Реферат «Послевоенная Япония»
Пензенский колледж информационных и промышленных технологий
(ИТ-колледж)
Реферат
на тему
Послевоенная Япония
Выполнил студент гр. 19ПТ23 Кулагин А.И.
2021
ПОСЛЕВОЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ
1) 1945—1951 гг,— период американской военной оккупации;
2) 1951—1960 гг.— период становления «системы 1955 года»;
3) 1960-1973 гг,— период зрелости системы однопартийного правления ЛДП;
4) 1974-1993 гг. — период относительного баланса сил между правящей партией и оппозицией.
1945-1951 годы — период американской военной оккупацииПосле подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г. Япония оказалась под управлением американской оккупационной администрации. Для реализации оккупационной политики союзные державы создали два органа: Союзный совет для Японии, действовавший в Токио для непосредственного консультирования главнокомандующего оккупационными войсками, и работающая в Вашингтоне Дальневосточная комиссия, определявшая политическую линию в отношении выполнения условий капитуляции. В реальности, однако, ключевую роль в проведении оккупационной политики играло командование американских оккупационных войск в Японии. Главнокомандующий издавал в адрес японского правительства меморандумы и директивы, которые были обязательными для исполнения и оформлялись в виде соответствующих законов или постановлений уже от имени японских властей.
На первом этапе оккупации (1945—1948) в стране были проведены масштабные демократические реформы, затронувшие экономическую, политическую и социальную сферы. В мае 1947 г. в силу вступила новая демократическая конституция, проект которой был подготовлен в штабе главнокомандующего оккупационными войсками генерала Макартура.
Для США важно было устранить военную угрозу со стороны Японии, минимизировать даже теоретическую возможность появления нового милитаристского режима, для чего создать прочные основы для развития демократии в стране. Поэтому реформы были направлены на коренную демилитаризацию и демократизацию Японии. Прежде всего, следовало решить вопрос о суверенитете — источнике власти. В отличие от довоенной конституции 1889 г., где в качестве источника власти был указан император, в преамбуле японской конституции 1947 г. было отмечено, что суверенитет принадлежит народу, который реализует его через всенародно избираемый парламент.
Ликвидировался институт «государственного синто». Император отказывался от своего божественного происхождения, выступив по этому поводу со специальной речью по радио 1 января 1946 г. По конституции император становился «символом государства и единства народа». Прерогативы императора теперь стали носить исключительно церемониальный характер. В рамках проводившейся реформы образования из школьных программ были изъяты положения, пропагандирующие чувство национальной исключительности японской нации, верноподданнический долг по отношению к императору и т.д.
В сфере государственного управления вводилась кабинетнопарламентская система, в рамках которой парламент избирается всенародным голосованием, а глава исполнительной власти выбирается парламентом страны из числа своих членов (подробнее см. главы 2 и 4). Целый ряд конституционно оформленных положений был призван закрепить центральную роль парламента в политической системе страны. Основополагающей в этом отношении стала ст. 41 конституции, определившая парламент как «высший орган государственной власти» и «единственный законодательный орган государства». Конституцией определялась двухпалатная модель парламентской системы, в целом нехарактерная для унитарных мононациональных государств с демократическими принципами государственного устройства.
Особое место в ряду политических преобразований заняло введение гарантий политических прав и свобод: свободы слова, собраний, объединений, право на создание профсоюзов, политических партий и общественных организаций (по старой конституции права подданных могли ограничиваться действующими законами). Важным шагом на пути к демократизации стало введение всеобщего избирательного права. В отличие от избирательного закона 1925 г. новый закон распространил избирательные права на женщин и снизил возрастной ценз активного избирательного права с 25 до 20 лет. Было провозглашено равенство всех граждан перед законом, запрещены все виды дискриминации по признакам расы, религии, пола и социального происхождения. Была поставлена цель гарантировать открытое выражение любых политических взглядов, не противоречащих закону, для предотвращения довоенной ситуации, при которой государственная власть была освобождена от критики.
