ПОУ Великий и могучий русский язык

2
0
Материал опубликован 31 August 2021


Содержание


Раздел 1

«Комплекс основных характеристик образования». 

страницы

1.1

Направленность дополнительной общеобразовательной программы


1.2

Актуальность


1.3

Педагогическая целесообразность


1.4

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ


1.5

Адресат программы


1.6

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы


1.7

Формы обучения


1.8

Режим занятий


1.9

Особенности организации образовательного процесса


1.10

Цель программы


1.11

Задачи программы


1.12

Учебный план


1.13

Содержание программы


1.14

Планируемые           результаты


Раздел 2

 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»


2.1

Календарный учебный график программы


2.2

Условия реализации программы


2.3

Формы аттестации


2.4

Оценочные материалы


2.5

Методические материалы


2.6

Список литературы






















Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования»


    1. Направленность программы: социально-гуманитарная

Программа «Великий и могучий язык» предназначена для проведения занятий, не входящих в рамки основной образовательной деятельности (в рамки основных образовательных программ (учебных планов).

Направленность программы:  формирование в сознании школьника целостной научной картины мира с опорой на интеграцию учебных предметов в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

1.2.      Актуальность.

Данный курс позволит показать учащимся, как увлекателен и разнообразен, неисчерпаемый мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Система представленных заданий на занятиях позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

  1.3       Педагогическая целесообразность.

Особенности данного курса в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания развивающего  характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей, умений и навыков.

Систематический курс, построенный на таком разнообраз­ном материале, создает благоприятные возможнос­ти для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное вы­полнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются умения: самостоя­тельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек­та. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон­троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

Логически-поисковые задания:

В 4 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания:

Материал, включенный в программу, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти:

Также вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.

Тренировка зрительной памяти:

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей:

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.


В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель занятия. Его структура включает в себя четыре этапа:


1.Этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

2.Этап. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе идет формирование и усовершенствование психических механизмов на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов),ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.

3.Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

4.Этап. Решение творческих задач. Задачи можно разделить на два типа: первый – собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной, они требуют большей или  полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний; второй – задачи повышенной трудности интегративного характера, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

1.4. Отличительные особенности программы.

Рабочая программа курса «Великий и могучий язык» для 4 класса  составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методических пособий.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Великому и могучему языку» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

Знание языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Великого и могучего языка» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, «Великий и могучий язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

         1.5 Адресат программы

    Реализацией данной программы достигается основная цель обучения - рас­ширение зоны ближайшего развития ребёнка и последователь­ный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону ак­туального развития.

На занятиях реализуются межпредметные связи по развитию познавательных способностей: с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Количество детей в группе от 8 до 15 человек.

        1.6 Уровень программы, объем и сроки.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на 30 часов в год.

Требования к уровню подготовки учащихся:

- осознавать роль речи в жизни человека;

-проявлять интерес к изучению родного языка;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-сравнивать и группировать полученную информацию, планировать, комбинировать и рассуждать.

-делать выводы в результате самостоятельной работы в группах, парах;

-слушать и понимать речь других;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-распознавать изученные орфограммы, «синонимы, антонимы» приводить их примеры;

-уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;

-творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, ребусов, использовать воображение.

         1.7 Форма обучения.

Очная, т.к. обучение осуществляется в школе МОУ СШ №85  Дзержинского района Волгограда по установленному расписанию при взаимодействии педагог-ученик.

1.8 Режим занятий.

Программа рассчитана для детей 10-11 лет на 9 месяцев обучения. Занятие проводится один раз в неделю. Для данной группы продолжительность занятия 40 минут, проводится 1 занятия в неделю, в течение 9 месяцев 30 занятий, 30 часов.

         1.9 Особенности организации образовательного процесса.

В программе используется следующие группы форм организации обучения:

  • По количеству детей - коллективная форма занятия, проводится фронтальная форма работы педагога со всеми детьми группы в количестве от 8 до 15 человек.
  •  По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – беседа, мастер-класс.
  • По дидактической цели – практическое занятие. Большую часть занятия дети выполняют задание, занимаются практической деятельностью. Объяснение материала и показ приемов работы проводится вначале занятие, где дети рассматривают образец, делая его анализ, составляют план работы, и в ходе выполнения работы, где педагог показывает приемы выполнения задания, корректирует деятельность ребенка.
  • По составу группы – в основном постоянный, в течение года возможно включение в списочный состав обучающихся вновь поступивших детей.

Кроме выше перечисленного в работе используются и другие формы обучения:

-практикум;

-внеклассные занятия;

-работа учащихся в группах, парах;

- индивидуальная работа.

1.10 Цель программы.

Главной целью программы является на занимательном грамматическом материале вызвать интерес у младших школьников знания к языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествия на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

- способствовать развитию интереса к  языку как к средству общения;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- способствовать развитию смекалки и сообразительности.

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

          1.11 Задачи программы.

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • Развитие коммуникативных умений, диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • Развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
  • Развитие интереса к языку;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Развитие связной устной и письменной речи;
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова;
  • Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

           1.12 Учебный план.

Название модуля

Теория/

практика

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт


Великий и могучий язык. Дорога к письменности.

теория

1




Культура речевого общения.

теория практика

1




Признаки текста. Построения текста.

теория практика

1




В мире предложений.

теория практика

1




Главные и второстепенные члены предложения.

теория практика

1




Распространённые и нераспространенные предложения.

теория практика

1




Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции.

теория практика

1




Заимствованные слова. Слова пришельцы.

теория практика

1




О словах разнообразных, одинаковых и  разных.

