Портфолио учителя хакасского языка и литературы на ВКК
III. Совершенствование методов обучения и воспитания
Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения,
педагогических технологий
№ п/п | Наименование программ | Цели и задачи программы | Кем утверждены | Результат реализации целей и задач |
1. | Рабочие программы по хакасскому языку для 5,6,7,8,9 классов созданы на основе методических рекомендаций к проектированию рабочих программ по хакасскому языку и литературе (для 1-11 классов). – Абакан, Хакасское кн.изд., 2014г./ авт.-сост. Л.И. Чебодаева, Н.С. Майнагашева, М.П. Боргоякова и др., адаптированы для использования учебников «Хакасский язык» Л.И. Чебодаева и др.- Абакан 2014. | -формирование представлений о хакасском языке как языке хакасского народа, государственном языке Республики Хакасия, средстве национального общения, консолидации и единения хакасского народа, формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; - формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться посредством уроков хакасского языка; - усвоение способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса в освоении основ знаний о хакасском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни социума, его развитии; - совершенствование умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление познавательной деятельностью, в осознании связи хакасского языка с культурой и историей Хакасии; развитии представления об особенностях хакасского речевого этикета; -обеспечению успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в школьном курсе хакасской филологии. | Рассмотрено и согласовано на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла (Протокол №1 от 30.08.2017г) | Реализованы в полном объеме, о чем свидетельствует успеваемость 100% |
2. | Рабочие программы по хакасской литературе для 5,6,7,8,9,10,11 классов созданы на основе методических рекомендаций к проектированию рабочих программ по хакасскому языку и литературе (для 1-11 классов). – Абакан, Хакасское кн.изд., 2014г./ авт.-сост. Л.И. Чебодаева, Н.С. Майнагашева, М.П. Боргоякова и др., адаптированы для использования учебников «Хакасская литература» М.П. Боргоякова и др.- Абакан 2014. | - освоение знаний о родной (хакасской) литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях хакасских писателей, их жизни и творчестве; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры; развитие хакасской устной и письменной речи учащихся; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на хакасском языке с привлечением необходимых знаний по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения хакасской и русской литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия; - воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы, отличающейся от русской особенностями образно-эстетической системы; воспитание уважения к родной литературе и культуре, а также к литературам и культурам других народов. | Рассмотрено и согласовано на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла (Протокол №1 от 30.08.2017г) | Реализованы в полном объеме, о чем свидетельствует успеваемость 100% |
Оценочный лист по критерию № 3 | |||||||
1. Название критерия | 2. Название показателя | 3Балл | 4. № строки | 5. Балл, выставленный в ОО | |||
№ 3 «Совершенствование методов обучения и воспитания» | 1. Педагог разрабатывает и успешно реализует программы учебных дисциплин по направлению деятельности *наименование программы, данные о реализации поставленных в ней задач | 1 | 15 | ||||
2. Анализ уроков/ занятий, проводимых педагогом (по результатам посещения администрацией образовательной организации, представителей методических объединений не менее чем 2-3 уроков/занятий) * анализы уроков, занятий, отзывы, заверенные руководителем образовательной организации обязательны | 2.1. Эффективно осваивает и применяет современные психолого-педагогические технологии, формирует мотивацию к обучению | 1-3 | 16 | ||||
2.2. Эффективно использует различные формы и методы обучения; новые образовательные технологии (проектная деятельность, ИКТ - технологии, исследовательская деятельность и др.) | 1-4 | 17 | |||||
2.3. Эффективно организует работу по достижению обучающимися и воспитанниками метапредметных результатов | 1-3 | 18 | |||||
2.4. Владеет методикой организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения образовательных программ | 1-3 | 19 | |||||
2.5. Эффективно применяет ТСО, наглядность | 1-3 | 20 | |||||
3. Эффективно владеет ИКТ - компетентностью (общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая) *адрес страницы, сайта, блога | Имеются отдельные публикации методических материалов в сети Интернет | 1 | 21 | ||||
Регулярно размещает методические материалы в сети Интернет, имеет собственную страницу на педагогических сайтах | 2 | ||||||
Имеет собственный блог / сайт, который используется в профессиональной деятельности | 3 | ||||||
Сумма баллов аттестационного критерия №3 «Совершенствование методов обучения и воспитания» | Сумма баллов: результат строки 15 и лучшие результаты строк 16,17,18,19,20,21. Максимально возможный первичный балл – 20 | 22 | |||||
Перевод в аттестационный показатель - коэффициент 0,045. Максимально возможное значение показателя 0,9 | 23 |
Ответственный за выставление баллов:
Руководитель образовательной организации_______________________________________________
(ФИО, подпись руководителя ОО)
Проверил эксперт ______________________________________________"___"___________20____г.
