План урока по экономике в 11 классе «Налоги и их функции»
Урок по экономике, 11 класс. «Налоги и их функции»
Цель: познакомить учащихся с понятием, историей становления и функциями налогов.
Задачи:
Образовательные: знакомство с определением и основными функциями налогов.
Воспитательные: воспитание гражданской позиции учащихся
Развивающие: развитие умений применять полученные знания в повседневной экономической деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Время: 40 минут
Структура урока:
Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности
Изучение нового материала
Первичное закрепление материала
Домашнее задание
Литература:
Экономика: 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразоват. учр-ний. Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс. Экспресс-курс / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.: ил.
Мэнкью Н, Тейлор М. Экономикс. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 656 с.: ил.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Время этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
2 мин |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
6 мин |
На слайде фотографии: «Шляпа», «Окно», «Борода», «Труба». Скажите, что объединяет эти предметы между собой. Из истории налогов В 1783 году в Великобритании премьер-министр с целью пополнить бюджет ввел налог на мужские шляпы. Так, продавцы данного типа головных уборов были вынуждены выплачивать по 2 фунта в год, если они работали в столице, и 5 шиллингов, если в других городах страны. Шляпа, за которую был выплачен налог, помечалась специальным штампом на подкладке. В 1811 году налог был отменен. Налог на окна представлял собой налог на стекло и стал важной социальной, культурной и архитектурной движущей силой в Англии и Шотландии, а потом во всей Великобритании в 17-18 вв. Показательно, что некоторые строения того периода имеют окна, заложенные кирпичами. Производство стекла тогда было дорогим, и использование его для окон и других целей из-за стало практически невозможным. Налог на окна, введенный в 1696 году королем Уильямом III, фактически был задуман как налог на богатство, но потом стало обычным механизмом получения дохода на прибыль. Налог на бороду был введен Петром Первым в 1689 году. При этом было четкое разделение типов бород – купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Крестьянин мог носить бороду бесплатно только у себя в деревне, но при въезде в город платил 1 копейку. В 1660 году в Англии был принят налог на трубы. Население после этого начало хитрить, разбирая свои печные трубы и тайно пользуясь соседскими, или совместно используя одну трубу на несколько комнат. Странные налоги существуют и сейчас: так туристы, приезжающие на Балеарские острова должны заплатить 1 €/день за «пользование Солнцем», с 1993 г. в Венеции владельцы зданий обязаны платить налог на тень, с 2005 года в штате Арканзас существует налог на татуировки, также в США существует специальный налог за незаконную торговлю наркотиками. Сегодня мы постараемся ответить, что же такое налоги, какие они бывают и для чего они нужны. |
Ответ учащихся: Они облагались налогом
Слушают, задают вопросы.
Записывают тему урока: «Налоги и их функции» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
23 мин |
Государственная власть во все времена нуждалась в средствах на свое содержание. Методы и формы привлечения этих средств изменялись в процессе развития общества. Так в древнем мире, когда в казне заканчивались деньги, правители затевали войны, и, в случае победы, налагали по проигравшего либо разовую контрибуцию, либо постоянную дань. С развитием цивилизации государства научились защищать себя от набегов врагов, создавая регулярные армии. Для содержания армии требовались регулярные платежи, которые взымались с народа. Таким образом, налоговая система начала свое существование с развитием государства, в частности с обеспечения военных расходов. История налогов Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, что такое налог. Налоги – это обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджет, осуществляемый физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Налоги являются главным источником богатства государства, но кроме этого они выполняют еще несколько функций. Функции налогов
|
Записывают в тетрадь: «Начало налоговой системы – развитие государства и увеличение военных расходов»
Записывают схему.
Формулируют и записывают определение.
Записывают схему в тетрадь, делают пояснения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление изученного материала |
5 мин |
Подумайте с какими функциями налога связаны следующие высказывания: «Деньги не пахнут» (римский император Веспасиан) «При любом правительстве самые надежные данные – налоговые» (фильм «V значит Вендетта») «Смерть — самый удобный момент взять налог с богача» (премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж Дэвид) Заплати налоги и живи спокойно, На эти деньги продолжают войны. (текст песни Lumen – государство) А еще они хотят освобождения от уплаты налогов. Навсегда. (фильм «Армагеддон») |
Отвечают на вопросы Фискальная функция Контрольная функция
Контрольная функция
Фискальная функция
Поощрительная функция |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
2 мин |
§ 6 Найти из истории примеры налогов и примеры того как люди эти налоги скрывали. |