Конспект урока по окружающему миру «Посмотри вокруг» (2 класс)
Класс: 2 класс.
Предмет: Окружающий мир.
Тема урока: Посмотри вокруг.
Цель урока: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Задачи и планируемые образовательные результаты урока:
Личностные:
развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем;
способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи;
умение слушать и понимать других.
Предметные:
развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся;
формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Оборудование: учебник и тетрадь по окружающему миру 2 класс, 2 часть А.А. Плешакова.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | – Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет очень интересный урок, все готовы? | Учащиеся садятся на свои места, показывают, что готовы к уроку. |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | – Скажите, какую форму имеет наша планета? (шар) – Посмотрите, в руке я держу мячик. Мы видим его форму? (круглый) Какой мячик по размеру? (маленький) Правильно, маленький, именно поэтому мы видим его перед собой. А Земля – это очень большой предмет. Мы не можем видеть Землю перед собой. Это происходит, потому что мы находимся на ее поверхности и не можем охватить ее взглядом, но знаем, что Земля – шар. | Ответы учащихся на вопросы. |
Совместное открытие новых знаний. | – Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Будьте внимательны. В нем вы встретите незнакомое слово, которое и будет темой нашего сегодняшнего урока. Я люблю смотреть на небо. – Итак, какое новое слово вы услышали? – Верно, горизонт, на уроке мы действительно должны познакомиться с тем, что такое горизонт. – Для начала, нам нужно определить, что такое горизонт. Кто может сформулировать, что такое горизонт? – На самом деле, горизонт-слово греческого происхождения и переводится как кругозор, т.е, то что мы видим вокруг. – Откройте свои учебники на странице 70 и сейчас мы с вами рассмотрим фотографии. Посмотрите на верхнее фото, что вы видите? Упали сверху небеса На высокие леса, И от тяжести сломалась Горизонта полоса. Кажется в любой сезон Острозубым небосклон, А еще напоминает Мне гармошку очень он. – А что вы видите на нижней фотографии? Горизонт – это линия где-то вдали. Превращаются в точки на ней корабли. Почему они так уменьшаются? Как матросы на них умещаются? – Скажите, что общего между этими двумя фотографиями? А чем они различаются? – Итак, мы видим как бы соединяющиеся небо и землю. Соединяет их линия. Линия горизонта. Как вы думаете, а такая линия действительно существует? (нет) Правильно, линия горизонта – воображаемая линия. – А теперь, давайте посмотрим, вот у меня есть листик бумаги и мячик. Я ставлю фигурку человека на листик бумаги. Представим, что он идет вперед. Будет ли меняться линия горизонта? А если он пойдет в обратную сторону? А теперь поставим фигурку человека на мячик. Он тоже идет вперед, будет ли теперь меняться линия горизонта? Почему, когда наш человечек шел по мячику, линия горизонта менялась? – А давайте подумаем, если наша фигурка человека будет стоять на возвышенности, дальше или ближе к нему будет линия горизонта? (дальше) А почему? Верно, чем выше мы будем подниматься, тем дальше от нас будет линия горизонта, а видимое вокруг нас пространство будет расширяться. – Скажите, ребята, а можем ли мы добраться до линии горизонта? Почему? – Посмотрите на 71 страницу в своих учебниках. Давайте прочитаем текст по абзацам. Кто начнет? – Посмотрите на доску. Итак, какие основные стороны горизонта вы теперь знаете? Какая сторона горизонта находится вверху? А какая внизу? А какая сторона горизонта находится слева? А справа? Солнце всегда стает на востоке и заходит на западе. А какие промежуточные стороны горизонта вы теперь знаете? | – Горизонт. Ответы (предположения) учащихся. – Небо соединяется с землей. – Небо соединяется с морем. – Видна линия, которой небо соединяется с землей/морем. Четкостью видимой линии. – Фигурка человека будет видеть на листке бумаги всегда одинаковой формы линию, в какую бы сторону ни пошел. На шаре линия будет постепенно меняться, она будет закругляться, потому что Земля круглая. – Горизонт кажется дальше, если мы стоим на высоте. – Не можем, потому что линия горизонта постоянно будет отдаляться от нас. – С, Ю, З, В. – С. – Ю. – З. – В. –СЗ, ЮВ, ЮЗ, СВ. |
Этап закрепления. Самостоятельное применение знаний. | – А теперь давайте поработаем в рабочих тетрадях, откройте их на странице 43. Посмотрите на 1 задание. Вам нужно с помощью учебника написать, что такое горизонт и линия горизонта. Приступайте. – А теперь, посмотрите на 2 задание. Кто его прочитает? Итак, давайте, вспоминать, не подглядывая в учебник, какая сторона горизонта находится сверху? (С) А снизу? (Ю) Справа? (В) А слева? (З) Заполните квадратики, записывая букву правильной стороны горизонта. – А теперь переверните страничку и посмотрите на 3 задание. Кто его прочитает? Итак, 1 схему заполните с помощью учебника, а 2 схему заполните самостоятельно. – 4 и 5 задание выполните дома. | Учащиеся выполняют 1 задание. Учащиеся выполняют 2 задание. Учащиеся заполняют 1 схему 3 задания с помощью учебника, а 2 самостоятельно. Учащиеся записывают домашнее задание. |
Изучение странички для любознательных. | Вернемся к учебнику. Закройте и отложите в сторону свои рабочие тетради. Откройте страницу 72. Перед наши текст «Как выглядит Земля». Сейчас кто-то из вас начнет его читать. Будьте внимательны. В любой момент я могу прервать того, кто читает, и попросить другого продолжить. Итак, кто начнет читать данный текст? – А теперь давайте ответим на вопросы внизу 73 страницы. | Учащиеся отвечают на вопросы, проверяя полученные на уроке знания. |
Итог урока. Рефлексия. | – Вам понравился наш урок? Чем? Что было интересно для вас? В какие моменты урока вы испытывали затруднения? А что у вас получилось хорошо? | Ответы учащихся. |