Важное место в общем ряду послевоенных реформ занимают шаги по демилитаризации политической, экономической и общественной жизни. Императорская армия была расформирована, а в конституцию была введена уникальная для современного конституционного права ст. 9, в соответствии с которой японский народ отказывался от войны как средства решения международных споров. Другой гарантией от возрождения милитаризма стало положение о том, что глава правительства и члены кабинета министров должны быть гражданскими служащими (ст. 66 конституции). Было ликвидировано министерство внутренних дел, в сферу полномочий которого в довоенной Японии входила охрана общественного порядка и деятельность полиции, выборы всех уровней, включая губернаторов префектур, а также вопросы деятельности местных органов власти.
На смену централизованной системе государственной власти пришла двухступенчатая система, в рамках которой наряду с центральным правительством создавалась система местного самоуправления, имеющая независимое финансовое обеспечение. Руководители местных органов власти всех уровней стали выборными.
Была проведена судебная реформа: переписан гражданский кодекс на базе демократических норм права, с целью повышения независимости судов были ослаблены прерогативы министерства юстиции, касающиеся контроля судебной системы, и одновременно усилены полномочия Верховного суда
В 1946-1948 гг. державами-победительницами был проведен Токийский процесс, который принял постановление о преступном характере политики японского правительства в ходе Второй мировой войны. Деятели военного времени, занимавшие ключевые посты в правительстве, политических партиях и крупнейших экономических структурах Японии, были привлечены к уголовной ответственности и оказались за решеткой, а семь человек, включая двух бывших премьер-министров (X. Тодзё и К. Хирота), — приговорены к смертной казни и повешены.
Следует отметить, однако, что, несмотря на большой масштаб репрессивных мер (эти меры, имевшие широкий диапазон применения — от уголовной ответственности до запрета занимать общественные должности, — коснулись примерно 200 тыс. человек), политические чистки не имели всеобъемлющего характера, как это было в послевоенной Германии в рамках политики денацификации, и не затронули костяк гражданской бюрократии довоенного времени.
В дальнейшем именно из довоенной бюрократии в основном черпались кадры для высшей политической элиты. Этому способствовала формировавшаяся в Японии на протяжении многих веков конфуцианская традиция высокого общественного кредита по отношению к чиновникам. С учетом того обстоятельства, что любые альтернативные политические институты, включая политические партии, были на тот момент слабыми и не пользовались большим доверием в обществе, оккупационные власти, нуждавшиеся в институциональных инструментах проведения своей политики, были вынуждены опираться на существующие структуры правительства. Свою роль играло и то, что ограниченные чистки, проводившиеся оккупационными властями, затронули в первую очередь руководство довоенных политических партий, стоявших у власти, а также верхушку военной администрации. Таким образом, гражданская бюрократия заполнила собой тот вакуум власти, который образовался на волне указанных чисток
На первом этапе оккупационной политики особым расположением оккупационных властей, стремившихся найти политическую альтернативу дискредитировавшим себя довоенным партиям, пользовались именно левые партии, в наибольшей степени пострадавшие от довоенных репрессий. Полностью легализована была компартия страны, основанная в 1922 г. и вынужденная уйти в подполье в условиях жестких репрессий довоенного времени. Возобновила свою деятельность и Социалистическая партия Японии, лидер которой Т. Катаяма в 1947 г. на недолгое время возглавил кабинет министров. Ряд мер был предпринят для становления гражданского общества. В стране началось активное развитие профсоюзного движения.
Были распущены финансово-промышленные группировки дзаибаиу, игравшие ключевую роль в экономике довоенного времени. Тем самым в стране создавались условия для развития свободной конкуренции и рыночных отношений. Была проведена земельная реформа, призванная покончить с помещичьим землевладением. В ее рамках был установлен потолок максимального размера индивидуальных земельных владений, составлявший 1 га (для Хоккайдо 4 га). Структурные реформы в экономике имели большие политические последствия, заложив экономические основы для развития демократической системы. Вместе с тем эти преобразования не носили радикального характера, а преемственность с довоенным периодом проявилась в дальнейшем в формировании специфической для Японии ограниченно рыночной экономической модели.
В целом можно заключить, что принятие конституции 1947 г. и демократические реформы 1940-х годов имели решающее значение для дальнейшего развития всей политической системы. Результаты этих реформ были с одобрением восприняты народом Японии.
