Программа повышения квалификации «Компьютерные технологии в музыке»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Программа повышения квалификации
«Компьютерные технологии в музыке»
Иркутск, 2016
Разработчик программы: Киселев С.Н., преподаватель дисциплины «Компьютерные технологии в музыке»
Срок реализации программы: 72 часа
Контингент слушателей: учителя музыки, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования в области музыки.
Рецензент:Е.В. Филиппова – старший преподаватель кафедры профессионального образования Иркутского института повышения квалификации работников образования
Краткая аннотация
Программа повышения квалификации работников образования разработана в соответствии с ФГОС по специальности 050130 Музыкальное образование. Программа адресована педагогическим и музыкальным работникам, организующим образовательный процесс с детьми дошкольного и школьного возраста.
1. Цели, задачи и порядок реализации Программы
Дополнительная профессиональная программа (далее – ДПП, Программа) «Компьютерные технологии в музыке» адресована учителям музыки и музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, работающим в сфере музыкального искусства.
Цель программы – приобщение слушателей к неограниченным музыкальным возможностям компьютера, использование его в своей профессиональной деятельности для решения самого широкого круга задач: развития музыкальных способностей, творческого самосовершенствования, воспитания художественного вкуса, формирования разносторонних познавательных интересов и стиля мышления, соответствующего требованиям современного информационного общества.
Задачи программы. Программа направлена на решение следующих задач:
- получение новых знаний в области компьютерных технологий в музыке;
- изучение существующих музыкальных программ, возможности их использования в профессиональной и педагогической деятельности;
- совершенствование умений в практической музыкально-творческой и педагогической деятельности на основе использования компьютерных технологий.
К освоению Программы допускаются:
– лица, имеющие среднее или высшее профессиональное образование.
Реализация Программы направлена на качественное изменение сформированных у слушателей компетенций в рамках имеющейся квалификации, осуществляемое в результате обучения, а также на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации через получение специальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
Содержание Программы и отдельных ее структурных компонентов (модулей) направлено на достижение планируемых результатов ее освоения.
Содержание Программы учитывает:
– ФГОС по специальности 050130 Музыкальное образование;
– квалификационные требования, указанные в ЕКС по должности «преподаватель»;
– квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по занимаемой должности.
Особенности построения Программы. Программа «Компьютерные технологии в музыке» построена на модульном принципе предоставления содержания образования и конструирования учебного плана. В структуре Программы три модуля: «Нотные редакторы», «МИДИ (цифровой интерфейс музыкальных инструментов)», «Аудио обработка звука». Каждый модуль обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, в том числе и получение новых специальных компетенций, если это заявлено в рабочей программе модуля.
Для реализации Программы предусмотрена очная форма обучения.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Сроки освоения Программы. Срок освоения Программы в полном объеме – 72 часа.
Успешность прохождения программы обеспечивается реализацией ряда принципов:
целостного подхода к обучению (способствует усвоению знаний как практически переживаемого опыта);
активной коммуникации;
расчлененности педагогических действий (определяет последовательность овладения нотными редакторами, цифровым интерфейсом музыкальных инструментов, аудио обработкой звука);
аспектного подхода (позволяет учесть особенности педагогической деятельности).
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, дискуссии, круглые столы, мастер-классы, педагогические мастерские, тренинги, семинары по обмену опытом, анализ видео и аудио материалов, консультации, выполнение проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Учебные занятия предусматривают максимальную увязку по содержанию с педагогическим профилем и профессиональным опытом слушателей и предполагают практическое овладение элементами и механизмами практической деятельности.
При реализации Программы используются информационные технологии.
Программа предусматривает обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы в порядке, предусмотренном нормативными актами ГБПОУ ИО ИРКПО.
Текущий контроль осуществляется на семинарских, практических и др. занятиях. Формами текущего контроля являются: собеседование, проверка практических работ, анализ композиций, опрос, составление таблиц (схем, моделей, планов), решение творческих учебных задач, сравнительного анализа идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, в музыкально-педагогической деятельности, разными авторами; анализа фактического нотного материала; дискуссий; выполнение творческих, практических заданий и др.
Оценка качества усвоения по учебному модулю (промежуточная аттестация) может производиться в форме тестирования и/или предъявления результатов выполнения практического задания. По итогам промежуточной аттестации выставляется «зачет».
Освоение программы завершается итоговой аттестацией слушателей. Форма аттестации выбирается слушателями из перечня предложенных (тестирование, выполнение и сдача практического задания).
Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию (получивших «зачет»), выдается удостоверение о повышении квалификации.
Содержание Программы в каждом конкретном случае может изменяться и определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 ФЗ- 273 «Об образовании в Российской Федерации).
2. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация Программы направлена на совершенствование необходимых для профессиональной деятельности преподавателя компетенций:
Содержание компетенций в соответствии с ФГОС по специальности 050130 Музыкальное образование (углубленная подготовка) |
Код компетенции |
способен организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач |
ОК 2 |
способен осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 4 |
способен использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 5 |
способен самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 8 |
способен осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 9 |
способен организовывать различные формы музыкальной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях |
ПК 1.2 |
способен организовывать и проводить уроки музыки с использованием ИКТ |
ПК 2.2 |
способен организовывать в общеобразовательном учреждении внеурочную музыкальную деятельность, в т.ч. работу школьного музыкального объединения/кружка |
ПК 2.3 |
способен аккомпанировать детскому составу исполнителей |
ПК 3.3 |
способен аранжировать произведения педагогического репертуара для различных составов, в т.ч. смешанных вокально-инструментальных |
ПК 3.4 |
способен импровизировать в определенных музыкальных жанрах и стилях |
ПК 3.5 |
ОК – общая компетенция
ПК – профессиональная компетенция
Освоение Программы направлено на получение следующих планируемых результатов:
Планируемые результаты |
Код результата освоения ДПП |
Знать: |
|
- методы поиска и обработки необходимой информации |
З 1 |
- форматы записи музыки |
З 2 |
- классификацию существующих музыкальных программ, возможности их использования в профессиональной и педагогической деятельности учителя музыки |
З 3 |
- способы написания фонограмм, их звуковое и графическое представление |
З 4 |
- возможности применения компьютерных технологий для самообразования и при работе с детьми |
З 5 |
Уметь: |
|
– соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования |
У 1 |
- записывать и воспроизводить музыку в разных форматах |
У 2 |
– пользоваться музыкальными образовательными, тестирующими и обрабатывающими программами, записывать и воспроизводить голос и инструмент |
У 3 |
- делать и записывать несложную фонограмму (детскую песню), распечатывать ее в виде нотной партитуры |
У 4 |
- использовать полученные знания компьютерных технологий в повседневной деятельности, для работы в школьных и детских коллективах |
У 5 |
Владеть: |
|
- методами поиска и обработки необходимой информации |
В 1 |
- приемами работы в миди редакторе |
В 2 |
- приемами работы в аудио редакторе |
В 3 |
- способами набора нот в нотном редакторе |
В 4 |
– методами создания фонограммы |
В 5 |
З – знания
У – умения
В – владение приемами и способами
Соответствие планируемых результатов освоения Программы компетенциям, на совершенствование которых она направлена:
Код результата освоения ДПП |
Код компетенции |
З 1, У 1, В 1 |
ОК 2, ОК 4-5 |
З 2, З 3, 3 4, У 2, У 3, У 4, В 2, В 3, В 4 |
ОК 8-9, ПК 1.2 |
3 5, У 5, В 5 |
ОК 2, ОК 4-5, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5 |
Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050130 Музыкальное образование.
3. Учебный план
программы «Компьютерные технологии в музыке»
Содержание ДПП |
Виды учебной деятельности |
||||||||||||
Виды учебных занятий |
|||||||||||||
Максимальная нагрузка |
Аудиторные занятия |
Стажировка |
СРС |
Формы аттестации |
|||||||||
Всего |
лекции |
практические, семинарские |
другие виды* |
||||||||||
Модуль 1. Нотные редакторы |
20 |
20 |
6 |
14 |
0 |
0 |
0 |
Зачет |
|||||
Модуль 2. МИДИ (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) |
30 |
30 |
6 |
24 |
0 |
0 |
0 |
Зачет |
|||||
Модуль 3. Аудио обработка звука |
20 |
20 |
9 |
11 |
0 |
0 |
0 |
Зачет |
|||||
Итоговая аттестация |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Зачет |
|||||
Итого |
72 |
72 |
21 |
51 |
0 |
0 |
0 |
* Указываются виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Пояснительная записка к учебному плану
Для проведения практико-ориентированных занятий группа может делиться на подгруппы по 10 человек.
Для проведения занятий, связанных с проектной деятельностью, группа может делиться на подгруппы по 8 человек.
Вне сетки часов учебного плана предусматривается входная, промежуточная и выходная диагностика, цель которой в постановке конкретных задач в освоении Программы и в выявлении динамики продвижения слушателей в совершенствовании компетенций.
4. Календарный учебный график
Программа в объеме 72 часов может быть освоена в течение 12 дней (по 6-8 часов в день) и в течение 9 дней (по 8 часов в день). Выбор графика закрепляется за организацией, по инициативе которой происходит обучение.
Содержание каждого отдельного модуля (20-30 часов) осваивается в течение 2-5-х учебных дней.
