Сценарий урока по экономике «Я изучаю экономику»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Я изучаю экономику».
Цель: познакомить школьников с основными экономическими понятиями и процессами, сформировать интерес к данному предмету.
Задачи:
- изучение терминов «экономика», «микроэкономика», «макроэкономика»;
- знакомство с такими экономическими понятиями, как «спрос», «предложение», «безработные», «конкуренция», «Валовой Внутренний Продукт» на примере ситуаций из окружающего мира;
- знакомство с типами конкуренции, факторами производства и видами безработицы на примере эпизодов из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»;
- вовлечение школьников в основные экономические процессы фирмы при помощи участия в деловой игре.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы:
Обсуждение, фронтальный опрос, работа в группах, презентация перед аудиторией.
Оборудование:
- Презентация:
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1453745381.pptx (Презентация к уроку "Я изучаю экономику")
- Раздаточный материал: Здесь будет файл: /data/edu/files/g1453745432.docx (Раздаточный материал к уроку "Я изучаю экономику")
Литература: Обществознание: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы О 28 (Серия "Итоговый контроль: ЕГЭ") / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Под ред. д. п. н. П. А. Баранова. - 2-е изд., дораб. - М.; СПб.: Просвещение, 2012. - 300 с.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие школьников, проверка списков.
2. Терминологическая часть.
- Сегодня мы поговорим с вами об изучении экономики. Интересно, что экономику мы изучаем не только на школьных уроках, но и в нашей повседневной жизни. Как вы думаете, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными экономическими понятиями?
Ответ: в новостях по телевизору, в газетах, по радио, в магазинах, банках и другое.
- Материалы: презентация (слайд №2).
- Как вы думаете, так что же такое экономика?
Экономика – это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
В современной экономической теории выделяют два раздела экономики: микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, фирм и домохозяйств, функционирование отдельных рынков и их взаимодействие.
Макроэкономика изучает проблемы государства и общества в целом.
- Форма проведения: беседа-рассуждение со школьниками, запись определений в тетрадь.
- Материалы: презентация (слайды №3, 4).
- Время разбора терминологической части: 5 минут.
3. Практическое задание №1.
- Как мы с вами выяснили, ежедневно мы сталкиваемся с различными экономическими понятиями. Соотнесите описанные далее ситуации с экономическими понятиями, которые их характеризуют, определениями и разделами экономики.
Ситуация |
Экономическое понятие |
Определение |
Раздел экономики |
В первый день поступления в продажу новой модели сотового телефона было куплено 1 000 штук |
Конкуренция |
Люди, не имеющие работу, но активно её ищущие или ожидающие начало трудовой деятельности с определенной даты |
Микроэкономика |
В городе начал работать новый оператор сотовой связи, который активно наращивает абонентскую базу |
Валовой Внутренний Продукт |
Совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года |
Макроэкономика |
В связи с экономическим кризисом на предприятии были уволены 200 человек, которые сейчас активно ищут новую работу |
Спрос |
Количество товара, которое покупатели готовы приобрести при каждой возможной цене за определенный период времени |
Микроэкономика |
Два самых популярных безалкогольных напитка на протяжении многих лет соревнуются друг с другом за удержание потребителей и привлечение новых |
Предложение |
Количество товара, которое производители готовы продать при каждой возможной цене за определенный период времени |
Макроэкономика |
В ходе конференции президент сообщил, что в 2010 году ВВП России составил 45 172, 75 млрд. рублей |
Безработные |
Экономическое соперничество производителей одинаковых товаров на рынке за привлечение большего числа покупателей и получение большей прибыли |
Микроэкономика |
- Форма проведения: школьники самостоятельно выполняют задание на раздаточных материалах, после чего проверяют вместе с учителем в формате фронтального опроса.
- Материалы: презентация (слайды №5-8), раздаточный материал с заданием.
- Время на выполнения задания: 7 минут.
4. Практическое задание №2.
- Помимо новостей и окружающих нас событий, мы сталкиваемся с различными экономическими явлениями в произведениях искусства: книгах, фильмах, мультфильмах. Помните, знаменитые фразы кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино»:
— Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!
— А я ничего не буду выписывать - я экономить буду!
- Материалы: презентация (слайд №9).
Далее мы прочитаем описание нескольких эпизодов из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона. Определите, какое экономическое явление описывает каждая ситуация?
Ситуация №1.