На втором этапе оккупационной политики (1948—1951) в условиях обострения противоречий между СССР и США, начала холодной войны, а также прихода к власти в Китае компартии Вашингтон стал рассматривать Японию в контексте политики сдерживания коммунизма. В этой связи были внесены существенные коррективы в политическую составляющую оккупационного режима. США начали поддерживать умеренно консервативные силы, которые поощрялись в их борьбе с левым движением, и прежде всего коммунистами. В Вашингтоне было принято решение активно содействовать экономическому развитию Японии, чтобы предотвратить распространение коммунистической идеологии и создать в ее лице некую витрину капитализма на Дальнем Востоке. Кроме того, был взят курс на перевооружение Японии, за которым стояла идея ее превращения не только в политического, но и военного союзника. Новые акценты в политике оккупационных властей получили известность в историографии под общим названием «обратного курса».
Энергичные меры по стабилизации экономического положения страны, известные как «линия Доджа» — по имени разработавшего их американского банкира Д. Доджа, включали жесткие меры: контроль над бюджетными расходами и денежной эмиссией, замораживание заработной платы и освобождение ранее регулируемых цен на потребительском рынке, введение фиксированного курса иены и т.д. Одновременно проводилась налоговая реформа, направленная на отказ от архаичной и запутанной довоенной системы налогообложения и повышение ее эффективности. Реформа осуществлялась в соответствии с выводами направленной в Японию группы американских специалистов («миссия К. Шоупа»), В результате последовательного проведения в жизнь рекомендаций американских консультантов к середине 1950 г. правительству удалось существенно улучшить баланс государственного бюджета, снизить инфляцию, либерализовать цены и стабилизировать обменный курс национальной валюты.
С 1950 г. в Японии начался экономический бум, связанный с началом войны в Корее. Поскольку территория страны использовалась как тыловая база американских вооруженных сил, японские предприятия получили большой объем «специальных заказов», связанных как с товарными поставками, так и с оказанием большого объема услуг. В сочетании с хорошей конъюнктурой на мировых рынках это позволило не только ускорить процесс послевоенного восстановления, но и добиться наращивания экспортного потенциала японской экономики. В ходе Корейской войны Вашингтон окончательно оформил курс на превращение Японии в своего стратегического союзника. Была ускорена работа по завершению оккупационного правления и активизирована подготовка к подписанию союзнического договора с Японией, который подвел бы юридическую базу под размещение американских военных баз на ее территории.
1951-1960 годы — период становления «системы 1955 года»Подписание 8 сентября 1951 г. Сан-Францисского мирного договора ознаменовало собой завершение периода американской оккупации и вступление страны в новый этап послевоенной политической истории, который завершился 19 января 1960 г. подписанием японо- американскиого «договора безопасности» в новой редакции. Период 1950-х годов занимает особое место в послевоенной японской истории, поскольку именно тогда в стране произошло окончательное становление экономической, внешнеполитической и административной моделей, которые вплоть до окончания биполярной эпохи обеспечили послевоенное развитие страны.
В политической сфере период 1950-х годов был насыщенным. В Японии закрепилась модель партийно-политической системы, получившая в название «системы 1955 года». В ноябре 1955 г. несколько конкурирующих политических группировок консервативного типа сформировали Либерально-демократическую партию. Ее создание было своего рода ответом консервативных сил на создание в октябре того же года Социалистической партии. Суть «системы 1955 года» заключалась в том, что на протяжении четырех десятилетий на политической арене Японии доминировала одна политическая партия — Либерально-демократическая (ЛДП), которая в течение всего этого периода осуществляла единоличное правление. При этом важно подчеркнуть, что Япония оставалась полностью демократическим государством, в стране на всех уровнях регулярно проводились выборы, соблюдались политические права и свободы.
Отсутствие смены власти в стране отчасти компенсировалось специфической фракционной структурой ЛДП. В партии существовало несколько фракций, которые обеспечивали своих членов политическими фондами, оказывали поддержку в проведении избирательных кампаний, участвовали в распределении высших постов в партийной и правительственной иерархии. Избрание председателя ЛДП, который как глава партии парламентского большинства становился премьер- министром, происходило в непубличном формате, в рамках закулисных консультаций между лидерами фракций.
