото, лес.
- На доске слова. Их нужно разделить на части, чтобы хватило на каждую кочку.
Учитель с помощью детей режет слова ножницами на части. Слова пень и лес не делятся.
- Лунтик перебрался через болото и увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии. (СЛАЙД 13)
- Что рассказал Лунтик Кузе?
Вывод: слово из одного слога не переносится. (СЛАЙД 14)
- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.
(Учитель показывает на доске)
ФИЗМИНУТКА
2. Работа по теме урока.
Открытие нового знания.
- Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов? (СЛАЙД 15)
- Сейчас мы в этом убедимся!
Вы будете работать в группах.
Вспомним правила работы в группе. (СЛАЙД 16)
А план работы такой: (СЛАЙД 17)
Прочитать слова.
Обратить внимание на выделенные буквы.
Посмотреть, где стоит знак переноса.
Сделать вывод.
У вас должно получиться правило переноса слов.
(каждая группа получает карточки с заданием)
3. Предъявление результата.
- Слушаем результаты работы групп. (СЛАЙД 18)
IV. Применение новых знаний.
Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла. (СЛАЙД 19)
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес:
о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)
Божья коровка Мила решила потренировать своих друзей, чтобы они больше никогда не ошибались. Давайте мы выполним эти задания вместе с Кузей и Лунтиком. (СЛАЙД 20-22)
Работа в парах.
Задание: найти одушевлённые предметы;
1 вариант – выписать слова, которые нельзя делить;
2 вариант – выписать слова, разделить черточкой для переноса.
болото, оса, рак, жук, дуб, паук, пчела, жаба, пень.
V. Рефлексия.
-Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Кому было интересно?
- Кому было трудно выполнять задание?
- А кто легко справился с заданием?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
Оцените себя. (СЛАЙД 23)
- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.
У
УРОК 3
рок по математикев 3 классе
Капустян Марина Викторовна
учитель начальных классов
Тема : «Метр».
Задачи урока образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Ожидаемые результаты:
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Предметные: сформировать понятия о метре, как единице измерения длины; усвоить соотношение между единицами измерения длинны (см, дм, м); сформировать умения практически находить длину предметов с помощью рулетки.
Ход урока
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. (3 мин)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки.
- Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Ответы детей) (Слайд 2)
- Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка.
- Он приготовил для вас задание и прислал в письме.
Прочитаем письмо на экране: (Слайд 3)
На день рождение мамы-медведицы я решил её одеяло обшить тесьмой, но не смог обмерить одеяло. На моей линейке только 20 сантиметров. Чем нужно измерить одеяло и сколько нужно
2.Актуализация знаний (7 мин.)
Повторение знаний о см и дм.
- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)
- Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Слайд 4)
- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах?
- Измерьте длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь
(Дети измеряют и записывают).
Работа в парах:
- Посмотрите на запись у соседа по парте и обсудите у кого карандаш длиннее.
- Длину каких предметов можно измерить в дециметрах?
- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь.
(Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)
Создание проблемной ситуации.
- Чтобы мама-медведица получила подарок, Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной доски,
чтобы купить тесьму.
- Попробуем это сделать.
(Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину классной доски, остальные наблюдают.)
- С какими затруднениями вы столкнулись?
(Ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)
3. Постановка учебной задачи (3 мин)
-Как же помочь Мишутке? Чем будем измерять доску?
- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.
- Значит, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.
- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться?
4. Открытие новых знаний. (15 мин)
- Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.
(Учитель показывает метровую линейку)
- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Слайд 5)
(Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)
- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?
- Составим таблицу соотношений мер длины.
- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?
(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)
- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)
- А теперь давайте измерим нашу доску и запишем данные.
(2 м 50 см - длина, ширина – 1 м 50 см)
5.Физминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(8 мин)
Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).
- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)
Проверка усвоения материала.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое метр?
- Что можно измерить в метрах?
- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?
- Сколько сантиметров в одном метре?
-104 см-это больше или меньше 1 м?
Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.
7. Самостоятельная практическая работа (работа в группах). (7 мин)
Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета. (Слайд 6)
- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны.
(Дети составляют выражение и решают в парах.)
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Мишутки, чтобы и у него было красивое одеяльце.
Каждая сторона 1 м
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича.
