12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьмина Ольга Анатольевна21
6

«Повесть П.П. Бажова “Дальнее-близкое” как исторический источник для изучения г. Екатеринбурга конца XIX – начала XX веков».

Автор: Кузьмина Ольга Анатольевна,

учитель истории, заместитель директора,

МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург, Свердловская обл.


Вид авторской работы: методическая разработка. Направление работы: «Обучение восприятию информации текста на уроках различных учебных дисциплин». Учебные предметы: «Индивидуальный проект», «Литература», «История» (10 класс).

Тема занятия: «Повесть П.П. Бажова “Дальнее-близкое” как исторический источник для изучения г. Екатеринбурга конца XIX – начала XX веков».

Цель: комплексная характеристика художественного произведения во взаимосвязи литературы с историей; формирование и развитие читательской грамотности лицеистов.

Задачи: проанализировать повесть П.П. Бажова «Дальнее-близкое», составить алгоритм для характеристики города, показать, что художественное произведение может рассматриваться как исторический источник для изучения социально-экономического и культурного развития Екатеринбурга к. XIX – н. XX вв.; показать, что творчество писателя сопоставимо с исследовательской деятельностью историка.

Сценарий урока.

Раздел: «Научное исследование. Отличие научного исследования от проекта». Занятие: «Историческое исследование» (2 часа).

Краткая характеристика повести П.П. Бажова «Дальнее-близкое»: формат текста – сплошной; содержательная область и вид текста – чтение для личных целей (художественная литература); тип текста – повествование; уровень сложности – высокий.

Педагогическая технология: технология проектно-исследовательской деятельности; приемы и методы – мини-исследование.

Вовлечение учащихся в деятельность: на занятии реализуется комплексный системно-деятельностный подход, учащиеся решают проблемную задачу – исторический анализ повести.

Формы работы с художественным произведением: чтение и понимание текста, анализ, систематизация, разработка алгоритма, характеристика, цитирование, аргументированная оценка прочитанного.

Характеристика планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные: использовать различные приёмы систематизации учебного материала, строить суждения о произведении с опорой на исторические факты [3].

Метапредметные: группы читательских действий: находить и извлекать информацию; интерпретировать информацию (понимать фактологическую информацию: сюжет, последовательность событий; понимать смысловую структуру текста: определять тему, главную мысль; понимать значение неизвестных слов; формулировать выводы); осмысливать и оценивать содержания и форму текста (оценивать полноту, достоверность информации; высказывать и обосновывать собственную точку зрения); использовать информацию из текста (выявлять связь между прочитанным и современной реальностью) [4].

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; воспитание уважения к культуре [2].

Этапы урока:

1. Фронтальная беседа «Отличие научного исследования от проекта» по вопросам из таблицы №1 и схеме «Историческое исследование» (см. Приложение 1, 2).

2. Сообщение учащегося «История создания повести». Краткий вариант: Первый набросок повести был дан Бажовым в очерке «Наш город», опубликованном в сборнике «Свердловск», Свердлгиз, 1946. В законченном виде повесть вышла отдельным изданием в «Библиотеке Огонек» и в журнале «Уральский современник». Повесть является продолжением детской повести «Зелёная кобылка» (1939).

3. На основе повести (после детального анализа материала произведения, его систематизации, классификации) учащимися составляется алгоритм раскрытия социально-экономического и культурного развития города Екатеринбурга – индивидуальная работа, затем – обсуждение результата в группах (см. алгоритм в таблице ниже).

4. Характеристика города Екатеринбурга по алгоритму на основе анализа повести. Ученики работают в группах, проводят мини-исследование (6 групп характеризуют: №1-2 экономику; №3-4 – социальное развитие; №5-6 – культуру). Представление результатов работы (устно) – четные группы; дополнения, уточнения – нечетные группы. Обучающиеся участвуют в обсуждении (дискуссии) и высказывают аргументированное мнение (уважают противоположную точку зрения).

Общий результат соотносится с образцом, составленным педагогом (см. Таблицу).


Алгоритм

Характеристика города

Экономическое развитие Екатеринбурга

Промышленность

1.1. Заводы

Верх-Исетский завод [1, с. 157, 181];

Салотопенные заводы [1, с. 142] (принадлежали екатеринбургским купцам, находились на ул. Архиерейская – Чапаева; когда-то это место называлось Заимкой);

Мыловаренные заводы [1, с. 143];

Свечной завод (находился между Челябинским трактом и Полевской дорогой; «там воск в больших чанах топят, потом в воду спускают, воск застывает пластинками вроде стружки. Эту восковую стружку раскидывают на большие решета и отбеливают на солнце как холсты» [1, с. 195];

Шувакинский завод [1, с. 169 ];

Мастерские [1, с. 157].