Японская избирательная система, в рамках которой по избирательному закону 1925 г. от одного округа в парламент избиралось по нескольку депутатов, способствовала разворачиванию политической борьбы не между различными партиями, в внутри самой правящей партии между представителями различных ее фракций. Регулярная смена лидеров фракций у власти позволяла создать ощущение сменяемости власти, запуска нового политического курса. Особенностью послевоенного политического развития стала частая смена кабинетов, которая происходила в среднем раз в полтора года, и возглавлявших их премьер-министров — в среднем раз в два с половиной года.
Получая организационную и финансовую поддержку со стороны крупного капитала, ЛДП тем не менее проводила государственную политику с учетом самых широких слоев японского общества, которые оказывали ей поддержку на выборах. В оборот вошел термин «партия- универмаг»: подобно тому, как в универмаге можно найти товары на любой вкус, поддержку со стороны партии мог найти любой избиратель вне зависимости от своей социальной или профессиональной принадлежности. В этом смысле ЛДП отличалась от своего основного конкурента — Социалистической партии Японии (СПЯ), которая строила свою политику, ориентируясь главным образом на интересы наемных работников крупных предприятий. Ограниченной поддержкой пользовалась в обществе Коммунистическая партия Японии, которая с 1960-х годов превратилась в партию парламентского типа.
Следует отметить, что ось идеологического противостояния между ЛДП и СПЯ по-разному проявляла себя во внешнеполитической и социально-экономической плоскостях. ЛДП выступала за одностороннюю ориентацию внешней политики Японии на США, отмену ст. 9 конституции и проведение активного военного строительства, а СПЯ — за поддержку стран социалистического блока, сохранение конституции и политику невооруженного нейтралитета. Основными пунктами политических противоречий на выборах и в парламенте были такие вопросы, как Договор безопасности с США, изменение конституции, проблемы ядерного оружия и т.д. В конце 1950-х годов идеологическое противостояние между ЛДП и СПЯ достигло пика в период подготовки, подписания и ратификации нового «договора безопасности».
В то же время ЛДП традиционно ставила во главу угла своей политики цели поддержания высоких темпов экономического роста, высокой конкурентоспособности японской экономики на мировых рынках и приоритетного развития экспортных отраслей экономики, тогда как СПЯ отдавала приоритет социальной политике государства. Оппозиционные партии оказывали на ЛДП давление в пользу создания современной системы социальных гарантий, и прежде всего в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, защиты интересов наемных работников.
В 1950-е годы в Японии была успешно опробована концепция государственной политики, получившая название «доктрины Ёсида» — по имени одного из наиболее известных премьер-министров Японии послевоенного периода Сигэру Ёсида, возглавлявшего несколько кабинетов в 1949—1954 гг. Ее суть заключалась в том, что Япония должна с максимальной выгодой использовать те внешнеполитические условия, в которых она оказалась после подписания «договора безопасности» с Соединенными Штатами, для решения задач экономического развития. Концепция основывалась на двух основополагающих принципах: приоритетном развитии национальной экономики и сознательном отказе от активного военного строительства. Речь шла о том, что в условиях военно-политического союза с США, который давал Японии определенные гарантии от внешнего нападения, Япония могла высвободить существенные ресурсы, которые в противном случае ей пришлось бы направить на нужды обороны и национальной безопасности, и пустить их на решение задач мирного развития.
«Доктрина Ёсида» предполагала, что Япония не будет строить свою внешнюю политику с опорой на военный потенциал, как это делало большинство стран мира, а станет проводить за рубежом активную внешнеэкономическую стратегию, обеспечивая свой международный авторитет путем создания образа мирной и демократической страны. Реализации данной стратегии способствовали мирные положения японской конституции, которые позволяли Японии отказываться от военного вклада в союз с Америкой. Стоит отметить, однако, что конституционные ограничения не воспрепятствовали Японии взять при поддержке США курс на воссоздание вооруженных сил. В 1953 г. на базе «Резервного полицейского корпуса» были организованы так называемые «силы самообороны», которые в дальнейшем превратились в одну из наиболее технически оснащенных, хотя и не очень многочисленных армий мира.
