Создать условия для самостоятельного определения и формулирования детьми темы. | - Мы отправляемся путешествовать по планете Земля, посмотрите на слайд:   - Что вы видите? (две фотографии) - Чем различаются эти фотографии? (на первом фото поле, на втором море) - Что же между ними общего? (на фотографиях показаны: небо и земля) - Как же вы узнали, что на фото небо и земля? Что же вам помогло это узнать? (небо и земля разделены линией) - Верно, ребята, земная поверхность, которую мы видим называется горизонт. Граница горизонта, где небо будто сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта. - Ребята, вы уже догадались какая сегодня тема нашего урока? (горизонт и его линия) - Я конкретизирую тему нашего урока, она звучит так: посмотри вокруг.
|
С помощью учителя, наводящих вопросов определяют тему урока.
| понимать важность сторон горизонта; иметь знание о горизонте и его сторонах; знать стороны горизонта; иметь представление о горизонте, его линии и сторон.
| Уметь оценивать границы собственного знания и незнания. | Регулятивные: умение выдвинуть учебную задачу; составить план действий; Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно -следственные связи; Коммуникативные: умение строить понятные высказывания для других; умение строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи; | 1 мин
|
Создать условия для самостоятельного определения и формулирования детьми цели, задач урока, плана работы на уроке. | - Мы часто смотрим вокруг, и можем видеть многое, что происходит и что нас окружает, но нам также важно ориентироваться на местности, как я и говорила, нас окружает земная поверхность - горизонт, слайд:
 - Ребята, посмотрите мальчик пошел прогуляться, но он заблудился, чтобы ему сориентироваться на местности, что нужно ему знать? (нужно знать стороны горизонта) - Действительно, необходимо знать стороны горизонта. - Какую цель урока мы поставим? (узнать какие бывают стороны горизонта) - Правильно, а также мы научимся различать стороны горизонта. | Знакомятся с проблемным вопросом, определяют цель и задачи урока с помощью учителя и наводящих вопросов.
| осознавать значение сторон горизонта в жизни человека | Уметь оценивать границы собственного знания и незнания. | Регулятивные: умение выдвинуть учебную задачу; составить план действий; Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно -следственные связи; Коммуникативные: умение строить понятные высказывания для других; умение строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи. | 2 мин
|
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала; познакомить младших школьников со сторонами горизонта; способствовать определению детьми значения сторон горизонта в жизни человека
Сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию материала урока. | - Сейчас, откройте пожалуйста учебник на странице 71 и внимательно меня слушайте, потому что, нам предстоит выполнить на данной странице 1 задание. - Существуют основные и промежуточные стороны горизонта. Основными являются: север, юг, запад и восток. На схемах их записывают одной буквой, при этом север (С) показывают вверху, юг (Ю) — внизу, запад (З) — слева, восток (В) — справа. - Промежуточные стороны горизонта находятся между основными. Их отмечают двумя буквами, обозначающими стороны горизонта, между которыми они находятся. Например, северо-запад (СЗ) находится между направлениями на север (С) и запад (З). Слайд:  - Все внимательно слушали? Теперь перейдем к заданию № 1 и выполним его устно. Задание 1. Рассмотрите схемы, на которые указывает Попугай. Какие стороны горизонта на них не обозначены? (На первой схеме нет севера и юга, на второй – запада и востока, на третьей – севера, юго-запада и юго-востока, на четвертой – северо-запада, северо-востока и юга) - Отлично, вы справились, молодцы, а теперь, выйдете из своих парт, начнем физминутку. Динамическая пауза: - Когда я скажу север, вы поднимаете руки вверх, когда я скажу юг, вы приседаете, когда я говорю запад, вы левую руку разводите в сторону, когда говорю, восток, вы разводите правую руку в сторону, начали. - Закончили, вы все такие внимательные, молодцы, садитесь на места. - Ребята, вы знаете, что наша планета Земля – это огромный магнит. Она обладает уникальным свойством, которое называется магнетизм. Если бы не было магнитного поля, жизнь на Земле была бы невозможна. Слайд:  - Именно по магнитному полю Земли ориентируются птицы, когда летят на юг и возвращаются в родные края. Слайд:  - Как вы думаете, а как человеку ориентироваться на местности по сторонам горизонта, если вдруг он заблудился в лесу или же в другом месте? Может вы знаете какой-нибудь прибор, который поможет? (это компас). Слайд:  - Да, правильно, компас – это прибор для определения сторон горизонта (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север), именно он нам помогает ориентироваться на местности, когда нам необходимо знать стороны горизонта, он также отлично подходит для путешествий в горах, в лесу и т. д. - Считается, что магнитный компас был изобретен в Китае, вот как он выглядел: Слайд:  - 2,5 тыс. лет назад магнитный компас использовали китайские мореплаватели, а европейцы начали использовать искусственные магниты только через тысячу лет. - Кто знает, как пользоваться компасом? (предполагаемые ответы детей). Сейчас, я вам расскажу. - Надо положить компас на ровную горизонтальную поверхность, оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится. Потом надо повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпадал с буквой «С» (N), а красный с буквой «Ю» (S). Тогда все буквы укажут стороны горизонта. Естественно, компас также указывает на восток «Е» и запад «W». Закончив работу, нужно поставить компас на предохранитель. По компасу можно определить и промежуточные стороны горизонта: юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад, но компасом нельзя пользоваться в тех местах, где есть залежи железной руды. Их называют магнитные аномалии. В таких местах стрелка компаса ведет себя ненормально, и по нему нельзя узнать стороны горизонта. - Ребята, а кто знает, как ориентироваться на местности без компаса? (предполагаемые ответы детей) - Можно сориентироваться на местности без компаса. При солнечной погоде надо в полдень стать спиной к солнцу так, чтобы тень была точно впереди человека. Тогда впереди у него будет север, за спиной - юг, справа - восток, слева - запад. Слайд:  - Можно также ориентироваться по местным природным признакам. Мхи и лишайники предпочитают тень, потому произрастают на северной стороне ствола дерева, у берез кора на южной стороне белее белая и чистая чем с северной, муравьи устраивают жилища на юг от дерева, снег тает весной на склонах гор, обращенных к югу. Слайд:    | Открывают учебник, слушают учителя.
