Портфолио учителя английского языка Селенковой Татьяны Ивановны
Содержание Пояснительная записка Раздел I Качество предметной подготовки учащихся Раздел II Уровень профессиональной подготовки Раздел III Внеурочная работа учителя
Фамилия, имя, отчество: Селенкова Татьяна Ивановна Дата рождения: 25.12.1976 Место рождения: Город Горловка Место работы: ГОШ № 55 Образование: Высшее, 2001 г. Горловский институт иностранных языков им. Крупской. Специальность: Учитель английского языка Квалификация: Учитель первой категории Общий стаж педагогической работы: 14 лет
Курсы повышения квалификации Год Дата получения Название курсов Наименование и номер документа 2010 11.12.2010 Система развития творческой компетентности учащихся начальных классов Стажировка Удостоверение № 14 от 11.12.10. 2015 30.05.15. Дидактическое обеспечение внедрения межпредметных связей в процессе обучения английскому языку. Удостоверение №660 от 30.05.15.
Сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы Год От кого Наименование документа За что 2011 Образовательная галактика Intel Сертификат Цифровые технологии. Курс программы Intel « Обучение для будущего». Метод проектов. 2012 Образовательная галактика Intel Сертификат Методы сотрудничества в классе XXI века. Курс программы Intel. 2012 Международная научная конференция (круглый стол) Сертификат Работа круглого стола по теме « Обучение иностранному языку в начальной школе в контексте обновления образования» 2012 MACMILLIAN EDUCATION Сертификат Участие в вебинаре “Bringing language to life” 2015 MACMILLIAN webinars Сертификат Участие в вебинаре “ Motivating Teenage to learners” 2014 ЗАО “POLYMEDIA” Сертификат Участие в вебинаре « Технологии в образовании. Из прошлого в будущее» 2014 « Перспектива» Сертификат Участие в вебинаре «Игровые методы работы на уроках английского языка»
Год От кого Наименование документа За что 2014 Издательство «Просвещение» Сертификат Вебинар «Формирование и понимания места и роли портфолио в системе работы» 2015 Издательство «Просвещение» Сертификат Вебинар «Новая модель в оценке образовательных достижений» 2016 Издательство «Просвещение» Сертификат Вебинар «Формирование и развитие УДД в рамках УМК «Английский в фокусе». 2016 Обучающие программы «Language with music» Сертификат Вебинар «Подготовка фонетической стороны речи (теория и практика) 2016 Издательство «Дрофа» Сертификат Вебинар «Лингводидактические основы обучения говорению» 2016 Издательство «Просвещение» Сертификат Вебинар «Коммуникативная технология в достижении образовательных результатов на уроках обучения чтению»
Год Наименование статьи Автор Источник 2012 Разработка открытого интегрированного урока (анг. укр.) «Развитие речи. Личность. Черты характера» Селенкова Т.И. Издательская группа «Основа» 2015 Языковой портфель ученика средней школы (сертификат №КУ 21922) Селенкова Т.И. Конспекты уроков. Международный каталог статей и уроков для учителей и преподавателей. 2015 Портфолио ученика начальных классов (сертификат № 27962) Селенкова Т.И. Kopilkaurokov.ru сайт для учителей 2016 Разработка языкового портфеля учащегося (сертификат № 22259) Селенкова Т.И. Gotovimyrok.com готовые уроки для учителей в сети Публикации
Год Наименование статьи Автор Источник 2016 Интегрированный урок 8 класс по теме «Города Великобритании» Селенкова Т.И. Марчук Ю.М.(учитель информатики) Infourok.ru (личная страница) Мульти урок (сайт) 2016 Межпредметные связи на уроках английского языка. Селенкова Т.И. Infourok.ru (личная страница) Мульти урок (сайт) 2016 Дидактический кейс 10 класс по теме «Профессии». Селенкова Т.И. Infourok.ru (личная страница) Мульти урок (сайт) 2016 Международный методический проект «Методичка. Орг» Сертификация педагогический кадров по использованию интернет технологий Сертификат 2016 Портфолио учащегося Селенкова Т.И. Личный кабинет на сайте Pro.Школу.Ru
Грамоты и благодарственные письма Благодарность за значительные достижения в реализации государственной политики в области образования, преданность делу образования и воспитания подрастающего поколения., 2012г. Грамота за добросовестную и активную работу в профсоюзе работников образования и науки, усиление его авторитета действиями по социально – экономической защите работников., 2012. Благодарность за преданность делу обучения и воспитания подрастающего поколения, значительные достижения и личностный вклад в развитие образования, активную общественную позицию. , 2015г.