Содержание ДПП |
Виды учебной деятельности |
||||||||||||
Виды учебных занятий |
|||||||||||||
Максимальная нагрузка |
Аудиторные занятия |
Стажировка |
СРС |
Формы аттестации |
|||||||||
Всего |
лекции |
практические, семинарские |
другие виды* |
||||||||||
Модуль 1. Нотные редакторы |
24 |
24 |
6 |
16 |
2 |
0 |
0 |
Зачет (Создание партитуры) |
|||||
1.1. Особенности компьютерного представления нотной партитуры. |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.2. Нотный редактор MuseScore |
8 |
8 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.3. Основные операции нотного редактирования |
8 |
8 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.4. Дополнительные операции нотного редактирования |
4 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Промежуточная аттестация (тестирование) |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
||||||
Модуль 2. МИДИ (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) |
24 |
24 |
6 |
16 |
2 |
0 |
0 |
Зачет (Создание фонограммы) |
|||||
2.1. Введение в миди – цифровой интерфейс музыкальных инструментов |
6 |
6 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.2. Миди редактор Anvil Studio |
5 |
5 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.3. Ударные инструменты |
4 |
4 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.4. Изучение возможностей стандартного программного синтезатора OS Windows |
3 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Влияние различных вариантов инструментовки на характер и содержание музыки |
4 |
4 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Промежуточная аттестация (тестирование) |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
||||||
Модуль 3. Аудио обработка звука |
22 |
22 |
6 |
14 |
2 |
0 |
0 |
Зачет (тестирование) |
|||||
3.1. Принципы оцифровки, разрядность, звуковые карты, стандарты звукозаписи |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.2. Аудиоформаты wav, mp3, wma, ogg, flac, конвертирование |
6 |
6 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.3. Mузыкальные программы, использующиеся при создании и обработке музыки |
6 |
6 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.4. Основные операции со звуком в аудио редакторе Audacity |
6 |
6 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Промежуточная аттестация (тестирование) |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
||||||
Итоговая аттестация |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Зачет (защита проекта фонограммы музыкального произведения) |
|||||
Итого |
72 |
72 |
18 |
48 |
6 |
0 |
0 |
5. Рабочие программы модулей
Рабочая программа модуля
«НОТНЫЕ РЕДАКТОРЫ»
Требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Освоение рабочей программы направлено на получение следующих планируемых результатов:
Иметь практический опыт
- набора нот в нотном редакторе
Уметь:
- использовать полученные знания компьютерных технологий в повседневной деятельности, для работы в школьных и детских коллективах
Знать:
- методы поиска и обработки необходимой информации;
- форматы записи музыки;
- классификацию существующих музыкальных программ, возможности их использования в профессиональной и педагогической деятельности учителя музыки;
- способы написания фонограмм, их звуковое и графическое представление;
- возможности применения компьютерных технологий для самообразования и при работе с детьми.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Модуль 1. Нотные редакторы |
Содержание учебного материала |
24 |
2 |
|
1. |
Особенности компьютерного представления нотной партитуры. |
2 |
||
2. |
MuseScore — свободный многоплатформенный редактор музыкальных партитур с графическим интерфейсом и поддержкой русского языка. |
2 |
||
Практическое занятие: Возможности нотного редактора: Набор нот в режиме WYSIWYG (что вижу, то и получаю). Неограниченное количество нотных линеек. До четырех голосов на нотоносец. Ввод нот мышью, с компьютерной или MIDI-клавиатуры. Интегрированный секвенсор и программный синтезатор FluidSynth. Импорт и экспорт файлов в форматах MusicXML и Standard MIDI File (SMF). |
4 |
|||
3. |
Основные операции нотного редактирования. Установки для создания новой партитуры. |
2 |
||
4. |
Интерфейс программы. |
2 |
||
Практическое занятие: Ввод нот с компьютерной клавиатуры. |
2 |
|||
Практическое занятие: Ввод нот с миди клавиатуры и их проигрывание. |
2 |
|||
Практическое занятие: Запись ударных инструментов. |
1 |
|||
Практическое занятие: Форматирование нотного листа. |
1 |
|||
Практическое занятие: Дополнительные операции нотного редактирования. Ввод слов, динамических оттенков, копирование. |
1 |
|||
Практическое занятие: Знаки повторения, вольты. |
1 |
|||
Практическое занятие: Коды. |
1 |
|||
Практическое занятие: Добавление инструментов, знаков артикуляции и тактовых черт. |
1 |
|||
Промежуточная аттестация (тестирование) |
2 |
|||
Всего: |
24 |
Организационно-педагогические условия
а) Информационное обеспечение обучения
Интернет-ресурсы
1) MuseScore | Free music composition and notation software – http://musescore.org/ru
2) Создание новой партитуры. – http://musescore.org/ru/
3) MuseScore – бесплатный нотатор. – http://www.forumklassika.ru/archive/ index.php/t-44955.html
б) Учебно-дидактическое обеспечение
– 10 видео уроков по работе в нотном редакторе MuseScore;
– электронные партитуры, созданные в нотных редакторах Overture, MuseScore;
– справочные материалы;
– задания для зачета.
в) Материально-техническое обеспечение
– компьютерный класс с установленными нотными редакторами Overture, MuseScore;
– наушники;
– выход в Интернет.
Примерная тематика семинаров
1. Обзор популярных нотных редакторов.
2. Компьютерное представление нотной партитуры.
3. Форматы записи нотной партитуры.
4. Организация нотной библиотеки музыкальных произведений.
Примерный перечень вопросов для обсуждения
– Какие проприетарные (требующие лицензии и оплаты) нотные редакторы получили широкое распространение в России?
– Какой нотный редактор имеет статус Free (распространяется бесплатно)? Его особенности?
– Какова последовательность шагов, выполняемых при создании новой партитуры?
– На какие группы делятся музыкальные инструменты в MuseScore?
– Классификация музыкальных инструментов в виртуальном синтезаторе OS Windows?
– В каких форматах может существовать нотная партитура?
– Нотные архивы. Как искать необходимые ноты в Интернете?
– Как выйти на связь с другими пользователями редактора MuseScore?
Определение качества освоения
содержания образования
Оценка качества освоения содержания образования в модуле осуществляется в форме зачета.
Форма организации образовательной деятельности на зачете предусматривает выполнение практического задания, заключающегося в создании нотной партитуры и умения ориентироваться в вопросах, связанных с нотным редактированием.
Промежуточная аттестация будет считаться успешной, если слушатель ответил правильно на 2/3 от общего количества вопросов.
Задание: ответьте на вопросы, почерпнув знания из курса «Компьютерные технологии в музыке»
Перечень вопросов
1. Назвать самые популярные проприетарные нотные редакторы?