теория практика

1




Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов.

теория практика

1




Путешествие в страну Звуков и Букв.

теория

1




Буквы всякие важны, буквы всякие нужны.

теория практика

1




Ударение над гласной может сделать букву ясной.

теория практика

1




Коварные словарные слова. Опасные согласные.

теория практика

1




Звонкие и глухие «двойняшки».

теория практика

1




Старые знакомые Ъ и Ь.

теория практика

1




Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?

теория практика

1




Как «справиться со сложными словами»?

теория практика

1




Правописание буквосочетаний.

теория практика

1




Способы проверки написания букв.

теория практика

1




Путешествие в мир имени существительного.

теория практика

1




Глаголы-труженицы.

теория практика

1




В мире прилагательных.

теория практика

1




Всё о местоимениях.

теория практика

1




Предлоги – наши помощники.

теория практика

1




Учимся вежливости. Формы приветствия и прощания, Формы обращения с просьбой. Формы выражения извинения.

теория практика

1




Написание сочинения «Письмо из будущего».

теория практика

1




Игры для пополнения словарного запаса детей. Игра «Кто быстрее?».

теория практика

1




Проверь себя. Тест-игра.

практика

1




Проект «Путешествие в страну великого языка».

практика

1




Итого:

30











1.13 Содержание программы.

Тема занятий

Способ выполнения

Вид работы




Великий и могучий язык. Дорога к письменности.

теория

беседа, рассказ



Культура речевого общения.

теория практика

беседа, показ примеров и образцов



Признаки текста. Построения текста.

теория практика

беседа, работа над предложениями



В мире предложений.

теория практика

рассказ, игра



Главные и второстепенные члены предложения.

теория практика

рассказ, коллективная работа



Распространённые и нераспространенные предложения.

теория практика

беседа, работа с карточками



Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции.

теория практика

работа в парах



Заимствованные слова. Слова пришельцы.

теория практика

рассказ, творческие задания



О словах разнообразных, одинаковых и  разных.

теория практика

рассказ, творческие задания



Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов.

теория практика

познавательная беседа, графический рисунок по образцу, заполнение рисунка словами



Путешествие в страну Звуков и Букв.

теория

беседа, рассказ



Буквы всякие важны, буквы всякие нужны.

теория практика

беседа, показ примеров и образцов, рассуждение.



Ударение над гласной может сделать букву ясной.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Коварные словарные слова. Опасные согласные.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Звонкие и глухие «двойняшки».

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Старые знакомые Ъ и Ь.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Как «справиться со сложными словами»?

теория практика

беседа, показ примеров и образцов, рассуждение.



Правописание буквосочетаний.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Способы проверки написания букв.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Путешествие в мир имени существительного.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Глаголы-труженицы.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



В мире прилагательных.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Всё о местоимениях.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Предлоги – наши помощники.

теория практика

Показ карточек, объяснение примеров, индивидуальная работа



Учимся вежливости. Формы приветствия и прощания, Формы обращения с просьбой. Формы выражения извинения.

теория практика

рассказ, коллективная работа



Написание сочинения «Письмо из будущего».

теория практика

рассказ, коллективная работа



Игры для пополнения словарного запаса детей. Игра «Кто быстрее?».

теория практика

рассказ, коллективная работа



Проверь себя. Тест-игра.

практика

самостоятельная работа



Проект «Путешествие в страну великого языка».

практика

работа в группах


    1. Планируемые результаты.

   Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.

   Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.


Личностные результаты

Метапредметные (универсальные) результаты

Предметные результаты

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
  • Работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения занятий).

Учащиеся должны уметь:

- формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

- формировать умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- осознать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- освоить первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;

- формировать умения опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих форму аттестации»

2.1. Календарный учебный график программы.

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год



30 недель

30 часов

1 раз в неделю по 1 учебному часу

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение: для проведения занятий кабинет оснащен учебными столами (13 шт.), стульями (26 шт.), доской (1 шт.)

Средства необходимые педагогу:

Информационное и техническое оборудование:

 · компьютер с художественным программным обеспечением

          ·  дополнительная литература для педагога:

2.3. Формы аттестации.

В течении года учащиеся выполняют практические задания самостоятельно, коллективно, с помощью учителя согласно программе курса.

2.4. Оценочные материалы.

По итогу выполнения заданий учитель делает оценку выполнения практической части каждого занятия.

Уделяется внимание каждому ребенку и проводится анализ работы с последующими рекомендациями.

2.5. Методические материалы.

С помощью наглядных примеров учитель показывает учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивает умение употреблять в речи «вежливые» слова.

Учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

2.6. Список литературы

Для учителя:

1.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012 г.

2.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 2013 г.

3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

 4.Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского     языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.

5.Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.

6.Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом. Учебно-методический комплект. ФГОС.- 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

7.Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.

8.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.

9.Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-    4 классов) М.: ВАКО, 2005.

10.Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.

11.Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

12. Полякова А.В. Творческие учебные занятия по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.

13. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей.- М.: ОЛМА МедиаГрупп, 2009.-224с.,ил.

14.Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение»,1991г.

15. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы – М.: АЙРИС –пресс, 2016: ил.


Образовательные электронные ресурсы:

  1. Видео уроки, тренажеры и тесты по русскому языку для школьников и преподавателей. URL:  https://interneturok.ru/subject/russian/class/2  Дата доступа: 18.12.2020г.
  2. Основные правила грамматики русского языка. URL: https://petroleks.ru/gramota/. Дата доступа: 18.12.2020г.


Для учащегося:


1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 2013 г.


Для родителей:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.