После объявления о том, что в шоколадных плитках спрятано 5 золотых купонов на посещение шоколадной фабрики, люди стали массово скупать шоколадки в надежде найти купон. Рост какого экономического показателя характеризует данная ситуация?
Ответ: спрос.
Дополнительный вопрос: кто осуществлял предложение на данном рынке?
Ответ: фабрика Вилли Вонка.
Ситуация №2.
Другие производители конфет и шоколада хотели производить такую же вкусную продукцию, как фабрика Вилли Вонка, и привлекать больше покупателей. Какое экономическое понятие характеризует соперничество производителей?
Ответ: конкуренция.
Дополнительный вопрос: какие типы конкуренции вы знаете?
Ответ: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция.
Ситуация №3.
На фабрике Вилли Вонка работали умпа-лумпы – маленькие человечки из Лумпландии, которые очень любили бобы какао. К какому фактору производства их можно отнести?
Ответ: труд.
Дополнительный вопрос: какие ещё факторы производства вы знаете?
Ответ: земля, капитал, предпринимательская способность.
Ситуация №4.
Отец Чарли работал на заводе, закручивая пробки на тюбиках с зубной пастой. В ходе модернизации хозяин фабрики приобрел специальный станок и уволил отца Чарли, в связи с чем он был вынужден начать искать новую работу. Какое экономическое понятие характеризует данная ситуация?
Ответ: безработица.
Дополнительный вопрос: какие виды безработицы вы знаете?
Ответ: структурная, фрикционная, циклическая.
- Форма проведения: школьники устно отвечают на вопросы и обсуждают правильный ответ вместе с учителем.
- Материалы: презентация (слайды №10-13).
- Время на выполнения задания: 10 минут.
5. Деловая игра.
- Все мы в повседневной жизни сталкиваемся с экономикой, однако чаще это делают люди, которые имеют собственный бизнес. Для успеха и процветания собственного дела они должны отлично разбираться в основных экономических понятиях и принимать эффективные решения. Представьте, что вы решили открыть собственную фирму. Давайте разделимся на группы по 5-6 человек, в которых каждый из вас будет соучредителем фирмы. Перед началом работы вам нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какой товар или услугу будет производить ваша фирма?
Например, производство кофе, мороженого, хлеба, парикмахерские услуги и другое.
2. К какому типу конкуренции относится рынок, на котором будет работать ваша фирма?
Например, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция.
3. Какие экономические ресурсы вы будете использовать для производства?
Земля – это все природные ресурсы, используемые в производстве (леса, земля, полезные ископаемые).
Труд – это физические и умственные усилия людей, затрачиваемые в процессе производства (здоровье, образование, квалификация).
Капитал – физический капитал, то есть средства производства, необходимые для создания товаров и услуг (здания, сооружения, машины оборудование).
Предпринимательская способность – это способность некоторых людей создавать хозяйственные организации для соединения трех основных факторов производства в единый процесс.
4. Какие источники финансирования вы будете использовать?
Например, банковский кредит, привлечение инвесторов, собственные инвестиции и другое.
5. Какие затраты будут у вашей фирмы?
Например, затраты на сырье и материалы, расходы на электроэнергию, расходы на транспортные услуги, налоги на недвижимость, заработная плата персоналу, затраты на упаковку, затраты на рекламу своей продукции и другие.
- Форма проведения: школьники самостоятельно в группах отвечают на вопросы, после чего презентуют ответы классу.
- Материалы: презентация (слайды №14-20).
- Время на подготовку: 5 минут. Презентация каждой группы – 3 минуты.
6. Подведение итогов.
- Итак, давайте подведем итог, о чем мы говорили сегодня? Мы выяснили, что каждый из нас изучает экономику не только за школьной партой, но и каждый день в нашей повседневной жизни. Мы сталкиваемся с экономическими понятиями в средствах массовой информации, произведениях искусства, в наших ежедневных делах. Чем больше мы будем обращать внимание на различные экономические явления, которые нас окружают, и интересоваться ими, тем лучше мы будем знать экономику и разбираться в ней.
7. Домашнее задание.
1. Посмотрите выпуски новостей в ближайшие два дня и выпишите, какие новости относились к экономике? С какими экономическими понятиями они связаны?
2. Подумайте, в каких ещё фильмах, мультфильмах, книгах вы встречали описание экономических понятий и ситуаций? Приведите не менее двух примеров.
- Материалы: презентация (слайд №21).
- Время на подведение итогов и запись домашнего задания: 3 минуты.