2. Какой нотный редактор можно использовать бесплатно?
3. Чем компьютерное представление нот отличается от традиционного бумажного?
4. Что такое многоплатформенность?
5. Поддерживает ли нотный редактор MuseScore русский язык?
6. Что такое графический интерфейс?
7. Что такое режим редактирования WYSIWYG?
8. Какое максимально возможное количество голосов на одном нотном стане можно создать в нотном редакторе MuseScore?
9. Сколько музыкальных инструментов содержит стандартный виртуальный синтезатор OS Windows?
10. На какие группы делятся музыкальные инструменты в виртуальном синтезаторе OS Windows?
11. Какой синтезатор использует программа MuseScore – свой собственный, или из OS Windows?
12. Можно ли вводить ноты с помощью компьютерной клавиатуры?
13. Можно ли вводить ноты с помощью миди клавиатуры?
14. Можно ли вводить ноты с помощью мышки?
15. Можно ли в электронной партитуре заменить одни музыкальные инструменты другими?
16. Можно ли в электронной партитуре изменять темп исполнения?
17. Какой формат подходит лучше всего для сохранения партитуры с возможностью последующего ее редактирования?
18. Можно ли нотную партитуру конвертировать в миди файл?
19. Какой формат подходит лучше всего для распечатывания партитуры в типографии?
20. Чем отличаются аудио форматы wav и flac?
21. Можно ли в нотном редакторе MuseScore изображать ноты разными цветами?
22. Что означает цифра 8, поставленная под ключом? Над ключом?
23. Чем отличается группа инструментов Pitched Percussions от Unpitched Percussions?
24. Как переводится на русский язык название инструмента French Horn?
25. Как переводится на русский язык название инструмента Bassoon?
26. Как переводится на русский язык название инструмента Violin?
27. Какая операция требуется для перевода партитуры в другую тональность?
28. Каким способом выделяется текст в нотном редакторе MuseScore?
29. Можно ли регулировать (микшировать) громкости разных инструментов в нотной партитуре?
30. Если в нотной партитуре выставить знаки повтора (реприза, знак $), будут ли они выполняться при проигрывании?
31. Если в нотном редакторе MuseScore выставить динамические оттенки (p,mp,f), будут ли они выполняться при проигрывании?
32. Какая версия программы MuseScore актуальна в текущем году?
33. Что такое концертный строй?
34. Как в нотном редакторе осуществляется ввод слов?
35. Что такое акколада?
36. Для чего служит навигатор?
37. Можно ли использовать нотный редактор для создания фонограммы?
38. На каком иностранном языке выставляются обозначения штрихов, динамики, темпа, характера исполнения?
39. Если в нотном редакторе MuseScore поставить перед аккордами знак арпеджио, изменится ли их воспроизведение?
Рабочая программа модуля
«МИДИ (цифровой интерфейс музыкальных инструментов)»
Требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Освоение рабочей программы направлено на получение следующих планируемых результатов:
Иметь практический опыт
- набора нот в нотном редакторе;
- создания фонограммы.
Уметь:
- записывать и воспроизводить музыку в разных форматах;
– пользоваться музыкальными образовательными, тестирующими и обрабатывающими программами, записывать и воспроизводить голос и инструмент;
- делать и записывать несложную фонограмму (детскую песню), распечатывать ее в виде нотной партитуры;
- использовать полученные знания компьютерных технологий в повседневной деятельности, для работы в школьных и детских коллективах
Знать:
- методы поиска и обработки необходимой информации;
- форматы записи музыки;
- классификацию существующих музыкальных программ, возможности их использования в профессиональной и педагогической деятельности учителя музыки;
- способы написания фонограмм, их звуковое и графическое представление;
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Модуль 2. МИДИ (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) |
Содержание учебного материала |
24 |
2 |
|
1. |
Введение в миди – цифровой интерфейс музыкальных инструментов |
1 |
||
2. |
Понятие о формате МИДИ |
1 |
||
3. |
Стандард General MIDI |
1 |
||
Практическое занятие: 16 канальная и 16 трековая система. |
1 |
|||
Практическое занятие: Передача информации |
1 |
|||
4. |
Миди редактор Anvil Studio |
1 |
||
5. |
Интерфейс программы. |
1 |
||
Практическое занятие: Установка основных параметров: темп, размер, тональность. |
1 |
|||
Практическое занятие: Назначение музыкальных инструментов |
1 |
|||
Практическое занятие: Установление баланса и панорамы |
1 |
|||
Практическое занятие: Копирование и вставка нотного текста |
1 |
|||
Практическое занятие: Транспонирование. |
1 |
|||
6. |
Ударные инструменты. Особенности программирования ударных инструментов |
1 |
||
Практическое занятие: Способы редактирования: Нотный стан и Сетка |
1 |
|||
Практическое занятие: Копирование и вставка инструментов ритмической секции |
1 |
|||
7. |
Изучение возможностей стандартного программного синтезатора OS Windows |
1 |
||
Практическое занятие: Устройство и структура программного синтезатора |
1 |
|||
Практическое занятие: Управление программным синтезатором |
1 |
|||
Практическое занятие: Выбор настроек при подключении внешней миди клавиатуры |
1 |
|||
8. |
Влияние различных вариантов инструментовки на характер и содержание музыки |
1 |
||
Практическое занятие: Влияние различных вариантов инструментовки на характер и содержание музыки |
1 |
|||
Практическое занятие: Варианты инструментовки |
1 |
|||
Промежуточная аттестация (тестирование) |
2 |
|||
Всего: |
24 |
Организационно-педагогические условия
а) Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. Николенко Д.В. MIDI – язык богов. – СПб, 2000. – 143 с.
