Презентация «Посмотри на великолепие Богоявленского собора!»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Виртуальная экскурсия по Богоявленскому собору г. Ишима Подготовлена студенткой ИГПИ им. П.П. Ершова –Ощепковой Анастасией 2014 год
Сегодня вы побываете на виртуальной экскурсии. Сегодня вы побываете на виртуальной экскурсии. Она посвящена истории и архитектуре ишимского Богоявленского собора.
Ишимский Богоявленский собор – жемчужина «сибирского барокко». Ишимский Богоявленский собор – жемчужина «сибирского барокко».
«Каменное зодчество начало развиваться в Сибири с конца XVII века. Усилившееся в XVIII веке каменное строительство на смену старорусским стилям принесло в Сибирь архитектуру в стиле «барокко», который отличается усложненностью, повышенной декоративностью, сложными формами и живописью. Стиль этот господствовал в Европе в XVII веке и первой половине XVIII века. «Каменное зодчество начало развиваться в Сибири с конца XVII века. Усилившееся в XVIII веке каменное строительство на смену старорусским стилям принесло в Сибирь архитектуру в стиле «барокко», который отличается усложненностью, повышенной декоративностью, сложными формами и живописью. Стиль этот господствовал в Европе в XVII веке и первой половине XVIII века. В Россию европейское барокко пришло в 1730 году, родина это стиля Италия. Вначале мастеров каменного дела в Сибири не было, их приглашали из Европейской части страны. Но во второй половине XVIII века сложились местные кадры мастеров-зодчих, которые, воздвигая каменные здания церквей, прежде всего тщательно выбирали место для строительства. Храмы располагались на самом видном, «красном» мечте: на возвышенностях, крутых берегах рек или озёр». [3, с.31] СПРАВКА О СТИЛЕ «СИБИРСКОЕ БАРОККО»
Храм, высота которого 36 м., расположен на высоком берегу реки Ишим в районе исторически-сложившегося центра города, обозреваем практически с любой его точки и является самым высоким зданием в городе. Храм, высота которого 36 м., расположен на высоком берегу реки Ишим в районе исторически-сложившегося центра города, обозреваем практически с любой его точки и является самым высоким зданием в городе.
История храма Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является не только одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима, но и важнейшим историческим и духовным символом города. Богоявленский собор стал первым каменным храмом Приишимья.
Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Слобода(свобода) - это вид поселений в феодальной России, жители которых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население.
Временем окончания общего строительства собора считается 1814 год, когда была завершена колокольня. Временем окончания общего строительства собора считается 1814 год, когда была завершена колокольня. В начале 1890-х годов трудами ктитора И.А. Волкова собор был отремонтирован внутри и снаружи, приобретено много новых вещей из церковной утвари.
По сведениям 1914 года, в приходе храма состояли деревни: Пахомова, Гагарина, Карпушина, Борки, Лайкова, Стряхнина, Игнатьева, Зырянская, Ванькова, Сорочкина, Мало-Удалова. По сведениям 1914 года, в приходе храма состояли деревни: Пахомова, Гагарина, Карпушина, Борки, Лайкова, Стряхнина, Игнатьева, Зырянская, Ванькова, Сорочкина, Мало-Удалова.
В советское время из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он вообще был закрыт. В советское время из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он вообще был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям: в нём были установлены насосы горводоканала, которые своей вибрацией разрушали фундамент и стены здания. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями преподавателей ИГПИ им. П.П. Ершова было начато восстановление главного духовного символа Ишима.
Фасад собора «Мягкий, сочный рисунок декора украшает стены Богоявленского храма. Линия декора плавно обтекает оконные и дверные проемы в виде четырехлепесткового цветка (окна-люкарны), раковины (дверной проем входа в предел), шатра (третий оконный ярус), изысканной арабески (первый ярус). Особым изяществом отличается растительный орнамент второго оконного яруса: два плотно закрученных завитка с трилистником. Наружное убранство дополняется лепниной интерьера, от которой до настоящего времени сохранились лишь фрагменты». [1]
«Композиция собора «основана на повторении и плавном «перетекании» архитектурных форм: многогранник купола алтарной апсиды «поддержан» восьмигранником купола основной части храма и колокольни. Форма «кубышки» с причудливыми волнообразными выступами повторяется и в легкой фонарной надстройке купола, апсиды и всех главок, несущих кресты. Удваиваются и пилястры – плоские колонны, выступающие на поля стены». [1] «Композиция собора «основана на повторении и плавном «перетекании» архитектурных форм: многогранник купола алтарной апсиды «поддержан» восьмигранником купола основной части храма и колокольни. Форма «кубышки» с причудливыми волнообразными выступами повторяется и в легкой фонарной надстройке купола, апсиды и всех главок, несущих кресты. Удваиваются и пилястры – плоские колонны, выступающие на поля стены». [1]
При входе внутрь собора мы видим притвор - пристройку перед входом в храм. При входе внутрь собора мы видим притвор - пристройку перед входом в храм. В первых христианских храмах он был предназначен для людей, ожидающих крещения, сюда посылали для покаяния и особо провинившихся грешников. Косяк двери при входе в храм подлинный, сохранившийся ещё с XVIII века, над ним расположена икона Пресвятой Троицы.
Средний храм, место где стоят верующие во время молитвы, он состоит из двух больших помещений. Первое помещение называется «трапезная», в нем мы можем увидеть приделы имени святого Николая Чудотворца, во имя которого была освещена первая деревянная церковь, она стояла на месте собора до 1784 года. Средний храм, место где стоят верующие во время молитвы, он состоит из двух больших помещений. Первое помещение называется «трапезная», в нем мы можем увидеть приделы имени святого Николая Чудотворца, во имя которого была освещена первая деревянная церковь, она стояла на месте собора до 1784 года.
