Обобщающий урок по экономике в 11 классе по теме «Деньги и инфляция»
Обобщающий урок по экономике в 11 классе
по теме:
«Деньги и инфляция»
Учитель экономики: Томаева И.Т.
2018г.
Тема: «Деньги и инфляция».
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о деньгах и инфляции;
развивать речь учащихся, способствовать овладению
экономической терминологией;
довести до сведения учащихся, что деньги являются
средством измерения материальной и духовной жизни человека.
воспитывать умение коллективного обсуждения
информации и принятия решений в условиях
ограниченности времени;
Образовательные задачи урока: повторить, закрепить знания, умения учащихся определять экономические термины
Развивающие задачи урока:
развитие самостоятельности, потребности к самообразованию, к активной творческой деятельности, расширение кругозора.
развивать надпредметные умения и навыки, которые позволяют демонстрировать учащимся процессы становления теоретических знаний;
развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре, в группе), формируя коммуникативные компетенции;
развивать интерес к предмету.
Воспитательные задачи урока:
формировать и развивать нравственные, трудовые качества личности; побуждать учеников к само-, взаимоконтролю;
воспитывать у учащихся ответственного отношения к учению;
формировать грамотную математическую речь.
Инструментарий урока (технологии, методы работы, приемы): фронтальная работа, групповая, частично-поисковый метод; индивидуальная работа, работа парами.
Используемые электронные образовательные ресурсы: презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Сегодня у нас урок обобщения по теме «Деньги и инфляция». Чтобы вы вспомнили основные термины нашей темы, я предлагаю такую работу:
У нас на доске кроссворд, на первый взгляд он необычный, так как он уже заполненный.
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
г |
и |
п |
е |
р |
и |
н |
ф |
л |
я |
ц |
и |
я |
|
|
н |
|
ф |
|
|
ь |
|
|
|
е |
|
|
|
|
ф |
|
ф |
|
|
г |
|
м |
о |
н |
е |
т |
а |
|
л |
|
и |
|
|
и |
|
|
|
а |
|
|
|
|
я |
|
ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
т |
о |
в |
а |
р |
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание заключается в следующем: ученики одного ряда подбирают вопросы, используя слова кроссворда, а ученики другого ряда – отвечают на поставленные вопросы. (Желательно, чтобы последний вопрос был о деньгах)
Например, что такое гиперинфляция? (-очень быстрый рост цен)
- Что за собой ведет дефицит товара (спрос становится больше, а цена -выше)
- Когда впервые появились монеты?
- Как повлияет повышение цены на спрос? ( - спрос уменьшится)
- Когда появились бумажные деньги в России? (при Екатерине 2, в 1769г)
А сейчас у меня в руке поднос, на котором есть предметы: чай, кофе, пачка соли, золото, рыба, мех. Я предлагаю ответить на такой вопрос, Что же объединяет все эти товары. Дети отвечают, что каждый из этих товаров, в разное время , в разных странах выполнял функцию денег.
Сообщение ученика (прилагается)
-А что же такое деньги? (- Деньги особый вид товара, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги)
- Но деньги возникли не случайно, наверно была необходимость в них? (- Бартер был неудобен, люди поняли, что нужны деньги).
- Каковы же функции современных денег?
-средство обмена
- средство измерения
- средство сбережения.
Здесь я хочу позволить себе лирическое отступление. Я зачитаю отрывок из произведения А. С. Пушкина «Скупой рыцарь». А вы мне скажете, о какой из этих функций говорит герой этого произведения.
Деньги? - деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
- Правильно , именно средство накопления имел в виду герой.
- И опять у меня в руке поднос. На этом подносе деньги. Прежде, чем мы увидели те деньги, которыми мы пользуемся сейчас, денежная система претерпела многие изменения. Предлагаю старые купюры (1961г.) В чем особенность этих денег ?.
(- Эти деньги обеспечивались золотом. Сейчас товарооборот велик. Наличие денег на руках огромно. Никто не может гарантировать золотой запас бумажным деньгам. Золото отдалилось от бумажных денег. Это - товар)
Покупательная способность этих и современных денег одинакова?
(-Нет. На те деньги можно было купить большее количество товаров и услуг, потому что произошла инфляция )
- Что такое инфляция? (-период времени, на протяжении которого растут цены)
- Гиперинфляция? (-очень быстрый скачок цен)
-Какие бы времена тяжелыми не были, какая бы инфляция у нас не была, находятся люди, которые готовы прийти на помощь. Например, в недавнем прошлом выпускник нашей школы М. Кусаев несколько лет подряд организовал поездки в с. Нар – на Родину Коста. Библиотеке была оказана помощь тоже от бывших выпускников. В проведении новогодних праздников нам помог Владимир Матвеевич Кукуй. Ну, и наверное среди вас есть будущие предприниматели и бизнесмены, никогда не забывайте тех людей, которые могут нуждаться в вашей помощи.
III. -Мы все повторили , а сейчас я предлагаю вам задания на знание экономической лингвистики – путем перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте экономические определения
Выполнение заданий по презентации ( прилагается)
IV. – Закрепление (выполнение теста)
V. Итоги:
Как возникли деньги?
Что такое деньги?
Что такое инфляция?
VI. Рефлексия
VII. Объявляются оценки