12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Екатерина Игоревна41
Образование - "Национальный исследовательский институт - Высшая Школа Экономики", магистр с красным дипломом, педагогический стаж - 3 года, автор методического пособия и соавтор учебника по обществознанию.
Россия, Москва, Москва
4

Я изучаю экономику



Тема урока: «Я изучаю экономику».

Цель: познакомить школьников с основными экономическими понятиями и процессами, сформировать интерес к данному предмету.

Задачи:

  • изучение терминов «экономика», «микроэкономика», «макроэкономика»;
  • знакомство с такими экономическими понятиями, как «спрос», «предложение», «безработные», «конкуренция», «Валовой Внутренний Продукт» на примере ситуаций из окружающего мира;
  • знакомство с типами конкуренции, факторами производства и видами безработицы на примере эпизодов из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»;
  • вовлечение школьников в основные экономические процессы фирмы при помощи участия в деловой игре.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы:

Обсуждение, фронтальный опрос, работа в группах, презентация перед аудиторией.

Оборудование:

  • Презентация: 

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1453745381.pptx (Презентация к уроку "Я изучаю экономику")

  • Раздаточный материал: Здесь будет файл: /data/edu/files/g1453745432.docx (Раздаточный материал к уроку "Я изучаю экономику")

Литература: Обществознание: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы О 28 (Серия "Итоговый контроль: ЕГЭ") / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Под ред. д. п. н. П. А. Баранова. - 2-е изд., дораб. - М.; СПб.: Просвещение, 2012. - 300 с.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Приветствие школьников, проверка списков.

2. Терминологическая часть.

- Сегодня мы поговорим с вами об изучении экономики. Интересно, что экономику мы изучаем не только на школьных уроках, но и в нашей повседневной жизни. Как вы думаете, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными экономическими понятиями?

Ответ: в новостях по телевизору, в газетах, по радио, в магазинах, банках и другое.

  • Материалы: презентация (слайд №2). 

- Как вы думаете, так что же такое экономика?

Экономика – это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

В современной экономической теории выделяют два раздела экономики: микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, фирм и домохозяйств, функционирование отдельных рынков и их взаимодействие.

Макроэкономика изучает проблемы государства и общества в целом.

  • Форма проведения: беседа-рассуждение со школьниками, запись определений в тетрадь.
  • Материалы: презентация (слайды №3, 4). 
  • Время разбора терминологической части: 5 минут.

3. Практическое задание №1.

- Как мы с вами выяснили, ежедневно мы сталкиваемся с различными экономическими понятиями. Соотнесите описанные далее ситуации с экономическими понятиями, которые их характеризуют, определениями и разделами экономики.

Ситуация

Экономическое понятие

Определение

Раздел экономики

В первый день поступления в продажу новой модели сотового телефона было куплено 1 000 штук

Конкуренция

Люди, не имеющие работу, но активно её ищущие или ожидающие начало трудовой деятельности с определенной даты

Микроэкономика

В городе начал работать новый оператор сотовой связи, который активно наращивает абонентскую базу

Валовой Внутренний Продукт

Совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года

Макроэкономика

В связи с экономическим кризисом на предприятии были уволены 200 человек, которые сейчас активно ищут новую работу

Спрос

Количество товара, которое покупатели готовы приобрести при каждой возможной цене за определенный период времени

Микроэкономика

Два самых популярных безалкогольных напитка на протяжении многих лет соревнуются друг с другом за удержание потребителей и привлечение новых

Предложение

Количество товара, которое производители готовы продать при каждой возможной цене за определенный период времени

Макроэкономика

В ходе конференции президент сообщил, что в 2010 году ВВП России составил 45 172, 75 млрд. рублей

Безработные

Экономическое соперничество производителей одинаковых товаров на рынке за привлечение большего числа покупателей и получение большей прибыли

Микроэкономика

  • Форма проведения: школьники самостоятельно выполняют задание на раздаточных материалах, после чего проверяют вместе с учителем в формате фронтального опроса.
  • Материалы: презентация (слайды №5-8), раздаточный материал с заданием. 
  • Время на выполнения задания: 7 минут.

4. Практическое задание №2.

- Помимо новостей и окружающих нас событий, мы сталкиваемся с различными экономическими явлениями в произведениях искусства: книгах, фильмах, мультфильмах. Помните, знаменитые фразы кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино»:

— Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!

— А я ничего не буду выписывать - я экономить буду!

  • Материалы: презентация (слайд №9).

Далее мы прочитаем описание нескольких эпизодов из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона. Определите, какое экономическое явление описывает каждая ситуация?