Выполняют задание 1.
Слушают учителя
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя, смотрят на слайды. | понимать важность сторон горизонта; иметь знание о горизонте и его сторонах; знать стороны горизонта; уметь определять стороны горизонта по компасу и природным признакам; иметь представление о горизонте, его линии и сторон; осознавать значение сторон горизонта в жизни человека; | Уметь оценивать границы собственного знания и незнания; Осознанно понимать роль человека, принимать социальную роль ученика; | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале; Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков; Коммуникативные: умение строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; | 20 мин
|
Закрепить новый материал. | - Ребята, а сейчас, я предлагаю выполнить задания по вариантам, у вас на столах лежат карточки, во время выполнения заданий, мы будем проверять их с помощью слайда, т. е. одно задние выполнили, мы его сверяем со слайдом и ставим галочку, если правильно, если нет, ставим крестик, далее переходим ко второму и проверяем и т д. 1 задание. Подпиши пропущенные слова: 1 вариант: Земная поверхность, которую мы видим называется горизонт. 2 вариант: Граница горизонта, где небо будто сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта. Проверка по слайду: 1 вариант: Земная поверхность, которую мы видим называется горизонт. 2 вариант: Граница горизонта, где небо будто сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта. 2 задание: Подпиши основные и промежуточные стороны горизонта:  Проверка по слайду:  3 задание: 1 вариант: Как ориентироваться на местности без компаса? 2 вариант: Как ориентироваться на местности по природным признакам? Проверка по слайду: 1 вариант: При солнечной погоде надо в полдень стать спиной к солнцу так, чтобы тень была точно впереди человека. Тогда впереди у него будет север, за спиной - юг, справа - восток, слева - запад.  2 вариант: Мхи и лишайники предпочитают тень, потому произрастают на северной стороне ствола дерева, у берез кора на южной стороне белее белая и чистая чем с северной, муравьи устраивают жилища на юг от дерева, снег тает весной на склонах гор, обращенных к югу.    - Я думаю, что все справились с заданиями, вы молодцы, после урока я соберу ваши карточки и выставлю всем отметки. |
Выполняют задание по вариантам.
| понимать важность сторон горизонта; иметь знание о горизонте и его сторонах; знать стороны горизонта; уметь определять стороны горизонта по компасу и природным признакам; иметь представление о горизонте, его линии и сторон; осознавать значение сторон горизонта в жизни человека. | Осознанно понимать роль человека.
| Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале; Познавательные умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно - следственные связи; осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков;
| 10 мин |
Обобщить полученные младшими школьниками знания и закрепить полученные знания. | - Подведем итог нашего урока, какая была цель в начале? (узнать стороны горизонта) - Была ли нами достигнута цель? (да) - Что нового вы узнали на уроке? (ответы детей) - Как вы думаете, нам пригодятся полученные знания в жизни? (да) - Что мы сегодня изучали? (стороны горизонта, прибор для ориентирования на местности, ориентирование на местности по природным признакам) - Будете ли вы применять в жизни полученные знания? (ответы детей) | Вспоминают цель урока. Отвечают на поставленный вопрос. Рассказывают о ходе достижения цели. Отвечают на вопрос, обращаясь к полученным знаниям на уроке. | понимать важность сторон горизонта; иметь знание о горизонте и его сторонах; знать стороны горизонта; уметь определять стороны горизонта по компасу и природным признакам; иметь представление о горизонте, его линии и сторон; осознавать значение сторон горизонта в жизни человека | Принимать социальную роль ученика;
| Коммуникативные: умение строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый анализ результатов урока; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме. | 5 мин
|