В том. что Япония в рамках данной доктрины сделала ставку на США, заключался глубокий смысл. Это был сознательный выбор в пользу либеральной модели капиталистического развития, членства в западном сообществе, лидером которого являлись Соединенные Штаты. Однако положения договора безопасности 1951 г., касающиеся возможности использовать американские войска для подавления внутренних беспорядков в Японии, права экстерриториальности американских военнослужащих, права США без консультаций с японским правительством осуществлять масштабные изменения в структуре размещенных в Японии войск и их вооружениях вызывали большое недовольство общественности, которая справедливо рассматривала их как ущемляющие суверенитет Японии.
После длительных переговоров 19 января 1960 г. был подписан «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности». Договор сохранил асимметричность обязательств сторон: согласно ст. 5 обе стороны предпринимают действия по отражению вооруженного нападения только на территорию, находящуюся под юрисдикцией Японии. США сохранили за собой право на размещение в Японии своих войск. Система односторонних обязательств США по защите Японии (в том числе и с использованием их ядерного потенциала) в дальнейшем получила известность в виде доктрины «ядерного зонтика». Вместе с тем договор приобрел более равноправный характер: устранены были все упомянутые дискриминационные для Японии положения и введен 10-летний срок действия (предыдущий договор был бессрочным). В дальнейшем развитие договора шло в направлении усиления военной компоненты и принятия Японией все большей доли военных обязательств в рамках взаимодействия с США.
После подписания договора 19 января 1960 г. общественное движение против его ратификации достигло своего пика, проявившись в виде многотысячных демонстраций на улицах крупнейших японских городов. Ратификацию договора удалось провести только после вызова полиции и удаления из здания парламента депутатов оппозиционных партий. Японскому правительству даже пришлось отменить намеченное на лето 1960 г. приглашение в Японию президента США Д. Эйзенхауэра.
1960-1973 годы — период зрелости системы однопартийного правления ЛДППериод 1960-1973 гг. характеризовался ускоренным экономическим развитием, темпы которого превышали 10% в год. Экономический рост основывался главным образом на приоритетном развитии тяжелой промышленности, машиностроения, химической промышленности, автомобилестроения. К концу 1960-х годов в Японии сформировалась практически универсальная структура производства, охватывающая весь спектр отраслей промышленности. При этом техническое оснащение японских предприятий к началу 1970-х достигло передовых позиций в мире. В 1968 г. Япония заняла второе место в мире по ВВП после США.
Гипертрофированную роль в системе государственного управления играла бюрократия. Подавляющая часть принимаемых парламентом законопроектов, как и в довоенный период, продолжала готовиться в недрах правительства, в результате чего высший законодательный орган стали именовать «машиной по штампованию» решений бюрократии. Министерства и ведомства, кроме того, составляли долгосрочные планы экономического развития, принимали директивы и иные регулирующие документы и направляли их для исполнения в корпоративный сектор. Особую роль в экономическом планировании выполняло министерство внешней торговли и промышленности, под руководством которого японская экономика, по сути, прошла несколько этапов структурной перестройки, приобретя черты высокотехнологичной и наукоёмкой. Хотя в рамках рыночной экономики этот метод государственного регулирования, получивший название «административного руководства», не имел достаточных юридических оснований, на этапе 1960—1980-х годов, когда Япония переживала период экономического роста, он доказал свою высокую эффективность. Например, в начале 1960-х годов в Японии правительством был разработан амбициозный «План удвоения национального дохода», рассчитанный на десятилетний период. Этот план был выполнен с опережением графика.
Используя широкий инструментарий налогово-финансовых и административных регуляторов, правительство поддерживало корпоративный сектор дополнительными гарантиями от колебаний рынка, в том числе с помощью масштабных государственных заказов, целевой финансовой помоши и иных форм бюджетных вливаний. Это позволяло избежать массовых банкротств и увольнений, что в сочетании с системой пожизненного найма явилось формой поддержания в стране социальной стабильности. Высокая степень государственного регулирования экономической и социальной сферы, широкие масштабы применения практики «административного руководства», отсутствие больших социальных контрастов, а также монополия одной партии на власть в рамках «системы 1955 года» даже дали основание некоторым политологам говорить о складывании специфической японской модели социализма.