Качество предметной подготовки учащихся Результаты учебных достижений обучающихся за 2011-2012 учебный год по английскому языку учителя Селенковой Татьяны Ивановны предмет класс качество знаний средний балл английский язык 5 63 3,55 английский язык 6 56 3,60 английский язык 7 65,2 3,80 английский язык 8 62,5 3,45 английский язык 9 61,5 3,70 английский язык 10 68 4,00 английский язык 11 67 3,85 всего 64 3,80 Результаты учебных достижений обучающихся за 2012-2013 учебный год по английскому языку учителя Селенковой Татьяны Ивановны предмет класс качество знаний средний балл английский язык 5 70 3,80 английский язык 6 63 3,55 английский язык 8 56 3,20 английский язык 9 65,2 3,80 английский язык 10 62,5 3,60 английский язык 11 61,5 3,70 всего 62 3,65 Результаты учебных достижений обучающихся за 2013-2014 учебный год по английскому языку учителя Селенковой Татьяны Ивановны предмет класс качество знаний средний балл английский язык 5 70 3,80 английский язык 6 63 3,55 английский язык 8 56 3,60 английский язык 9 65,2 3,80 английский язык 10 62,5 3,45 английский язык 11 61,5 3,70 всего 63 3,70 Результаты учебных достижений обучающихся за 2014-2015 учебный год по английскому языку учителя Селенковой Татьяны Ивановны предмет класс качество знаний средний балл английский язык 5 70 3,80 английский язык 6 63 3,55 английский язык 8 56 3,20 английский язык 9 65,2 3,80 английский язык 10 62,5 3,60 английский язык 11 61,5 3,70 всего 63 3,70 Результаты учебных достижений обучающихся за 1 полугодие 2015-2016 учебного года по английскому языку учителя Селенковой Татьяны Ивановны предмет класс качество знаний средний балл английский язык 5 75 4,2 английский язык 6 64,7 4 английский язык 8 55,6 3,7 английский язык 9 66,7 3,8 английский язык 10 62,5 3,8 английский язык 11 63,6 3,70 всего 65 3,9
Качество предметной подготовки учащихся
Участие в профессиональных объединениях педагогов( выступления на ШМО, участие в проведении педсоветов, семинаров и в творческих группах на уровне города Год Мероприятие Тема Форма сотрудничества Результат 2011 ШМО Мотивация и ее формирование на уроках английского языка Выступление 2012 ШМО Из опыта работы «портфолио учащегося начального класса» Выступление Портфолио. 2012 Отчет работы творческой группы Развитие креативного мышления на уроках английского языка Доклад. Презентация. Дидактический материал. 2012 Открытый интегрированный урок –английский язык-украинский язык. «Развитие речи. Черты характера» 9 класс Открытый урок Разработка урока.
Год Мероприятие Тема Форма сотрудничества Результат 2013 ШМО «Новые методы и технологии в обучении английскому языку» Выступление. Презентация. 2013 Открытое школьное мероприятие посвященное творчеству У. Шекспира Творчество У. Шекспира «Ромео и Джульетта» Инсценировка произведения. 2013 ШМО «Дидактический кейс учителя» Электронный кейс учителя с материалами для работы на уроках Публикация на личном сайте 2014 ШМО «Портфолио ученика начальных классов» Презентация портфолио ученика. Сертификат за публикацию 2015 ШМО «Межпредметные связи на уроках английского языка» Презентация работы по теме Публикация на личном сайте. 2012-2013 Городская творческая группа «Развитие креативности на уроках английского языка» Упражнения и творческие задания.