В пределе можно увидеть «царские врата» - дверь, которая закрывает алтарь. Они сделаны самим владыкой Евтихием, настоятелем храма. В пределе можно увидеть «царские врата» - дверь, которая закрывает алтарь. Они сделаны самим владыкой Евтихием, настоятелем храма. Раньше края врат украшали бронзовые складни старинной работы, после реставрации - иконы современной работы.
Расположенные по обеим сторонам трапезной круглые окна называются «люкарнами» - это атрибут архитектурного стиля барокко. На окнах вы можете увидеть решетки, они современные, но сделаны под стилизацию XVIII века. Расположенные по обеим сторонам трапезной круглые окна называются «люкарнами» - это атрибут архитектурного стиля барокко. На окнах вы можете увидеть решетки, они современные, но сделаны под стилизацию XVIII века.
Алтарная часть храма. Алтарная часть храма. Святая святых православного храма – алтарь - образ Царства Небесного. В алтаре находится главная святыня, престол — освященный стол, на котором священник совершает величайшее таинство — преосуществление хлеба и вина в плоть и Кровь Христову. Алтарь от остального храма отделяется иконостасом — перегородкой с помещенными на ней иконами.
Над алтарем расположены довольно мощные каменные своды, но они не давят, а наоборот, производят ощущение легкости, полета и света. Алтарная часть отделена от помещения собора особой перегородкой, которая называется «иконостасом», напротив которого находится кафедра - возвышение, на котором служит архиерей, архиепископ Над алтарем расположены довольно мощные каменные своды, но они не давят, а наоборот, производят ощущение легкости, полета и света. Алтарная часть отделена от помещения собора особой перегородкой, которая называется «иконостасом», напротив которого находится кафедра - возвышение, на котором служит архиерей, архиепископ
Иконы храма Икона Святой Троицы, подаренная художником В. Емельяновым (икона московского письма) Есть данные, что она предназначалась для храма имени П.П. Ершова в селе Безруково, но после его разрушения, проделав долгий путь икона попала в руки художника, а потом и в Богоявленский собор.
Икона – Божией Матери «Знамение», подаренная собору Воробьёвой Еленой Ефимовной. Женщина рассказала о судьбе иконы такую интересную историю: икону её отец в 30-е годы получил от местных властей –приказ сделать из этой иконы парту. Он не выполнил приказа, и тайком вынес икону из храма и сохранил в собственном доме. Икона – Божией Матери «Знамение», подаренная собору Воробьёвой Еленой Ефимовной. Женщина рассказала о судьбе иконы такую интересную историю: икону её отец в 30-е годы получил от местных властей –приказ сделать из этой иконы парту. Он не выполнил приказа, и тайком вынес икону из храма и сохранил в собственном доме.
Икона «Родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны», подаренная собору Московским художником, была спасена из храма европейской России, который ушел под воду вместе с селом при сооружении водохранилища на Волге. Икона «Родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны», подаренная собору Московским художником, была спасена из храма европейской России, который ушел под воду вместе с селом при сооружении водохранилища на Волге.
Икона «Господь Вседержитель» очень яркая по колориту, подаренная собору музыкантом Владимиром Хариным; икона с изображением Иоанна Предтечи во время его странствий по пустыне. Икона Святителя Николая Чудотворца, сравнительно небольшая по размеру, довольно древняя XVI — XVII вв. Икона Божией матери работы ишимского художника М.С. Чукардина, который помимо создания данной иконы сделал и другое доброе дело для храма (создал списки росписей храма, до того, как они были уничтожены в 30 годы).
Икона Божией Матери Мироточивая, написанная в 1982 году и источающая святое миро. Икона Иона Тобольского, особенно почитаемого в Сибири, мощи которого находятся в Софийском соборе в городе Тобольске.
На втором этаже собора раньше располагался храм во имя Успения Божией Матери. Храм был летний и функционировал только в летнее время, а зимой богослужения велись внизу. Можно заметить, что здесь очень много света, он льется из всех 12 окон, и заливает храм ровным сиянием. На стенах расположено обрамление из лепнины, а под куполом сохранилась лепнина в форме треугольника с основанием вниз и человеческого глаза – это древний христианский символ всевидящего ока.
Ишимский Богоявленский собор – это жемчужина «сибирского барокко» и сердце Ишима. Поэтому каждый, уважающий себя, житель и гость этого города должен хотя бы раз увидеть этот белокаменный, строгий храм, такой родной душе каждого русского человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экскурсия приготовлена с привлечением материалов: Библиография Экскурсия приготовлена с привлечением материалов: 1. Сайта «Древо». Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/22516.html. Дата обращения – 23. 06. 14 2. Набора художественных фотографий «Архитектура Ишима» художника Барвинко А.С с текстом к.ф.н. Савченковой Т.П. 3.Бровко, М.А. Ишим – исторический город. М.А. Бровко, В.Г. Истомин. Учебное пособие по истории для учащихся 7-8 классов, г. Ишим, 2000 г. 4. Художественные фотографии выполнены студентом ИГПИ им. П.П. Ершова А.Прохоровым. 5. Видео «Богоявленский собор», 1994.
Ктитор (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι — приобретаю) — создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Дополнительные термины Ктитор (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι — приобретаю) — создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Похожие публикации