Презентация по литературе «Повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель"» (9 класс)
Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
История создания В письме другу П. Плетневу Пушкин писал: «... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется» Пять повестей были объединены вымышленным лицом автора Иваном Петровичем Белкиным, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Эпиграф ко всем повестям взят из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне») Пушкин скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков Главная задача: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)» …кто же этот Белкин… «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».
Сюжет и композиция Ф.М. Достоевский: «Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно…нет сквозного персонажа (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания…объединяются, во-первых, фигурой повествователя — Белкина; во-вторых, тем, что все они рассказаны…называю такую форму, пользуясь опытом последующей русской прозы, романом- циклом».
Род, жанр, творческий метод «Повести и романы читаются всеми и везде», — отмечал Пушкин. Повести являются началом русской высокохудожественной реалистической прозы. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. В цикле центр и вершина — «Станционный смотритель». Это маленький, сжатый роман, породивший повесть Гоголя «Шинель».
Тематика Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Катехи́зис — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. Повесть «Станционный смотритель» — самое грустное и самое сложное произведение цикла. Автор связывает историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла (картинки «с приличными немецкими стихами», изображающие библейскую легенду о блудном сыне) Пушкин открыл в «маленьком человеке» сострадательную и чуткую душу, наделенную даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Идея В.Г. Белинский: «…Читаешь — мило, гладко, плавно: прочитаешь — всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа)…они не художественные создания, а просто сказки и побасенки» Из письма Л.Н. Толстого П.Д. Голохвастову: «Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю…не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение»
Характер конфликта В повести «Станционный смотритель» — униженный и печальный герой, финал — в равной степени и скорбный и счастливый Характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла «Маленький человек» — это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели. Эта повесть учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать.
Основные герои. Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса». «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». Главные герои повести: Самсон Вырин, Дуня, гусар Минский.
Самсон Вырин. Станционный смотритель, около 50 лет. Родился примерно в 1766 году, в крестьянской семье. Cлужил в Измайловском полку. Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора.
В начале повести - свежий и бодрый, общительный и не озлобленный. В начале повести - свежий и бодрый, общительный и не озлобленный. В конце повести - заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. Дуня — его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал. Поступок дочери сломил Самсона.
Дуня. Дочь Самсона Вырина. Мастерица на все руки. Вступала в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Она выбрала жизнь с любимым человеком, вместо жизни с отцом. Она вспоминает отца только тогда, когда сбылось всё, о чем она мечтала.
Гусар Минский. Знатен и богат, служил на Кавказе. Довольно хитер, он обманывает простодушных свои хозяев и претворяется больным. Он не бросил Дуню на произвол судьбы после того, как увез ее у отца, это говорит о его добром сердце, способном любить.
Фетисова Елена Николаевна
Кашина Ася Васильевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Кашина Ася Васильевна