Ситуация №1.

После объявления о том, что в шоколадных плитках спрятано 5 золотых купонов на посещение шоколадной фабрики, люди стали массово скупать шоколадки в надежде найти купон. Рост какого экономического показателя характеризует данная ситуация?

Ответ: спрос.

Дополнительный вопрос: кто осуществлял предложение на данном рынке?

Ответ: фабрика Вилли Вонка.

Ситуация №2.

Другие производители конфет и шоколада хотели производить такую же вкусную продукцию, как фабрика Вилли Вонка, и привлекать больше покупателей. Какое экономическое понятие характеризует соперничество производителей?

Ответ: конкуренция.

Дополнительный вопрос: какие типы конкуренции вы знаете?

Ответ: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция.

Ситуация №3.

На фабрике Вилли Вонка работали умпа-лумпы – маленькие человечки из Лумпландии, которые очень любили бобы какао. К какому фактору производства их можно отнести?

Ответ: труд.

Дополнительный вопрос: какие ещё факторы производства вы знаете?

Ответ: земля, капитал, предпринимательская способность.

Ситуация №4.

Отец Чарли работал на заводе, закручивая пробки на тюбиках с зубной пастой. В ходе модернизации хозяин фабрики приобрел специальный станок и уволил отца Чарли, в связи с чем он был вынужден начать искать новую работу. Какое экономическое понятие характеризует данная ситуация?

Ответ: безработица.

Дополнительный вопрос: какие виды безработицы вы знаете?

Ответ: структурная, фрикционная, циклическая.

  • Форма проведения: школьники устно отвечают на вопросы и обсуждают правильный ответ вместе с учителем.
  • Материалы: презентация (слайды №10-13).
  • Время на выполнения задания: 10 минут.

5. Деловая игра.

- Все мы в повседневной жизни сталкиваемся с экономикой, однако чаще это делают люди, которые имеют собственный бизнес. Для успеха и процветания собственного дела они должны отлично разбираться в основных экономических понятиях и принимать эффективные решения. Представьте, что вы решили открыть собственную фирму. Давайте разделимся на группы по 5-6 человек, в которых каждый из вас будет соучредителем фирмы. Перед началом работы вам нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какой товар или услугу будет производить ваша фирма?

Например, производство кофе, мороженого, хлеба, парикмахерские услуги и другое.

2. К какому типу конкуренции относится рынок, на котором будет работать ваша фирма?

Например, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция.

3. Какие экономические ресурсы вы будете использовать для производства?

Земля – это все природные ресурсы, используемые в производстве (леса, земля, полезные ископаемые).

Труд – это физические и умственные усилия людей, затрачиваемые в процессе производства (здоровье, образование, квалификация).

Капитал – физический капитал, то есть средства производства, необходимые для создания товаров и услуг (здания, сооружения, машины оборудование).

Предпринимательская способность – это способность некоторых людей создавать хозяйственные организации для соединения трех основных факторов производства в единый процесс.

4. Какие источники финансирования вы будете использовать?

Например, банковский кредит, привлечение инвесторов, собственные инвестиции и другое.

5. Какие затраты будут у вашей фирмы?

Например, затраты на сырье и материалы, расходы на электроэнергию, расходы на транспортные услуги, налоги на недвижимость, заработная плата персоналу, затраты на упаковку, затраты на рекламу своей продукции и другие.

  • Форма проведения: школьники самостоятельно в группах отвечают на вопросы, после чего презентуют ответы классу.
  • Материалы: презентация (слайды №14-20).
  • Время на подготовку: 5 минут. Презентация каждой группы – 3 минуты.

6. Подведение итогов.

- Итак, давайте подведем итог, о чем мы говорили сегодня? Мы выяснили, что каждый из нас изучает экономику не только за школьной партой, но и каждый день в нашей повседневной жизни. Мы сталкиваемся с экономическими понятиями в средствах массовой информации, произведениях искусства, в наших ежедневных делах. Чем больше мы будем обращать внимание на различные экономические явления, которые нас окружают, и интересоваться ими, тем лучше мы будем знать экономику и разбираться в ней.

7. Домашнее задание.

1. Посмотрите выпуски новостей в ближайшие два дня и выпишите, какие новости относились к экономике? С какими экономическими понятиями они связаны?

2. Подумайте, в каких ещё фильмах, мультфильмах, книгах вы встречали описание экономических понятий и ситуаций? Приведите не менее двух примеров.

  • Материалы: презентация (слайд №21).
  • Время на подведение итогов и запись домашнего задания: 3 минуты.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.