Каждая сторона -3 м
Самопроверка. Самооценка.
- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.
Работа в группах.
- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для первой группы).
- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для второй группы).
(Дети работают самостоятельно. Учитель контролирует).
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
- Помогли ли мы Мишутке с подарком для мамы-медведицы? (Слайд 7)
- Сразу у нас все получилось?
- С помощью чего нам это удалось?
- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?
- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе.
К пункту 6
К пункту 8
К пункту 9
К пункту 5
1 урок
Тема : «Метр».
Задачи урока образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Ожидаемые результаты:
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Предметные: сформировать понятия о метре, как единице измерения длины; усвоить соотношение между единицами измерения длинны (см, дм, м); сформировать умения практически находить длину предметов с помощью рулетки.
Ход урока
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. (3 мин)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки.
- Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Ответы детей) (Слайд 2)
- Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка.
- Он приготовил для вас задание и прислал в письме.
Прочитаем письмо на экране: (Слайд 3)
На день рождение мамы-медведицы я решил её одеяло обшить тесьмой, но не смог обмерить одеяло. На моей линейке только 20 сантиметров. Чем нужно измерить одеяло и сколько нужно
2.Актуализация знаний (7 мин.)
Повторение знаний о см и дм.
- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)
- Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Слайд 4)
- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах?
- Измерьте длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь
(Дети измеряют и записывают).
Работа в парах:
- Посмотрите на запись у соседа по парте и обсудите у кого карандаш длиннее.
- Длину каких предметов можно измерить в дециметрах?
- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь.
(Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)
Создание проблемной ситуации.
- Чтобы мама-медведица получила подарок, Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной доски,
чтобы купить тесьму.
- Попробуем это сделать.
(Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину классной доски, остальные наблюдают.)
- С какими затруднениями вы столкнулись?
(Ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)
3. Постановка учебной задачи (3 мин)
-Как же помочь Мишутке? Чем будем измерять доску?
- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.
- Значит, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.
- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться?
4. Открытие новых знаний. (15 мин)
- Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.
(Учитель показывает метровую линейку)
- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Слайд 5)
(Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)
- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?
- Составим таблицу соотношений мер длины.
- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?
(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)
- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)
- А теперь давайте измерим нашу доску и запишем данные.
(2 м 50 см - длина, ширина – 1 м 50 см)
5.Физминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(8 мин)
Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).
- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)
Проверка усвоения материала.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое метр?
- Что можно измерить в метрах?
- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?
- Сколько сантиметров в одном метре?
-104 см-это больше или меньше 1 м?
Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.
7. Самостоятельная практическая работа (работа в группах). (7 мин)
Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета. (Слайд 6)
- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны.
(Дети составляют выражение и решают в парах.)
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Мишутки, чтобы и у него было красивое одеяльце.
Каждая сторона 1 м
- А теперь давайте отмерим тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича.
Каждая сторона -3 м
Самопроверка. Самооценка.
- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.
Работа в группах.
- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для первой группы).
- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для второй группы).
(Дети работают самостоятельно. Учитель контролирует).
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
- Помогли ли мы Мишутке с подарком для мамы-медведицы? (Слайд 7)
- Сразу у нас все получилось?
- С помощью чего нам это удалось?
- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?
- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе.
2 урок
Тема: Перенос слов.
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
- каллиграфически правильно писать;
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
План урока:
I. Психологический настрой(формирование коммуникативных, личностных УУД)
II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
III. Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
IV. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)
V. Рефлексия (формирование личностных УУД)
ХОД УРОКА
Психологический настрой на урок
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно!
К нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними. Садитесь!
- Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится.
(улыбка) (СЛАЙД 1)
- Подарим друг другу улыбку.
- Посмотрите, кто пришёл к нам на урок? (СЛАЙД 2)
Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Девиз урока:
На доске: Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.
Актуализация и проверка опорных знаний.
Словарная работа
Лунтик прилетел на Землю и тоже учится писать и читать вместе с вами.
И сейчас у нас словарная работа. (СЛАЙД 3)
Лунтик вместе со своими друзьями учится писать слова – названия предметов.
Учитель демонстрирует картинки, учащиеся записывают.
Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте прямо и запишите.