1. Белунцов В. Компьютер для музыканта. Самоучитель. – Спб.: Питер, 2001. – 432 c.
1. Трусова В.А., Медведев Е.В. Музыкальная азбука на РС. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 496 с.
1. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер для начинающих. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 384 с
Дополнительные источники:
1. Зуев Б., Денисенко П. Искусство программирования МИДИ-файлов. – М.,2000. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
1. MIDI – Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/MIDI
1. "MIDI.Ru" – портал для создающих музыку. – http://www.midi.ru/
2. Ченобытов В.А. Педагогическое проектирование, как акмеологическая технология педагогического образования. – http://www.akmeo.ru/index.php?id=127
3. Искусство программирования миди – Каталог статей – MIDI.UCOZ.RU. – http://midi.ucoz.ru/publ/4-3-1
4. Anvil Studio | Free music composition, notation & MIDI-creation software. – http://www.anvilstudio.com/
5. TinyPiano v0.81e pick – http://www.freewarefiles.com/TinyPiano-Ve_program_7578.html
7. JMCAD (моделирование и симуляция). – http://vmpk.sourceforge.net/
б) Учебно-дидактическое обеспечение
– таблица названий миди инструментов виртуального синтезатора OS
Windows с переводом на русский язык;
– библиотека классической инструментальной музыки в миди формате;
– библиотека вокальной музыки в формате караоке;
– демонстрационные версии миди аранжировок;
– задания по набору нот в Anvil Studio;
– задания по инструментовке;
– задания по созданию фонограммы;
– образцы лучших студенческих работ;
– материалы для зачета.
в) Материально-техническое обеспечение
компьютерный класс с установленной программой Anvil Studio;
– автономный синтезатор Yamaha QS 300;
– виртуальная миди клавиатура Tiny Piano;
– наушники;
– звуковые колонки;
– выход в Интернет.
Примерная тематика семинаров
1.Основные понятия о миди интерфейсе.
2. Миди редактор.
3. Управление синтезатором.
4. Банк миди инструментов.
5. Ударные миди инструменты.
5. Основные миди команды.
6.Стандартный программный синтезатор в OS Windows7.
Примерный перечень вопросов
для обсуждения
– Что означает аббревиатура MIDI?
– Сколько треков и каналов используется в General MIDI?
– Каково минимальное количество музыкальных инструментов, предусмотренных стандартом General MIDI?
– Отличается ли звучание одних и тех же миди инструментов у разных производителей (GEM, Korg, Roland, Yamaha, Casio)?
– Перечислите основные музыкальные параметры, воспроизводимые в миди редакторе?
– Сравните диапазон акустического концертного рояля и полной миди клавиатуры?
– Что такое задержка сигнала и как с ней бороться?
– Может ли пользователь сам конструировать и редактировать банк музыкальных инструментов?
– По какому каналу идет трансляция ударных инструментов?
– Чем принципиально отличаются литавры и барабаны?
– Каким параметром управляет в миди редакторе команда с кодом 07?
– Какой музыкальный миди инструмент идет под номером 001?
– Отличаются ли программные синтезаторы в операционных системах
Windows и Linux?
Определение качества освоения
содержания образования
Оценка качества освоения содержания образования по результатам прохождения учебного курса осуществляется в форме текущего контроля за выполнением практических заданий и собеседования.
Промежуточная аттестация будет считаться успешной, если слушатель выполнил практическое задание, самостоятельно и творчески используя полученные теоретические знания и опыт собственной музыкально-исполнительской деятельности.
Примерный перечень практических заданий
Задание № 1
Используя программу Anvil Studio наберите ноты гаммы С-dur для двух рук (расстояние между руками одна октава) в восходящем и нисходящем движении.
Размер 4/4
Ключи скрипичный и басовый
Диапазон правой руки: С большой - с 5-й октавы. Диапазон левой руки на октаву ниже (С контр. - с 4-й октавы)
Длительности: восьмые квинтоли. Последняя нота четвертная или половинная
Темп = 150 ударов в минуту.
Тембр фортепиано.
Используйте для записи два трека: R (Right hand), L (Left hand). (Правая рука, Левая рука)
Готовый файл сохраните в папке: Выполненные задания > Midi > Гаммы > C-dur
Задание № 2
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: М.И.Глинка "Жаворонок" (Zhavoronok-piano.mid). В качестве примера звучания выполненной инструментовки приводится файл Zhavoronok-demo.mp3
Замените тембр фортепиано на звуки оркестровых инструментов. Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания > Midi>Инструментовка.
Задание № 3
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: Л.В. Бетховен "К Элизе" (For_Elise). Замените тембр фортепиано на звучание музыкальной коробочки. Транспонируйте пьесу на октаву выше. Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 4
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: Л. Делиб "Пиццикато" (Pizzicato-piano.mid). Замените тембр фортепиано на звуки оркестровых инструментов. Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 5
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: "Старинная полька" (Polka-piano_dr.mid). Замените тембр фортепиано на звуки оркестровых инструментов. Партия ударных остается без изменений. Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 6
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: В.А. Моцарт Соната до мажор (Sonata-c.mid). В сонате Моцарта сделать другую инструментовку по своему выбору и вкусу. Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 7
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: И.С.Бах Фуга соль минор (FugueGM.mid). В четырех голосной фуге Баха сделать два варианте инструментовки.
