Пособие ПЭКС по альтернативной коммуникации для дошкольников своими руками
Пособие ПЭКС по альтернативной коммуникации
для дошкольников своими руками
Пояснительная записка
Хочу поделиться с вами своим опытом. Уже довольно давно я вынашивала планы по приобретению какого-либо пособия по альтернативной коммуникации. К сожалению, их стоимость не маленькая. А вдруг дети откажутся заниматься? Или мне не хватит опыта (ведь какого-то специального обучения я не проходила)? Поэтому со временем поняла, что нужно сделать самой облегченный вариант такого пособия. Если задумка с введением карточек ПЭКС в наши занятия оправдается, то тогда можно их и купить.
Конечно же, создавать пособия по альтернативной коммуникации желательно непосредственно под тех детей, с которыми придется заниматься, и под тот кабинет, в котором эти занятия будут проходить. То есть сфотографировать, например, развивающие и другие игры в кабинете психолога или игрушки. И уже по этим фотографиям изготовить карточки ПЭКС.
Но есть одно но. Прежде чем начать всем этим заниматься, у специалиста должен быть в наличии базовый (стартовый) набор альтернативной коммуникацией. Именно поэтому я и решила начать с него. Исследовав многие сайты по данной теме, нашла огромное количество различных картинок, в которых, откровенно говоря потерялась. И только на сайте «Планик» (http://www.planik.org/ ) увидела действительно то, что мне нужно. В их каталоге в разделе «Наборы карточек» он так и называется «Первый».
Сразу хочу предупредить – перед тем, как вводить ПЭКС в свои занятия, почитайте, посмотрите конференции, вебинары, обучающие видео по этой теме. У ПЭКС много уровней сложности, не зная про эти карточки или зная поверхностно, вам не удастся получить какой-либо результат. Более того, неподготовленный специалист может нанести ребенку вред. Я решилась их ввести только спустя полтора года непрерывного сбора информации и обучения в сети.
Дисциплина: это пособие подойдет специалистам как вариант работы с элементами программы ПЭКС.
Возраст детей: я начинаю использовать данные карточки с детьми от 5 лет.
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие.
Ожидаемые результаты: развитие общения со специалистом, снижение тревожности ребенка путем понимания речи специалиста.
Инструкция по использованию пособия:
Как вы и сами понимаете, инструкций по использованию таких карточек в сети очень много и описывать их здесь не имеет смысла. Ведь цель моей публикации – не научить вас работать с ПЭКС, а показать, как можно сделать это пособие самим хотя бы на первое время и как работать с ним.
Итак, на формате бумаги А4 (глянцевой, не простой) я распечатала найденные на сайте «Планик» карточки и вырезала их, сложив в коробочку. В принципе изначально хотела остановиться на том, что уже распечатала, но позже добавила еще и карточки с действиями, найденные на том же сайте.
Время показало их недолговечность, хоть они и были на очень плотной бумаге. Распечатанные на глянце картинки в процессе работы с заказанными листами быстро разваливаются. Ведь дети их прикрепляют и практически отдирают от листов. Поэтому, если уж действительно решили заняться ПЭКС, не экономьте, смело заказывайте набор «Первый» на пробу.
Несколько слов по поводу папки для самодельных карточек ПЭКС. Ее можно сделать из обычной тетради на скобах, вставив туда либо заказанные на сайтах листы с липучкой, либо изготовить такие листы самим. Я выбрала листы, заказанные на сайте. Они очень плотные, всё приклеено аккуратно.
Принцип работы: сначала я ввожу в наши занятия несколько карточек, например, «Да», «Нет», «Дай», «Возьми», «Я хочу», «Я не хочу». Показываю их ребенку, даю потрогать, подвигать по столу, положить снова в коробочку, потом вытащить из нее.
Как видите, ребенок привыкает к наличию этих карточек на столе. Только одни манипуляции. У меня на данный момент нет папки для ПЭКС, всё лежит в коробочке. Ребенок также может складывать карточки в стопочку, в ряд, любые манипуляции.
Далее, когда малыш привык к карточкам (это может занять неделю, а может и полгода), я потихоньку начинаю вводить их в игру. Сначала «Да» и «Нет», или «Хочу»/«Не хочу», или другое сочетание. Тут всё зависит от ребенка, на какие картинки он даст эмоциональный отклик, с тех и начинайте. Сразу хочу добавить, что здесь я не просто показываю ребенку карточки, а подключаю жесты, мимику и соотношу это со своими действиями и с той карточкой, которую на тот момент показываю ребенку.
Возможно, отклика не будет совсем. Тогда попробуйте сфотографировать его любимые игрушки (стаканчики, сыпучий материал, паззлы, игру). Потом оформить их в карточки того же размера, что и предыдущие ваши карточки ПЭКС и поиграть с этим набором. Сначала – манипуляции. Потом предлагаете ребенку соответствующую игрушку и карточку. У меня такие изображения тоже есть, но пока только на глянце.
Удачи вам!
Карточки ПЭКС "Основной набор"
PNG / 765.3 Кб
/data/files/w1636379647.png (Карточки ПЭКС "Основной набор")
PNG / 849.93 Кб
Источники:
Статья «Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием» -https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-kartochek-peks-pecs-v-rabote-s-detmi-s-rastroistvom-autisticheskogo-spektra-i-s-detmi-s-zaikaniem.html
Сообщество в ВКонтакте «Планик. Карточки ПЕКС, расписания, пособия» - https://vk.com/planikdetyam
Записи эфиров «Формирование игровых навыков у детей с аутизмом в домашних условиях» - https://autizm-v-kvadrate.ru/archive-post/
Официальный сайт «Планик» - http://www.planik.org/
Ильина Оксана Геннадьевна
Едунова Любовь Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Едунова Любовь Михайловна
Болтова Елена Ильинична
Едунова Любовь Михайловна