Цель: познакомиться с основными экономическими понятиями.
Задачи:
изучение понятий «потребности», «блага», «товар», услуга»;
знакомство с пирамидой потребностей А. Маслоу;
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, посредством изучения вопросов развития экономики.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы:
рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос.
Оборудование: презентация.
Литература:
Экономика. 10-11 класс.: учебник / Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова.
История экономических учений.: учебник / Я.С. Ядгаров.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка присутствующих.
Проверка домашнего задания.
Что такое «экономика»?
На какие разделы делится экономика? Что они изучают?
Что являлось главным богатством для государства на разных этапах экономической мысли?
Изучение нового материала.
Для того, чтобы жить и продолжать свой род, добиваться поставленных перед собой целей, человек обязан удовлетворить свои потребности. Создание условий для удовлетворения потребностей общества и отдельного индивидуума является первостепенной задачей экономики.
Потребности – это нужда в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, развития личности и общества в целом.
Подумайте, в удовлетворении, каких потребностей вы сейчас нуждаетесь.
В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал свою работу, известную под названием «Пирамида потребностей Маслоу».
Особенности потребностей
Потребности безграничны.
Наличие потребностей сопровождается эмоциями.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза.
Характер потребностей зависит от климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране и т.п.
Потребности развиваются, видоизменяются под влиянием информации.
Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ.
Благо – это средство, удовлетворяющее определенную потребность.
Выберите из списка свободные и экономические блага.
телевизор (э), бутилированная вода (э), мотоцикл (э), светофор (с), родниковая вода (с), энергия ветра (с), дом (э), лесные ягоды (с), сквер (с), шкаф (э), бумага (э)
Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.
Товар – это продукт, произведенный для потребления или обмена (компьютер, куртка, квартира).
Услуга – это деятельность, обладающая определенной ценностью (образование, медицинское обслуживание, кино, театр и прочее).
Кроме того блага могут дополнять и заменять друг друга.
Комплименты – это блага, которые дополняют друг друга (компьютер-принтер-клавиатура).
Субституты – это блага, дополняющие друг друга (куртка-пальто, автобус-такси).
Выберите из списка товары-субституты и товары-комплементы.
чай, телевизор, автомобиль, магнитола, сахар, видеомагнитофон, маргарин, кофе, кассета, бензин, молоток, масло, тетрадь, гвозди, ручка, карандаш, брюки, ремень, фруктоза, джинсы.
КОМПЛИМЕНТЫ чай – сахар; телевизор – видеомагнитофон; автомобиль – бензин; автомобиль – магнитола; магнитола – кассета; видеомагнитофон – кассета; кофе – сахар; молоток – гвозди; тетрадь – ручка; тетрадь – карандаш; брюки – ремень. |
СУБСТИТУТЫ чай – кофе; магнитола – видеомагнитофон; сахар – фруктоза; маргарин – масло; ручка- карандаш; брюки – джинсы. |