1-й вариант: назначить на каждый голос разные тембры (четыре инструмента).
2-й вариант: выбрать на все голоса тембр одного из органов из банка инструментов.
Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 8
Инструментовать музыкальный файл, представленный в исполнении на фортепиано: В.А.Моцарт Турецкий марш (TurkishMarch.mid). Сделать инструментовку по своему выбору и вкусу. Изменить темп. Сделанная работа должна находиться в папке Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 9
Используя midi редактор Anvil Studio запишите мелодию детской песни "Делай так" с аккомпанементом и ритмическим треком.
Инструкция:
1. Открываем программу: File> New song
2. Создаем новые инструментальные треки: Track>Create>Instrument Track
- Melody (Instrument)
- Piano (Instrument)
В режиме Edit вводим информацию (мелодию и аккомпанемент)
3. Создаем новые ритмические треки: Track>Create>Rhythm Track (Grid/Loop editor)
Left clap (Rhitm)
Right clap (Rhitm)
Centre clap (Rhitm)
4. В режиме Edit выбираем инструмент (add sounds) Hand Clap и заполняем нужные квадратики матрицы.
На ритмический трек устанавливаем разную панораму: Левую, Правую, Центр.
5. Добавляем ритмический трек с записью бубна (Tambourine) или Cabasa.
6. Можно заменить хлопки другими звуками (Claves, Wood Block, Side Kick)
Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi> Запись ритма>Делай так
Задание № 10
Используя midi редактор Anvil Studio записать песню "Вечерний звон". Найти подходящий тембр для балалайки. Придумать партию колоколов. Для их озвучивания использовать тембр 15 Tubular Bells, записать два канала и развести их по панораме с отдельным выходом на левый и правый динамики.
Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi> Запись ритма>Вечерний звон
Задание № 11
Сделать свою инструментовку к песне О.Митяева "Как здорово!", при необходимости изменить темп, тональность. Дописать ритмическое сопровождение в 10 канале (drums).
Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания> Midi>Инструментовка.
Задание № 12
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Как под горкой". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 13
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Маленькой елочке холодно зимой". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 14
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Соловей, соловей пташечка". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 15
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Светит месяц". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 16
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "В лесу родилась елочка". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 17
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Вдоль да по речке". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 18
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Во поле береза стояла". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 19
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Во саду ли в огороде".
Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Задание № 20
Создать и записать на компьютере фонограмму песни "Репетиция оркестра". Для выполнения этого задания воспользуйтесь инструкцией «Алгоритм создания фонограммы» (см. Приложение). Готовую работу сохранить в папке: Выполненные задания>Midi>Фонограммы
Приложение.
Алгоритм создания фонограммы
Задание: создать и записать на компьютере фонограмму песни (по выбору).
Выполнить следующие операции:
01. Экспортировать партитуру из нотного редактора Overture в миди файл. Команда: File > Export.
02. Запустить программу Anvil Studio и открыть полученный миди файл.
03. Назначить на каждый трек разные каналы (channel 1-4) и выбрать музыкальные инструменты.
04. Установить необходимый баланс голосов.
05. Откорректировать темп.
06. Транспонировать в другую тональность.
07. Отключить мелодию (фонограмма минус)
08. Оцифровать (записать) готовый миди файл в аудиоредакторе Audacity.
09. Выполнить в Audacity нормализацию громкости, обрезать ненужный материал.
10. Сохранить готовый аудиофайл в формате mp3 в своей личной папке.
Критерии оценки
Объектом оценки выступает качество и ход выполнения практического задания по миди редактированию музыкального произведения.
Общие критерии оценки умений: грамотная эксплуатация компьютера, его аудио системы; выбор средств музыкальной выразительности в соответствии с характером музыки; активный слуховой контроль, выполнение практических действий последовательно, уверенно, логично; самостоятельное и творческое использование теоретических знаний и практических умений; правильность выполнения задания; умение пользоваться дополнительными справочными материалами, включая поисковые системы Интернета; выполнение задания в отведённое время.