Год Мероприятие Тема Форма сотрудничества Результат 2011 Педсовет «Повышение качества образования учащихся путем самосовершенствования педагогической деятельности» Обмен опытом Выступление «Методика языкового портфолио учащихся» 2012 Педсовет Анализ работы учителей английского языка. Изучение опыта работы по повышению мотивации учащихся на уроках английского языка. Выступление. Презентация. «Механизмы, которые помогают повышать уровень мотивации на уроках английского языка» 2013 Педсовет «Организация методического обеспечения урока» Обмен опытом Выступление «Основные этапы и методы, которые используются на уроках английского языка» 2014 Педсовет «Изучение опыта работы учителей по формированию мотивации учебной деятельности на уроках» Круглый стол Схема – модель выпускника старшего школьного возраста.
Внеурочная деятельность Год Название конкурса, олимпиада, предметная неделя Количество участников Результат 2012 Всеукраинский конкурс « Гринвич» 25 Сертификаты участников 2012 Всеукраинский конкурс « PUZZLE» 15 Сертификаты участников 2014 Городской конкурс – инсценировка поэзий Шекспира 6 Сертификат участника Ежегодно Предметная неделя английского языка в школе
Пути повышения качества знаний обучающихся Самообразование учителя Применение новых педтехнологий Личностно-ориентированный подход Использование ИКТ Внеклассная работа Развитие творческой активности и самостоятельности обучающего Повышение профессиональной квалификации
Моя педагогическая философия Моя педагогическая философия Принципы обучения английскому языку: нужно знать, зачем каждый из учащихся учит иностранный язык; быть хорошо информированным о своей профессии. постоянно совершенствовать свои знания; быть всегда скромной, открытой и свободной при обсуждении; признавать профессиональную критику; подход не должен быть догматичным. Он должен быть подвижным и в то же время не должен являться просто формальной данью изменяющейся моде;
Использование здоровьесберегающих технологий, Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени. Смену видов работ, таких как самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником(устно и письменно),творческие задания, "мозговой штурм". Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку. Смену позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Количество учащихся испытывающих интерес к предмету Диагностика (Третья ков П.И, Сенновский И.Б. «Технологии модульного обучения в школе» М.;Новая школа,2001год) проведена трижды – В 2013 в 5 классе, в 2014 года в 7 классе и в 2015 года в 8 классе . Отношение к предмету 5 класс 15 уч % 6 класс 15 уч % 7 класс 15 уч % Я знаю этот предмет 9 60 9 60 10 66 На уроках бывает интересно 14 93 14 93 15 100 Доволен отношением учителя ко мне 15 100 15 100 15 100 Нравится получать хорошие отметки 15 100 15 100 15 100 Учусь так как это моя обязанность 5 33 4 26 5 33 Предмет мне нужен в жизни 10 66 11 73 12 80 Узнаю много нового 10 66 11 73 13 86 Легко дается 9 60 9 60 9 60 Родители заставляют учить 6 40 4 26 3 20 С нетерпением жду урока 14 93 13 86 13 86
В 7 классе отношение учащихся к предмету практически не изменилось. обучающиеся 7 класса испытывают интерес к предмету, понимают необходимость хорошей учёбы и им интересны не только знания, но и способы их добывания. Прослеживается положительный результат, показывающий рост учебной мотивации. неизменным, осталось лишь то, что предмет трудный и не всем даётся легко. Вывод
Научно – методическая деятельность Научно – методическая деятельность Общешкольная методическая тема : Повышение качества образования путем саморазвития педагога. Индивидуальная методическая тема : дидактическое обеспечение внедрения межпредметных связей в процессе обучения иностранным языкам. Цель работа над темой: актуализировать опорные знания из других предметов, осуществлять преемственные, сопутствующие или перспективные связи на уровне общих фактов, понятий законов, теорий, идей, формировать общую систему знаний и представлений учащихся о реальном мире. Способы осуществления таких связей могут быть различны и соответственно менять характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках по реализации межпредметных связей (от репродуктивной к поисковой и творческой). (приложение 1) Задачи работы над темой: Выявить сущность межпредметных связей и их роль в процессе обучения; Рассмотреть разновидности межпредметных связей английского языка с другими дисциплинами; Проанализировать влияние межпредметных связей на формирование языковой компетенции; Рассмотреть реализацию межпредметных связей английского языка с гуманитарными и естественными науками; Результаты: Разработка и проведение интегрированного урока в 9 классе( английский язык и украинский язык) на тему: « Черты характера. Личность. Развитие речи», разработка интегрированного урока в 8 классе (английский язык и информатика) на тему: «Города Великобритании», разработка методической темы «Реализация межпредметных связей на уроках английского языка».