В стране продолжались масштабные миграционные процессы, выразившиеся в оттоке населения из сельской местности в промышленную зону Тихоокеанского побережья. Урбанизация привела к большим социальным сдвигам, в частности, распаду традиционных патриархальных семей и активному распространению семей нуклеарного типа. В городах социальная адаптация бывших сельских жителей в значительной степени облегчалась наличием специфической системы менеджмента в японских компаниях, в частности, пожизненным наймом и оплатой по старшинству, а также внутрифирменными профсоюзами, позволяющими компенсировать утраченные работником при миграции в город горизонтальные социальные связи и обеспечивающими работникам чувство социальной защишенности и их беспрекословную преданность компании.
ачало расти благосостояние рядовых граждан. В средней японской семье появлялись телевизоры, холодильники, стиральные машины, нередкими стали персональные автомобили. Люди стали меньше интересоваться вопросами идеологии, их интересы переключились на сферу частной жизни, социальных гарантий, личного потребления.
Фактором роста национального самосознания японцев стало проведение в 1964 г. летней олимпиады в Токио, международной выставки «Экспо-70» в Осаке и других крупных международных мероприятий. Подготовка к ним сопровождалась бурным строительством объектов городской инфраструктуры, скоростных автомобильных дорог, сверхскоростных железнодорожных магистралей «Синкансэн», тоннелей, портовых сооружений, гостиниц, стадионов и т.д.
Оборотной стороной этих процессов стали дисбалансы в региональном развитии. Наибольший контраст наблюдался между зоной Тихоокеанского побережья, где были сконцентрированы промышленные предприятия, ориентированные на экспорт, и депрессивными районами в горной местности и на побережье Японского моря, а также в сельской местности, уровень жизни в которой заметно отставал от города. В урбанизированной зоне большие проблемы в 1960-е годы стали представлять загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, повышенный уровень шума, недостаточное развитие социальной инфраструктуры. Например, большой общественный резонанс получил инцидент с массовым отравлением жителей поселка Минамата преф. Ниигата, связанным со сбросом компанией «Тиссо» ртутьсодержащих сточных вод (так называемая «болезнь Минамата»),
Общее направление внутриполитических процессов в период высоких темпов экономического роста заключалось в постепенном отходе от конфронтационного противостояния основных политических сил по идеологическому признаку и усилении центристских тенденций в политике. Этому способствовали изменения в поведении электората, который предпочитал голосовать не за программно-идеологические платформы, а за конкретных депутатов, вне зависимости от их партийной принадлежности. Политическая деятельность большинства консервативных депутатов парламента заключалась в лоббировании тех законопроектов, которые предусматривали выделение масштабных бюджетных инвестиций в интересах конкретного избирательного округа, от которого он выдвигался. При этом ЛДП продолжала сохранять стабильное большинство в обеих палатах парламента.
В 1960-е годы на политической арене страны появились так называемые «партии третьего пути». В 1960 г. от Социалистической партии Японии (СПЯ) откололось ее правое крыло, выступившее против отрицательной позиции руководства партии в отношении «договора безопасности» с США. Его члены основали Партию демократического социализма (ПДС). В 1964 г. на базе буддистской организации Сока гаккай образовалась партия Комэйто. Позиционируя себя в качестве политической альтернативы двум основным партиям, «партии третьего пути» постепенно упрочивали свои позиции в парламенте, забирая значительную часть голосов у своих главных политических конкурентов.
Оппозиционный лагерь оставался расколотым, а взаимная враждебность партий оппозиции, например СПЯ и ПДС или СПЯ и КПЯ, нередко превосходила даже уровень конфронтации с ЛДП. Японские коммунисты в первой половине 1960-х годов попали под сильное китайское влияние и порвали связи с КПСС, а после 1965 г. поссорились и с Пекином, навязывавшим им свою жесткую опеку, заняв после этого подчеркнуто независимую позицию.
Часть левых сил перешла на экстремистские методы борьбы, включая силовые стычки с полицией, захват государственных и общественных учреждений, проведение сидячих забастовок. Наиболее наглядно это проявилось в ходе движения протеста против вьетнамской войны, когда правительству, не способному справиться с массовыми выступлениями, даже приходилось отменять официальные визиты американских государственных деятелей. Левацкий уклон и экстремистские действия, принявшие форму так называемых «студенческих бунтов», стали проявляться и в молодежном движении, где помимо вьетнамского фактора свое воздействие оказывали такие характерные для молодежи большинства западных стран того периода моменты, как утрата идеалов в обществе, извечная проблема отцов и детей, проблема среднего класса и т.д.