В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ
Проверка на (СЛАЙДЕ 4)
- Что объединяет эти слова? (слова-предметы, отвечают на вопрос КТО?, одушевленные, животные)
- Найдите лишнее слово? (петух – домашнее животное, заяц – зверь)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Разделите слова на слоги. )
- Как определили в словах количество слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
III. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса
Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках.
(РАБОТА В ПАРАХ. На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)
ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА (СЛАЙД 5)
- Какое предложение у вас получилось?
По синему небу плывут облака. (СЛАЙД 6)
- Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. (СЛАЙД 7)
- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?
- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, переносить слова надо по правилам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим?
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Тема нашего урока «Перенос слов». (СЛАЙД 8)
- Прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка:
У ро|-зы ост|ры|е ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам. (СЛАЙД 9)
(Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)
- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова.
(СЛАЙД 10)
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
А теперь поможем Лунтику дописать предложение.
- Посмотрите на предложение, которое вы составили.
(РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова облака.)
Проверка по (СЛАЙДУ 11)
Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой.
Упражнения на закрепление правила переноса.
- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.
Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям. (СЛАЙД 12)
Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.
Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото, лес.
- На доске слова. Их нужно разделить на части, чтобы хватило на каждую кочку.
Учитель с помощью детей режет слова ножницами на части. Слова пень и лес не делятся.
- Лунтик перебрался через болото и увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии. (СЛАЙД 13)
- Что рассказал Лунтик Кузе?
Вывод: слово из одного слога не переносится. (СЛАЙД 14)
- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.
(Учитель показывает на доске)
ФИЗМИНУТКА
2. Работа по теме урока.
Открытие нового знания.
- Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов? (СЛАЙД 15)
- Сейчас мы в этом убедимся!
Вы будете работать в группах.
Вспомним правила работы в группе. (СЛАЙД 16)
А план работы такой: (СЛАЙД 17)
Прочитать слова.
Обратить внимание на выделенные буквы.
Посмотреть, где стоит знак переноса.
Сделать вывод.
У вас должно получиться правило переноса слов.
(каждая группа получает карточки с заданием)
3. Предъявление результата.
- Слушаем результаты работы групп. (СЛАЙД 18)
IV. Применение новых знаний.
Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла. (СЛАЙД 19)
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес:
о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)
Божья коровка Мила решила потренировать своих друзей, чтобы они больше никогда не ошибались. Давайте мы выполним эти задания вместе с Кузей и Лунтиком. (СЛАЙД 20-22)
Работа в парах.
Задание: найти одушевлённые предметы;
1 вариант – выписать слова, которые нельзя делить;
2 вариант – выписать слова, разделить черточкой для переноса.
болото, оса, рак, жук, дуб, паук, пчела, жаба, пень.
V. Рефлексия.
-Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Кому было интересно?
- Кому было трудно выполнять задание?
- А кто легко справился с заданием?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
Оцените себя. (СЛАЙД 23)
- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.
3 урок
Тема: «Как измеряют температуру?», «Что такое погода?»
Цели: познакомить учащихся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха, тела человека;
Дать общее представление о погоде, какая она бывает.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» (Слайд 2)
II. Актуализация знаний.
(Проводится в виде краткого фронтального опроса по материалу, изученному на прошлых уроках).
- Какая бывает природа?
- Приведите примеры живой и неживой природы.
- К какой природе можно отнести человека?
- Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа?
- Как связаны природа и человек?
- Что такое явления природы? Приведите примеры.
- Какие явления называются сезонными?
III. Постановка учебной задачи.
-Зачем надо знать погоду?
- Как-то раз, перед тем, как выйти из дома, позвонил гномик своим друзьям– пингвину и обезьянке, и спросил, какая на улице погода.
Пингвин ответил, что тепло, и гномик отправился на прогулку в одном костюмчике. Как думаете, тепло или холодно ему было на улице?
- Почему возникли затруднения?
- Как понять, холодно или тепло на улице, не выходя из дома?
- Посовещайтесь в парах! (посмотреть в окно, посмотреть на термометр)
- Что будем изучать? Температуру.
- Можно ли измерить температуру?
Чего мы еще не знаем?
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Какие цели поставим для себя? Чему хотим научиться, что узнать?
- Действительно, о термометрах и их видах будем говорить сегодня на уроке.