Технологии и приемы , применяемые в педагогической деятельности Английский язык обладает рядом особенностей, которые я учитываю при организации обучения, а именно: Межпредметность– содержанием речи могут сведения из различных областей знаний; Многоуровневость – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи; Полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний; Ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения
Проектная технология Проектная технология ( в начальной школе мини- проекты); Интерактивные технологии; Информационные технологии; Игровые технологии; Здоровьесберегающие технологии;
Групповые проекты Начальная школа: « Мой дом», «Мои Друзья», «Времена года». Средняя школа: «Любимое меню», « Наш класс». Старшая школа: мини-исследование « Загрязнение окружающей среды» Интерактивные технологии «Групповой рассказ», «Незаконченное предложение», «Кино и киногерои в нашей жизни» (групповые выступления). Информационные технологии: презентации по теме, использование на уроках интернет ресурсов (тесты, упражнения). Игровые технологии (преимущественно в начальной школе): дидактические, грамматические, лексические. Здоровьесберегающие технологии: физкульминутки( видео и аудио сопровождение),элементы аутогенной,елементы дыхательной гимнастики, тренировки,комплексные релаксации, зарядка для глаз, warm-up activities.
Считаю , что проектная технология позволяет делать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрывает значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве. Работа над проектом дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать и обобщать необходимую информацию. Они самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения и навыки в реальную ситуацию. Проектный метод дает возможность активно включать учеников в деятельность, развивать их инициативы и творческие способности, ориентировать весь учебный процесс на самостоятельную работу учащихся. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, стимулированием положительной мотивации для самообразования, формированием личности, способной к успешному социальному взаимодействию. Это позволяет успешно решать проблемы воспитания и обучения детей и дает реальную возможность для оптимального построения учебно-воспитательного процесса
Интерактивная технология является частью личностно-ориентированного обучения. При использовании технологии интерактивного обучения акцент делается на работе в группе, парах, причем эта работа отличается тем, что моделируются ситуации реального общения с целью решения коммуникативных задач. Отличительная черта интерактивного обучения – это обучение в сотрудничестве, мы учимся и познаем вместе. Интерактивная технология является частью личностно-ориентированного обучения. При использовании технологии интерактивного обучения акцент делается на работе в группе, парах, причем эта работа отличается тем, что моделируются ситуации реального общения с целью решения коммуникативных задач. Отличительная черта интерактивного обучения – это обучение в сотрудничестве, мы учимся и познаем вместе. Для чего я использую методы интерактивности на уроке? Во-первых, усиливается активная роль учащегося на уроке, во-вторых, возникает мотивированный интерес ученика к изучению английского языка, всё это ведет к созданию условий, при которых развивается речевая компетенция в говорении, чтении, письме и аудировании, а, соответственно, данная деятельность происходит во взаимодействии, взаимообучении, взаимопонимании. На данный момент внедрение интерактивных форм обучения в работу учителя является одной из самых перспективных, нужных и отвечающих современным требованиям методик.
Возможности использования ИКТ на уроках английского языка: Возможности использования ИКТ на уроках английского языка: для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.); для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0); для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски); для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.); для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.