1.2. Продукция заводов

железо (кровельное, шабальное, шинное, подковное); Екатеринбург – «железный город» [1, с. 163]: «на железе родился, железом опоясался и железом кормится» [1, с. 127]; подковы; котлы; сковородки; вьюшки; заслонки; печные дверки; проволока; гвозди; топоры; пилы; кунганы; сало, мясо; мыло; свечи;

Торговля

2.1. Места торговли

торговые площади – Щепная (лавки; палатки; лабазы с навесами) [1, с. 151], Главная торговая площадь [1, с. 161]; Конная – «в наш город со всех заводов за лошадьми собираются» [1, с. 163];

рынки – Хлебный «с его постоянной сутолокой и шумными обжорными рядами» [1, с. 160] (существовал до 1930-х гг., в 1948 -1952 гг. на этом месте был разбит парк);

ярмарки (конная ярмарка) [1, с. 163];

магазины (меховой магазин; продажа золотых изделий и драгоценностей) [1, с. 161];

гостиные дворы;

«толкучка» на Коковинской улице [1, с. 152];

торговля с телег «торговля овощами» [1, с. 170];

кабаки («Семеновская ловушка» – «обдурили у Семенова»), трактиры (Селетихина – «раздели у Селетихи»), харчевни (Корякова, «Столярихина ловушка») [1, с. 142];

торговые склады (во дворах Отрясихинской – ныне ул. Радищева и Уктусской улиц; часть старых складов и амбаров сохранились здесь до настоящего времени);

2.2. Промышленные товары:

телеги; кошевки; санки; сундуки; зеркала; обои; пояски; ленты; платки; картузы;

2.3. Продовольственные товары

соль (главный поставщик граф Строганов); мак; сахар; баварский квас; мука и хлеб (торговля хлебом и мукой – основное средство обогащения для купцов – предпринимателей второй половины XIX в.); зерно; фрукты и ягоды: яблоки; дыни; груши; виноград; вишня; слива; арбузы (продавцы – казанские татары) [1, с. 170]; овощи: картофель, капуста (продавали с телег на «зеленом базаре»);


Инфраструктура

3.1. Здания

здание пассажирского вокзала и грузового вокзала – «Второго Екатеринбурга» [1, с. 162]

3.2. Транспорт

железнодорожный: «чугунка» [1, с. 161, 164] – пассажирские и товарные поезда: «…движение пассажирское было очень слабое. За сутки проходило лишь два пассажирских поезда: в час дня уходил на Пермь, в три часа – на Тюмень. Составы были невелики, но места любого класса имелись в избытке»;

гужевой: пролётки; экипажи; парные коробки; тройки;

3.3. Дороги

железная дорога: направления – Пермь, Тюмень, начато строительство железнодорожной ветки на Челябинск [1, с. 167];

гужевая дорога: Сибирский тракт; Челябинский тракт; Московский тракт; Полевская дорога; дорога в Верх-Исетск «сделана подрудком и горным песком, дававшими красноватую пыль» [1, с. 144, 148].


Социальное развитие

1. Социальный состав городского населения

князья (Гагарин, Солнцев); мещане; советники; купцы (купеческие братья, племянники); потомственные граждане; мастеровые («мастеровые вдовы»); солдатские дети; урочник;

2. Образ жизни (быт и нравы отдельных категорий населения)

квартира Алчаевского: шкафы, полки, столы и стулья, забитые книгами; волчья шкура; лосиные рога на стене;

ружьё, большой кинжал; микроскоп, куски руды, кости;

кровати, «застеленные чем-то необыкновенно красивым»;

3. Социальные проблемы

жилищный вопрос: «теснота», «квартиры дороги»; «земля в нашем городе дорожает сотнями рублей в год» [1, с. 159, 163]; поляризация общества: богатство с одной стороны, нищета – с другой;

Культурное развитие города

1. Внешний облик

1.1. Улицы, площади (см. Приложение 3).

1.2. Сады, рощи, водоемы (см. Приложение 4):

Верходановский сад («занимал большую часть квартала между нынешними улицами 8 марта и Разина. Вдоль улиц Декабристов и Разина шли аллеи старых плакучих берёз, к улице 8 марта примыкал участок, засаженный частью хвойными, среди которых было несколько кедров, и частью молодыми липами в возрасте 15–20 лет») [1, с. 194]; Монастырская роща (занимала огромную площадь, обнесённую с трёх сторон каменной стеной); сады на спусках около харитоновского и турчаниновского домов; озера: Шувакиш; два небольших (безымянных) озерка Верходановского сада [1, с. 168, 194]; пруды: Заводской пруд (Большой и Малый конные мысы, остров Баран); Верх-Исетский пруд («около Нагорной церкви» [1, с. 183]; Основинские прудки.

2. Архитектура города

2.1. Административные здания: городская тюрьма – «замок»; ипподром; Верх-Исетский госпиталь – «белое каменное здание» и здание городской больницы; вокзал и железнодорожные здания (привокзальная площадь); Старый гостиный двор – «тяжелое сооружение, с навесом на неуклюжих каменных столбах» (находился на Торговой площади или Кафедральной) и Новый гостиный двор; Нуровский приют с домовой церквушкой – «двухэтажное каменное здание на месте, где ныне выстроено здание геологического музея»; каменные склады Соломирского и наследников Турчанинова [1, с.146, 147, 148, 153, 161, 167].

2.2. Жилые дома (см. Приложение 5).