Освоенные знания/ умения |
Показатель оценки результата |
Индикаторы оценки |
|
да |
нет |
||
– использует компьютер как универсальный музыкальный инструмент |
– Правильное подключение к компьютеру аудио устройств, – решение мелких проблем со звуком, – успешная работа с программой. |
||
– выполняет операции по выбору инструментов, динамики, панорамы, тональности, темпа |
– Выбор инструментов соответствует стилю музыки, – выбор динамики соответствует характеру произведения, – установка панорамы создает стерео эффект, – выбор тональности соответствует диапазону музыкальных инструментов, – выбор темпа соответствует жанру произведения. |
||
– осуществляет слуховой контроль |
– Реагирует на ошибки, – исправляет неточности. |
||
– добивается выполнения задания |
– Выполненное задание соответствует художественным критериям, предъявляемым к музыкальному произведению. |
||
– владеет приемами самостоятельной работы с дополнительными справочными материалами (приемами поиска, анализа, оценки информации для решения профессиональных задач) |
– Обращается в ходе задания к информационным источникам, включая поисковые системы Интернета: – отбирает содержание под указанную тему – перестраивает содержание под авторскую идею – пользуется одновременно 2 и более методическими источниками |
||
– выполняет задание в отведённое время |
– Рационально планирует и использует время для выполнения задания |
||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: За каждый имеющийся в наличии показатель обучающийся может получить 1 балл. Максимальное количество баллов – 16. 13-16 баллов – «отлично» 9-12 балла – «хорошо» 5-8 балла – «удовлетворительно» менее 4 баллов – «неудовлетворительно» Набранное количество баллов от 5 и выше дает право на получение «зачета». |
Рабочая программа модуля
«АУДИО ОБРАБОТКА ЗВУКА»
Требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Освоение рабочей программы направлено на получение следующих планируемых результатов:
Иметь практический опыт
- удаления шумов;
- разрезания, вставки и редактирования аудио файлов;
- установки нужного бит рейта в формате mp3;
Уметь:
- записывать и воспроизводить музыку в разных форматах;
– изменять темп и тональность аудио файлов;
- конвертировать (оцифровывать) миди файлы в звуковые форматы wav, flack, mp3;
- использовать полученные знания компьютерных технологий в повседневной деятельности, для работы в школьных и детских коллективах
Знать:
- методы поиска и обработки необходимой информации;
- форматы записи музыки;
- классификацию существующих музыкальных программ, возможности их использования в профессиональной и педагогической деятельности учителя музыки;
- способы написания фонограмм, их звуковое и графическое представление;
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Модуль 3. Аудио обработка звука |
Содержание учебного материала |
24 |
2 |
|
1. |
Принципы оцифровки, разрядность, звуковые карты, стандарты звукозаписи |
2 |
||
2. |
Аудиоформаты wav, mp3, wma, ogg, flac, конвертирование |
2 |
||
3. |
Mузыкальные программы, использующиеся при создании и обработке музыки |
4 |
||
4. |
Основные операции со звуком выполняемые в аудио редакторе Audacity |
4 |
||
Практическое занятие: Масштабирование, обрезка материала |
1 |
|||
Практическое занятие: Операции копирования, вырезания, вставки |
1 |
|||
Практическое занятие: Удаление шума |
1 |
|||
Практическое занятие: Разрезание и вставка аудио файлов |
1 |
|||
Практическое занятие: Изменение высоты и темпа |
1 |
|||
Практическое занятие: Применение эффектов. |
2 |
|||
Практическое занятие: Изменения громкости (увеличение, уменьшение, нормализация). |
1 |
|||
Практическое занятие: Инструментовка и оцифровка |
2 |
|||
Промежуточная аттестация (тестирование) |
2 |
|||
Всего: |
24 |
Организационно-педагогические условия
а) Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В.Звукозапись на компьютере. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 816 с.
2. Лоянич А.А. Запись и обработка звука на компьютере. Серия: Просто как дважды два. М.: Эксмо, 2008. - 320 с.
3. Медведев У., Трусова В. Виртуальная студия на PC. Аранжировка и обработка звука (+ DVD-ROM). М.: ДМК Пресс, 2007. - 424 с.
Дополнительные источники
1. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Сочинение и аранжировка музыки на компьютере. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 608 с.
2. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Теоретические основы Издательство: ЛКИ, 2009. - 400 с.
Интернет-ресурсы
1. Audacity: Свободный звуковой редактор. – http://audacity.sourceforge.net/?lang=ru
2.Auto Tune - Recording Equipment - Musical Equipment Forum...– http://www.chordpulse.com/lite.html
3. PETELIN.RU Сочинение и аранжировка музыки на компьютере...– http://www.petelin.ru/
4. Звуковая студия в PC. – http://vio.uchim.info/Vio
б) Учебно-дидактическое обеспечение
– инструкция по работе в аудио редакторе Audacity;
– краткое описание звуковых форматов;
– примеры звуковых файлов, созданных в разных форматах;
– примеры звуковых файлов mp3, записанных с разным бит рейтом;
– справочные материалы;
– задания для зачета.
в) Материально-техническое обеспечение
– компьютерный класс с установленными программами Audacity, ChordPulse; Anvil Studio.
– наушники;
– микрофоны;
– выход в Интернет.
Примерная тематика семинаров
1. Оцифровка звука.
2. Звуковые карты.
3. Звуковые форматы.
4. Стандарты звукозаписи.
5. Авто аранжировка.
6. Аудио редактор Audacity.
Примерный перечень вопросов
для обсуждения на семинарах
– Что такое оцифровка звука?
– Что такое разрядность, в каких единицах она измеряется?
– Что такое частота дискретизации, в каких единицах она измеряется?
– Встроенные и внешние звуковые карты. Отличия?
– Какие звуковые форматы полностью сохраняют информацию?
– Какие звуковые форматы удаляют часть информации?
– Как устроен и работает авто аранжировщик ChordPulse?
– Какие базовые операции со звуком можно выполнять в аудио редакторе Audacity?
Определение качества освоения
содержания образования
Оценка качества освоения содержания образования в модуле осуществляется в форме зачета.
Форма организации образовательной деятельности на зачете предусматривает выполнение задания, направленного на выявление умения ориентироваться в вопросах, связанных с аудио обработкой звука.
Промежуточная аттестация будет считаться успешной, если слушатель ответил правильно на 2/3 от общего количества вопросов.
