Повышение квалификации педагогических работников в области современных цифровых технологий
Повышение квалификации педагогических работников в области современных цифровых технологий
Е.С. Шутова, заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 99 г. Челябинска»
Эффективный учитель перестраивает свою стратегию
преподавания в соответствии с потребностями учеников.
Он не использует только ему удобные практики.
Альма Харрис
Современный педагог находится сегодня в поисках активных инновационных технологий, чтобы подготовить своих учеников и сделать их конкурентоспособными в быстро меняющимся мире. Непрерывное профессиональное обучение это известная истина и актуальна сегодня. Непрерывное образование должно всегда быть приоритетным направлением в деятельности педагога. А система повышения квалификации создает условия для самореализации педагога, развитию его ключевых компетенций. Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности путем исследовательской деятельности. Приходит формула «образование через всю жизнь» и уход от «образование на всю жизнь». Таким образом, система повышения квалификации предоставляет возможность педагогу формировать индивидуальную траекторию и получить профессиональную подготовку, которая потребуется для дальнейшего роста. Постоянное развитие самой системы позволит обеспечить восприимчивость образования к внешним запросам образования.
Надо отметить, что в нашей школе сложилась своя модель организации непрерывного образования и внутришкольной системы повышения профессиональной компетенции через различные формы:
курсы повышения квалификации, как очно, так и дистанционно, на базе различных образовательных организаций и образовательных платформ;
практико – ориентированные семинары на базе школы;
тематические педагогические советы;
диссеминация педагогического опыта через семинары и конференции различного уровня, публикации, сетевые сообщества;
участие в вебинарах и видеоконференциях;
внутренний коучинг и т.д.
Сегодня везде уделяется пристальное внимание таким понятиям, как «цифровая грамотность», «цифровое образование», «цифровая образовательная среда». В настоящее время цифровизация практически охватывает все области жизнедеятельности человека, соответственно растет потребность в работниках, обладающих профессиональными компетенциями в сфере цифровых технологий. Встает вопрос о необходимости подготовки таких специалистов.
В связи с этим возрастают требования и к профессиональной подготовке педагогов, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях цифровизации.
Педагогам необходимы дополнительные знания и навыки, чтобы ориентироваться в новых информационных и коммуникационных технологиях и цифровых инструментах, а для создания цифровой образовательной среды в образовательном учреждении и успешного осуществления образовательной деятельности педагог должен обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в этой сфере.
Сайт EducatorsTechnology опубликовал список необходимых цифровых педагогических компетенций современного педагога. Всего в списке десять цифровых навыков:
Находить и оценивать учебные онлайн - материалы;
Создавать визуально интересные материалы;
Создавать виртуальные площадки для своего класса: блоги, сайты, wiki-платформы;
Уметь эффективно искать информацию в сети;
Использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
Рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
Создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
Создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент;
Использовать онлайн - инструменты для внедрения современных педагогических практик: перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и.т.д.
Налаживать связи с другими преподавателями.
Педагоги понимают необходимость овладения этими компетенциями и активно включаются в обучение и самообразование в этом направлении.
В школе было проведено исследование готовности педагогов к работе в цифровой среде - проводился анализ сформированности пользовательской и предметно-педагогической ИКТ - компетентностей. Результаты анкетирования показывают, что выросло количество педагогов, владеющих основными навыками работы на компьютере, в сети Интернет, принимающих участие в деятельности профессиональных сетевых сообществ. При этом возросла востребованность в освоении приемов работы с инфографикой, навыков разработки и проведения вебинаров, записи и редактирования видео, создания учебного контента для дистанционных курсов.
Учитывая результаты анкетирования и запросы по освоению информационных технологий, система повышения профессиональной компетенции педагогических работников школы в настоящее время ориентирована на область цифровизации образования. В рамках данного направления предусмотрено обучение педагогических работников современным цифровым решениям, интегрируемым в современных педагогических подходах и технологиях. Ожидаемый результат: высокий профессиональный уровень педагогов в области работы с цифровыми устройствами, владение педагогическими технологиями и методами использования информационных образовательных ресурсов, таких как организация образовательной деятельности на базе «облачных» сервисов, технологии электронного и смешанного обучения, дистанционных и on-line курсов, мобильного обучения с использованием цифровых гаджетов и соответствующих учебных приложений и программ.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что цифровую образовательную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры, интерактивные доски, мультимедийный проектор и другое цифровое оборудование, сколько уровень применения цифровых технологий во всем образовательном процессе и степень включения школы в единое информационное пространство.
.Главная задача нашей школы на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагировать на изменения, происходящие в мире. От уровня его профессиональной компетентности, способности к профессиональному развитию, личностных качеств напрямую зависят результаты успешности наших учеников.