Приложение к аттестационному показателю № 3
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Не отрицая традиционных подходов к обучению, в своей работе я стараюсь широко использовать активные методы и технологии:
Методика | Автор | |
1. Технология развивающего обучения | Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов | Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности |
2. Технология развития критического мышления | К. Мередит, Ч.Темпл и Д. Стилл | На уроках часто использую технологию критического мышления. Целью данной технологии является развитие критического развития мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс. Основой технологии являются вопросы, основные методические приемы: кластеры, использование знаковой системы при работе с текстом, таблица ЗХУ, сюжетная таблица, «дерево предсказаний», «мозговой штурм», «понятийное колесо» и др. Основой этой технологии является трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. |
3. Технологию педагогики сотрудничества (личностно-ориентированное обучение) | система Е.Н Ильина | Применяя технологию педагогики сотрудничества, которая, являясь личностно-ориентированной, ученик становится субъектом своей учебной деятельности, в результате чего повышается уровень мотивации, у учащихся появляется осознанная потребность в усвоении знаний и умений. |
4. Технология проблемного изложения материала | М.И. Махмутов | Технология проблемного изложения материала ориентирована на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности |
5. Метод проектов | Е.С. Полат, Л.В. Черепанова | Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентируется на применение знаний и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности. Предварительный выбор, темы, над которой будут работать ученики, проходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. На уроках литературы данный метод часто используется, например, был проведен урок по теме «Волшебные сказки» 5 класс. Обучающиеся защищали свои мини-проекты по теме урока. В рамках новых образовательных стандартов метод проектов является одним из ведущих, так как к окончанию основной школы учащиеся должны написать свой учебно-исследовательский проект. |
6. Здоровьесберегающая технология | Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина | Здоровьесберегающая технология важная составляющая часть обучения в современной школе: рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности, определяется время подачи сложного материала, нормативное применение ТСО. |
Также использую этнопедагогику (учебные пособия Волкова Г.Н., Нездемковской Г. В., местных авторов - Этнопедагогика в современной школе: пособие для учителя : Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, Ин-т саяно-алтайской тюркологии и вост. яз., Упр. образования администрации Аскизского р-на, Метод. кабинет; [сост.: Л.В. Еремин, Н.У. Сагалаков]. – Абакан, 2010) в учебной и внеклассной работе, которая имеет практическую значимость, расширяет кругозор о своей малой родины, о топонимике природных объектов, знание проблем своей территории, воспитывает патриотизм. На уроках хакасской литературы широко использую методы сопоставления и сравнения культуры, быта, традиций народов Республики Хакасия. Все это опирается на местный краеведческий материал, экспонаты из школьного и сельского музея (бытовая утварь, одежда, жилище, информативные стенды о известных людях села).
Интегрированная технология привлекает меня возможностью проведения интересных уроков, во внеклассных мероприятиях, например, литературная гостиная, посвященная юбилею М.Р. Баинову (2016-2017 учебный год) – сочетания музыки, литературы, ИЗО, театрализации.Технология исследовательской направленности является разновидностью технологии проблемного обучения. В исследовательском обучении основная цель – овладение учащимися способами познания: наблюдение, сбор данных и их анализ, аргументация, обобщение. Данная технология применяется мной и в урочном и во внеурочном обучении.