2.3. Культовые сооружения: церковь на Главном проспекте: «Окрашенная в голубой цвет, обнесенная довольно тесной оградой с чахлыми деревьями, не привлекла внимания. Церковь как церковь»; монастырь (Ново-Тихвинский женский монастырь): «Его собор с широким куполом издали походил на большой башкирский малахай, поставленный среди сада»; кладбищенская церковь «с обширной каменной оградой»; церковь на ул. «8-го марта» – «коричневая церковь»; Нагорная церковь: «…колокольней церкви пользовались не только для церковного звона, но и как пожарной вышкой» [1, с. 141-181] (см. Приложение 6).

2.4. Гидротехнические сооружения: Никольский мост; Царский мост – «красивый каменный мост с чугунными перилами между каменных столбов» [1, с. 144].


5. Подведение итогов. Таким образом, в автобиографической повести П.П. Бажова «Дальнее-близкое» вдумчивый читатель сможет увидеть законченный портрет г. Екатеринбурга к. XIX – н. XX вв.: его экономический уклад (промышленность, торговля, транспорт, дороги), социальное развитие (социальный состав городского населения; образ жизни различных слоев общества, некоторые социальные проблемы), культуру (внешний облик города, улицы и площади, архитектура). Повесть можно рассматривать как бесценный исторический источник по истории Урала.

6. Рефлексия и самооценка (см. Приложение 7, 8).

7. Домашнее задание. Разработать виртуальную экскурсию «Образование Екатеринбурга на рубеже XIXXX веков» (по повести П.П. Бажова) в форме презентации, видеоролика, буклета и пр.

Литература

Бажов П.П. Дальнее-близкое / Бажов П.П. Сочинения в трёх томах. – Т. 3. – М.: Правда, 1986. – С. 125-198.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06. 2016 г. № 2/16-з).

Универсальный кодификатор. Литература. 10-11 классы. – ФИПИ, 2021.

Читательская грамотность // Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности. М., 17-18 декабря 2019.

Приложение 1

t1709365219aa.jpg

Приложение 2


Схема «Историческое исследование»


t1709365219ab.jpg


Схема составлена автором


Приложение 3


Старые и новые названия улиц Екатеринбурга


Старые названия Современные названия
Александровский проспект Вознесенский проспект Главный проспект

Загородная-1

Загородная-2

Загородная-3

Загородная-4

Ключевская

Коковинская

Московская

Сибирский тракт

Спасская

Уктусская (Троцкого)

Усольцевская

Декабристов Карла Либкнехта

Проспект Ленина

Фурманова

Фрунзе

Шмидта

Щорса

Ерёмина

Шейнкмана

Московская

Куйбышева

Разина

8 Марта

Сакко и Ванцетти




Площади и парки


Старые названия

Современные названия

Кафедральная площадь

Площадь 1905 года

Вознесенская площадь

Комсомольская площадь

Хлебная площадь

Территория дендрологического парка-

выставки на ул. 8 Марта

Коковинская площадь

Территория бывшего Центрального колхозного рынка

Щепная площадь

Территория спорткомплекса «Юность»

Архиерейский сад

Сквер тубдиспансера на ул. Чапаева

Верходановский сад

Территория между улицами 8 Марта,

Декабристов и Чапаева


Приложение 4

Водоемы

t1709365219ac.jpg

t1709365219ad.jpg


Приложение 5

Архитектура: жилые дома

t1709365219af.jpg

t1709365219ag.jpg

t1709365219ah.jpg

Приложение 6

Архитектура: культовые сооружения

t1709365219ai.jpg

t1709365219aj.jpg



Приложение 7


Лист самооценки для учащихся 10 класса

Проверяемые предметные требования к результатам обучения по предмету «Литература»

Баллы

0 баллов

1 балл

2 балла

1. Умение самостоятельно определять цель деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать возможные ресурсы для достижения поставленной цели и реализации плана деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях




2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты




3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания




4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации, умение ориентироваться, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из источника




5. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения




6. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения




Баллы: от 0 до 12.

Перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале: 10-12 баллов – отметка «5»; 7-9 баллов – отметка «4»; 4-6 баллов – отметка «3».

Лист самооценки составлен автором на основе Универсального кодификатора, разработанного ФИПИ, 2021 г. [3].


Приложение 8


Стихотворение ученицы лицея Титаренко Ксении


Мой город



О, город мой, красивый, славный город!

Хочу сегодня я сказать тебе,

Что я тебя люблю, и ты мне очень дорог,

Ты – самый лучший город на Земле!



Твои проспекты, улицы, аллеи…

Ну, как все это можно не любить,

И разве может что-то быть милее?

Мне никогда тебя не позабыть.



А как же позабудешь, если здесь

Я первый раз сказала слово «мама»,

Училась здесь ходить и понимать друзей,

И книгу первую здесь прочитала?



Как ночью, город, ты прекрасен

Под светом желтых фонарей.

Твой вид величествен и ясен,

Красой пленишь ты всех людей.



За то, что здесь учусь, живу,

«Спасибо», – городу скажу.



13



Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.03.24 в 12:57 0Ответить Пожаловаться
Какая замечательная разработка!!!
Интересно! Содержательно! Познавательно!
Отличная структура публикации!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.