Сложность для оппозиции заключалась в том, что она не смогла вовремя перестроиться, продолжая делать ставку на идеологические лозунги, тогда как внимание избирателей, как уже отмечалось выше, переключилось на частные вопросы, связанные с их конкретными экономическими интересами. Кроме того, оппозиционные силы нередко конкурировали между собой за одного и того же избирателя, в основном из числа так называемых «новых городских слоев», тогда как консерваторы пытались проводить политику, отражая интересы самых широких групп населения. В целом можно сказать, что консервативному политическому руководству удавалось успешно проводить политику маргинализации оппозиционных политических сил (партий и профсоюзов).
1974-1989 годы — период относительного баланса сил между правящей партией и оппозициейС 1974 г. японская экономика вступила в период умеренных темпов роста. Экономическое благосостояние теперь приходилось строить в условиях существенно подорожавших энергоресурсов. Правительство страны взяло курс на активное внедрение энергосбережения в промышленности, сфере услуг, жилищно-бытовом секторе и на транспорте. Для снижения зависимости от внешних поставок нефти определенные шаги были предприняты в сторону изменения структуры первичного энергобаланса в пользу газа, ядерной энергетики, а также альтернативных источников энергии.
Во второй половине 1970-х годов правительство приняло программу структурной перестройки экономики. В ее рамках проводилось свертывание производства в энерго- и материалоемких отраслях, масштабное скрапирование (демонтаж оборудования) производственных мощностей в таких отраслях экономики, как судостроение, нефтехимия, алюминиевая промышленность, черная металлургия, производство химических удобрений и др.
Параллельно был продолжен курс на усиленное развитие наукоемких видов производства, ускорение научно-технических разработок и их внедрение в производственную сферу. Для стимулирования производства электронного промышленного оборудования, сверхбольших интегральных схем, компьютеров, робототехники и иных высокотехнологичных отраслей промышленности активно использовались меры налогово-финансового стимулирования, например, налоговые льготы, льготное кредитование, государственные заказы и др.
Во второй половине 1980-х годов на финансовых рынках Японии стала проявляться неблагоприятная тенденция к усилению роли спекулятивного капитала, который устремился в операции с недвижимостью, акциями и ценными бумагами. Спекулятивные операции становились более выгодной сферой приложения капитала, чем реальная экономика, в результате чего в эту сферу втягивались банковский сектор, инвестиционные компании и даже рядовые граждане страны. В Японии этот феномен получил название «экономики мыльного пузыря». Ее крах в 1990 г. вызвал глубокий экономический кризис, за которым последовала продолжительная рецессия.
Ужесточение конкуренции в корпоративном секторе привело к ощутимым социальным последствиям. Япония заняла первое место среди развитых стран по показателям продолжительности рабочего времени. Обыденным явлением для многих компаний стали огромные сверхурочные, работа без выходных, длительные многомесячные командировки в другой город без семьи и т.д. Это приводило к сильным физическим и психологическим нагрузкам наемных работников, которые в отдельных случаях даже приводили ксмерти. Увеличился процент самоубийств.
Во внутриполитической сфере с начала 1970-х годов получил особое развитие феномен «перераспределенческой политики». Его суть заключалась в том, что политическая власть находила свое основное предназначение в перераспределении части национального дохода для решения задачи выравнивания региональных диспропорций в развитии. Часть сверхприбылей, получаемых крупными экспортными предприятиями, усилиями политиков направлялись через налогово-финансовую сферу на проведение масштабных инфраструктурных проектов, и прежде всего в депрессивных районах страны, с целью «подтягивания» их до общенационального стандарта.
Благодаря проведению этой политики Япония смогла обеспечить относительную равномерность развития всей территории страны, а не только «промышленного пояса» Тихоокеанского побережья, где была сконцентрирована подавляющая часть экспорториентированных предприятий. Во всей стране, даже в самых отдаленных и труднодоступных горных районах, были возведены современные объекты социальной, торгово-распределительной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, в результате чего правительству удавалось обеспечить в национальном масштабе относительно высокий уровень качества жизни.