Цели:
- узнать, что такое «температура»;
- изучить строение термометра
- научиться определять температуру по термометру
- записывать состояние погоды условными знаками
V. Практическая работа (знакомство с термометром).
- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая – плохая; ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая).
- В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
- А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.)
- Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр. (Слайд 3)
(Учитель демонстрирует различные виды термометров).
- Температура измеряется в градусах.
(Дети под руководством учителя выделяют части термометра):
стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу. (Слайд 4)
- На шкале каждое деление соответствует одному градусу.
(Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры).
- Найдите 0 (нуль) – границу между градусами тепла и холода.
Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода. Поглядев на термометр за окном, мы можем определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.
(Учитель демонстрирует комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерения температуры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.) (Слайд 5)
- Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению; есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)
- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?
- В медицинском термометре шкала начинается с 34o, так как нормальная температура тела человека 36,6o. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37o и самая высокая отметка 42 o, так как выше температура у человека быть не может.
- На водном термометре шкала от 0 o до 100 o. Почему? (При 0 o вода превращается в лед, а при 100 o закипает.)
- На комнатном термометре шкала от - 20 o до + 50 o, а на уличном от - 40 o до + 50 o. Почему?
- Давайте посмотрим, как действует термометр. (Учитель опускает термометр в стакан с тёплой водой) (Слайд 6)
- Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
- Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана.
(Учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой).
- Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды.
- Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее – поднимается.
- А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру.
- Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем.
Во-вторых, термометр должен находиться на уровне глаз.
- Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записывают их со знаком «+», если ниже нуля – то градусы холода и записываются со знаком «-«. Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек.
(Дети записывают температуру под диктовку учителя на доске).
- Например, температура воздуха в классе +22 o, температура кусочков льда
0 o и т.д.
VI. Физкультминутка.
Почему повсюду лужи?
(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами)
Мама зонтик свой берет.
(Имитируют движение)
Почему же? Почему же?
(Движения, как в 1-й строке)
Потому что….
(Хором: «Дождь идет!»)
(Дети хлопают в ладоши, показывая какой сильный дождик.)
VII. Беседа «Что такое погода?»
- Что же такое погода? Сейчас мы попробуем разобраться в этом.
(Ведется работа по учебнику. Ученики читают текст на с. 20 и отвечают на вопросы).
- Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода?
- А вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Как вы это делаете?
(Отвечая на вопросы, рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на ветер, солнце, небо, осадки).
- Действительно, погода включает в себя и температуру воздуха, и осадки, и ветер, и облачность.
(Далее ученики выбирают слова, которыми можно охарактеризовать погоду (стр. 21 учебника)
- Вспомните, что вы уже знаете о дожде, ветре?
- Какими бывают дожди? Ветра?
Групповая работа.
(Ученики, разделившись на группы, читают тексты, записанные на листках. Затем рассказывают всему классу, что узнали нового.)
Дождь
Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки-приметы: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.
А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?
На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше и выше от земли – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.
Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождями.
Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Ветер
Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный воздух тяжелый, он внизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение.
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.
Над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.
Тихие ветры – бриз, муссон.
- Но как записать температуру?
IX. Работа с учебником.
Чтение с.22 - последний абзац, 1 на с.23 – чтение 1 раз вслух, – несколько
раз про себя, подчеркните, как записывают число градусов тепла, холода,
что пишут вместо слова «градус». (Слайд 7-8)
X. Продолжение работы по теме урока.
(Самостоятельное чтение детьми материала в учебнике, с. 22-23)
«Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра».
- А что такое облачность?
- Что такое осадки? Какими они бывают?
- Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.
- Облачность – скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно».
- А вот когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят «пасмурно».
- Осадки обычно бывают в виде дождя или снега.
- А какие бывают осадки кроме дождя и снега? (Град.)
- Кто попадал под град? Расскажите.
- Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года.
- Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи.
XI. Рефлексия деятельности (итог урока). (Слайд 9-10)
- Над какой темой работали?
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить проблему? Каким способом?
- С каким новым прибором познакомились?
- Как по термометру определить, тепло или холодно? Как записываем
температуру?
- Где можно применить новые знания?
XII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст «Что такое погода?»
Рассказать, что вы знаете о тумане, метели, грозе, буре.
Выполнить в тетради «Проверим себя» на с. 4-5, задания 1, 2