Таким образом, говоря о преимуществах работы учащихся с компьютером, я выделяю его бесспорные достоинства: Таким образом, говоря о преимуществах работы учащихся с компьютером, я выделяю его бесспорные достоинства: общекультурное развитие обучающихся; совершенствование навыков владения компьютером; совершенствование языкового уровня; создание благоприятного психологического климата; повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету; самоутверждение учащихся; возможность реализации индивидуализации обучения; реализация принципа обратной связи; большие возможности наглядного предъявления материала; исключение времени для написания материала на доске; экономия расходования материалов учителем; совершенствование процесса проверки работ учащихся; повышение авторитета учителя; сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся; активизация навыков самостоятельной работы.
Использование игровых технологий на уроках английского языка. Использование игровых технологий на уроках английского языка. Я считаю , что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми. Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как: 1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению; 2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; 3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Для меня , как для учителя, здоровье это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Поэтому внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: · физкультминутки, динамические паузы; · минутки релаксации; · дыхательная гимнастика; · гимнастика для глаз. Для меня , как для учителя, здоровье это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Поэтому внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: · физкультминутки, динамические паузы; · минутки релаксации; · дыхательная гимнастика; · гимнастика для глаз.
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности Анкетирование по методике «Психологический портрет учителя» З. Резапкиной и Г. Резапкиной показало следующие результаты: Моими приоритетными ценностями как педагога являются гуманистическая направленность. Мне близки интересы и проблемы учеников. В основе моих отношений лежит безусловное принятие ученика. Во время моих уроков , коллективных, индивидуальных и групповых воспитательных мероприятий учащиеся, родители чувствуют себя комфортно в общении со мной. Мое благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат во время уроков и воспитательных мероприятий. Всегда имею положительное самовосприятие, легко создаю во время учебно-воспитательного процесса атмосферу живого общения, вступая с учащимися, родителями, учителями в тесный контакт и оказываю им педагогическую поддержку. Как классный руководитель всегда воспринимаю ученика, как личность, которая заслуживает уважения. Придерживаюсь демократического стиля преподавания. Привлекаю учеников к принятию решений, прислушиваюсь к их мнению, поощряю к самостоятельности суждений, принимаю во внимание не только успеваемость, но и личностные качества учеников.
Воспитательная работа Воспитательная работа Тема: Цели и задачи воспитания в учебном году Цель: формирование гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям. Задачи: продолжить работу по сплочению и развитию коллектива, воспитание чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, культуры общения; воспитывать правильное понимание жизненных ценностей: умение видеть красоту и создавать красоту в школе и в классе; продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учёбе: увеличить число хорошистов и не иметь двоечников; проводить работу по привитию деловых качеств: правильной организации времени, его разумному и рациональному использованию; проводить работу по пропаганде здорового образа жизни: иметь участников спортивных мероприятий в школе, в районе; совершенствовать работу классного руководителя с целью работы с приёмными семьями. на основе изучения истории семей содействовать связи поколений в семье, развивать чувство долга и ответственности за судьбу семьи, края, Отечества.
Направление Мероприятия Гражданско-патриотическое воспитание «Уроки мужества», участие в празднование Дня Победы (конкурс инсценировка военной песни I место), Классный час «Письма с войны». Тематические беседы по теме «История моего края». Духовно-нравственное воспитание «В гостях у Масленицы» (ежегодно), конкурс «Мисс Осень» (I место), конкурс на лучшую Новогоднюю пародию « Точь в точь» (I место). Интеллектуальное и эстетически-культурное Беседы о толерантности. Классное мероприятие (ежегодно)«День вежливых людей». Спортивно-оздоровительное воспитание и развитие Школьные соревнования и спортивные состязания. Правовое воспитание Ежегодно проводятся беседы по правовому воспитанию. Беседы и лекции с сотрудниками соцслужб по профилактике правонарушений. Трудовое воспитание Конкурс на лучшего дежурного в классе ( ежегодно). Беседы «Чистота родной школы», мероприятия по облагораживанию школьной территории. Экологическое воспитание Школьные мероприятия.