Оборотной стороной «перераспределенческой политики» явился рост коррупции в политической сфере. Накачивая корпоративный сектор, работающий в сфере инфраструктурного строительства, бюджетными деньгами, политики получали от него солидные «откаты» в виде пожертвований на политические цели. В результате стоимость депутатского места в парламенте постоянно росла, процесс финансирования политической деятельности приобретал все более закрытый от общественного контроля, а порой и криминогенный характер.
В Японии получили развитие так называемые «железные треугольники». под которыми понимается специфическая форма сращивания политических кругов, корпоративного сектора и высшей бюрократии на базе взаимных интересов, определяемых близостью к процессу распределения бюджетных средств. С начала 1970-х годов страну начали сотрясать коррупционные скандалы, в которые оказались замешанными высшие руководители правящей партии, включая глав кабинета министров. Например, в 1974 г. из-за обвинений в финансовых злоупотреблениях в отставку был вынужден уйти премьер-министр К. Танака. В 1988-1992 гг. разгорелось сразу несколько скандалов с участием высших лиц государства, включая премьер-министров. Попытки самоочищения партии путем самороспуска фракций, считавшихся одной из причин распространения «денежной политики», инициирования законов об ужесточении контроля над политическими фондами, отставки с правительственных постов наиболее дискредитировавших себя партийных лидеров и других подобных мер больших результатов не дали. В результате в стране резко повысилось массовое недовольство правящей партией, уровень поддержки которой к концу 1980-х годов существенно упал.
В середине 1980-х годов в стране была проведена административнофинансовая реформа, связанная с обострением проблемы государственных финансов. Размер государственного долга достиг половины ВВП, большинство государственных предприятий были нерентабельными, а государственный аппарат — громоздким и плохо управляемым. Инициатором и вдохновителем реформы стаз премьер-министр Я.Накасонэ, возглавлявший правительство в 1982—1987 гг., который поручил ее разработку специальному консультативному совету, сформированному без участия государственной бюрократии. Помимо реорганизации правительственной структуры в ходе преобразований была осуществлена приватизация государственных железных дорог, телеграфно-телефонной корпорации, ликвидированы соляная и табачная монополии, создана общенациональная пенсионная система. В результате реформы, существенно сократившей долю государственного сектора в экономике, бюджет страны стал заметно менее зависимым от внешних займов.
Ситуация на арене партийно-политической борьбы на этапе стабильных темпов экономического роста развивалась достаточно динамично. В парламенте сложилось состояние неустойчивого равновесия сил (хакупио дзидаи) между «консервативными» силами в лице ЛДП и «реформаторскими» в лице оппозиции. ЛДП продолжала удерживать большинство мест в обеих палатах парламента, хотя выборы демонстрировали взлеты и падения уровня поддержки консерваторов. Вместе с тем левые силы сильно потеснили консерваторов в органах местного самоуправления. Социалисты и даже коммунисты нередко набирали в 1970-е годы большинство в местных законодательных ассамблеях и побеждали на выборах мэров городов.
В 1989 г. после очередного коррупционного скандала, в ходе которого вскрылись факты получения крупнейшими деятелями правящей партии, включая ее председателя Н. Такэсита, акций по заведомо заниженной стоимости в качестве «благодарности» за услуги (дело «Рикру- то»), ЛДП впервые уступила своим соперникам большинство в верхней палате парламента, пост спикера в которой заняла председатель ЦИК СПЯ Т. Дои.
Активно развивались различные формы общественного движения. По-прежнему сильные позиции имели профсоюзы, которые возглавляли и координировали борьбу трудящихся за свои экономические права («весенние» и «осенние наступления»), В 1989 г. на базе нескольких профцентров возникло мощное профобъединение Рэнго, которое включилось в политическую борьбу и получило несколько мест в парламенте. Помимо традиционно сильного для Японии антиядерного и антивоенного движения в 1980-е годы наблюдался небывалый рост активности женских, экологических организаций, различного рода форм волонтерских групп и т.д.