На уроках широко использую информационно-коммуникативные технологии. Работа с компьютером и мультимедиа органично вписываются в урок:
Название компакт - диска | Год и место издания, авторы программы | Как и где использовались | Тема урока, класс |
Кыржинакова Э.В. Хакасский язык для начинающих изучать родной язык. Электронное учебное пособие на хакасском языке. | Издательство ГБУ РХ «Хакасское книжное издательство», 2011г. | Для иллюстраций, просмотра анимированных роликов, для индивидуальной работы. Для групповой и индивидуальной работы, диск содержит интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, информационно-справочный материал. Для проверки контроля знаний учащихся, диск содержит тесты, задания. | «Изучение домашних животных» 5 класс (по программе изучающия хакасского языка для невладеющих языком) (для групповой и индивидуальной работы, диск содержит интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний) |
Карачакова Е.Г., Чебодаева Л.И. Хакасский язык для владеющих родным языком. Электронное учебное пособие на хакасском языке. | Издательство ГБУ РХ «Хакасское книжное издательство», 2011г. | Для групповой и индивидуальной работы, диск содержит интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, информационно-справочный материал. Для проверки контроля знаний учащихся, диск содержит тесты, задания. | «Предложения с обособленными членами предложения» 8 класс, (для проверки контроля знаний) |
Героический эпос. Хакастарныy кип-чоохтары | Издательство ГБУ РХ «Хакасское книжное издательство» | использование видео-, аудио-, мульти- иллюстраций на уроках хакасской литературы | «Хакасское устное народное творчество» Вводный урок хакасской литературы, 7 класс (для воспроизведения оригинальных аудио-записи героического эпоса) |
Вывод: применяемые мною методы и технологии позволяет мне развивать познавательный интерес у обучающихся, их способности к самообразованию, самостоятельному мышлению, формировать у выпускников достаточно высокий уровень информационной культуры.
При подготовки к урокам использую материалы из сети Интернет, официальных сайтов ХакИРО и ПК, «1 сентября», издательства «Просвещение», «Русское слово», сайты для педагогов www.videouroki.net,www.kopilkaurokov.ru, www.infourok.ru,www.it-n.ru и др.
При подготовке к ОГЭ разрабатываю свои презентации, использую общепринятые методики сдачи экзаменов, контрольно-измерительные материалы (Л.И. Чебодаевой и др.). В работе применяю систему тестов различного уровня: диагностирующие, обучающие, контролирующие, КИМ. Каждый год для подготовки к экзаменам обновляю КИМы, собрала достаточно большое количество методической литературы по подготовке к ОГЭ.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), «Русский язык и литература», «Поиск» (ХакИРО и ПК), «Всё для учителя!», литературу по психологии, педагогике.
Открытые уроки
№ п/п | Примеры уроков | Дата | Класс | Уровень |
1. | Итоговый урок по рассказу «Нерасплетенные косички» М. Турана | 15.04.2014 | 8 класс | школьный |
2. | Состав слова и образование слов. | 26.02.2015 | 5 класс | школьный |
3. | Хадыл идbлbстер (Сложные глаголы) | 10.03.2016 | 6 класс | школьный |
4. | Пeткен паза пeтпеен адалыстар (Имя существительное как часть речи) | 02.03.2017 | 5 класс | муниципальный |
5. | Форма глагола со значением повторяющегося действия. | 13.03.2018 | 6 класс | муниципальный |
На уроках хакасского языка и литературы оптимально использую сочетание нескольких технологий. Например, при изучении темы «Образ девушки Крепин в рассказе «Крепин» М.Н. Чебодаева» используются ИКТ (мультимедийная презентация), проблемное обучение (перед обучающимися ставится проблема интерпретации образа Крепин), компетентностный подход (решаются проблемные вопросы), личностно-ориентированная технология (каждый обучающийся
самостоятельно выполняет часть работы), здоровьесберегающая технология (рациональное время на использование мультимедиа, физминутка).
В течение года постоянно участвую в вебинарах, дистанционных курсах. Имею персональные страницы в интернете (например, на сайте https://infourok.ru/user/albichakova-valentina-vyacheslavovna), свой персональный сайт https://sites.google.com/site/postiliru2016/home, где публикую свои методические разработки, работы обучающихся.
Таким образом, ведущими современными технологиями на уроках хакасского языка и литературы являются технология развивающего и личностно-ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями. Это обеспечивает высокий уровень знаний и ключевых компетенций обучающихся, развитие способности самостоятельно решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, самостоятельно принимать ответственные решения и быть готовыми к эффективному самообразованию в течение всей жизни.
23