Задание: ответьте на вопросы, почерпнув знания из курса «Компьютерные технологии в музыке»
Перечень вопросов
1. Назвать самые популярные проприетарные аудио редакторы?
2. Какой аудио редактор можно использовать бесплатно?
3. Назвать самые популярные проприетарные миди редакторы
4. Какой миди редактор можно использовать бесплатно?
5. Назвать самые популярные проприетарные авто аранжировщики?
6. Какой авто аранжировщик можно использовать бесплатно?
7. Можно ли композицию, созданную в программе ChordPulse поместить в миди редактор для дальнейшей обработки?
8. С каким синтезатором работает программа ChordPulse?
9. Что такое оцифровка звука?
10. Назовите стандартные параметры для CD качества (разряд и битрейт)?
11. В каких единицах измеряется частота дискредитации звука?
12. В каких единицах измеряется разрядность звука?
13. Для каких целей используется звуковая карта?
14. Для ноутбука используется внешняя или внутренняя автономная звуковая карта?
15. Перечислите известные вам звуковые форматы?
16. Какие звуковые форматы полностью сохраняют информацию?
17. Какие звуковые форматы сохраняют информацию с потерями?
18. Чем отличается формат wav от flac?
19. Самый распространенный аудио формат используемый в Интернет?
20. Самый высокий битрейт в формате mp3?
21. Где качество звучания будет лучше: при 128 кб/с или 256 кб/с?
22. Какой аудио формат потребует меньше места на диске: wav или flac?
23. Где требуется более высокий битрейт: при записи речи или музыки?
24. Что такое конвертирование?
25. Можно ли конвертировать mp3 в wav, улучшив качество звучания?
26. Можно ли конвертировать wav в mp3 с любым битрейтом?
27. В каких форматах лучше всего сохранять классическую музыку?
28. Чем отличается миди файл от аудио файла?
29. Предусматривает ли стандарт General Midi запись человеческого голоса?
30. Отличается ли звучание миди файлов на разной аппаратуре?
31. Можно ли в аудио файле заменить музыкальные инструменты?
32. Можно ли в миди файле заменить музыкальные инструменты?
33. В каком формате легче всего менять тональность и темп: миди или аудио?
34. Можно ли в аудио файле изменить женский голос на мужской и наоборот?
35. Можно ли в аудио файле изменять тональность, не изменяя темп?
36. Можно ли в аудио файле изменять темп независимо от тональности?
37. В чем заключается эффект реверберации?
38. В чем заключается эффект хоруса?
ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговая аттестация предполагает проведение зачета в форме теста (по вопросам теории) и сдачи практической работы – созданной на основе нотной партитуры музыкальной композиции, записанной в аудио формате mp3.
Организация процедуры сдачи
практической работы
Описание задания:
1. Использовать созданные при работе в первом модуле нотные партитуры. Рекомендуемое количество треков: от 4 до 6.
2. Преобразовать нотный текст в миди формат.
3. Откорректировать баланс голосов, темп.
4. Оцифровать композицию и обработать необходимыми эффектами.
5. Сохранить готовую работу в формате mp3.
Критерии оценки музыкальной композиции
– художественная ценность произведения;
– сложность произведения;
– разнообразие используемых приемов аранжировки;
– соответствие инструментовки стилю произведения;
– соответствие динамики характеру произведения;
– правильный баланс голосов;
– наличие стерео эффекта;
– соответствие тесситуры партитуры диапазону инструментов;
– грамотный выбор тональности;
– выбор темпа в соответствии с жанром и характером произведения;
– качество оцифровки;
– соответствие выполненного задания художественным критериям, предъявляемым к музыкальным произведениям.
Организация тестирования
Цель проведения тестирования – определение уровня освоения теоретических знаний в рамках овладения содержанием программы повышения квалификации «Компьютерные технологии в музыке». Тест выполнен в электронном виде и включает в себя 33 вопроса. На ответ дается 35 минут.
Используемые символы:
\\ - вопрос,
& - комментарий,
\ - данные ответы,
# - правильные ответы
$ - ценность вопроса
Содержание теста с вопросами и комментариями к ним
1. К звуковым форматам относятся расширения
& Расширение – три последних символа после имени файла и точки, определяющие назначение файла, например: Music.wav Picture.jpg Film.avi
\mp3
\wav
\flac
\wma
\ogg
\png
#1+2+3+4+5
$2
2. Программы, работающие со звуком
& Необходимо различать аудио форматы звука, хранящие физическую запись звуковой волны и миди форматы, записывающие события-ноты для воспроизведения на синтезаторе, а не сам звук. Здесь речь идет о первой группе. Write, Notepad - текстовые редакторы.
\Audacity
\Sound Forge
\Wave Lab
\Writer
\Notepad
#1+2+3
$2
3. Эффект, оптимизирующий громкость, называется
& Нормализация (normalize) обязательная операция для цифровой музыки, устанавливающая максимальный уровень громкости в 0 децибелл.
\нормализация
\инвертирование
\реверс
\плавное нарастание
\фейзер
#1
$1
4. Установите правильную последовательность оцифровки миди файла
& Включаем красную кнопку "Запись" и после этого воспроизводим нужный файл. Нормализация выполняется в конце записи.
\Включение в аудио редакторе режима "Запись"
\Воспроизведение миди файла
\Нормализация
\Сохранение в одном из звуковых форматов
#1,2,3,4
$2
5. Свободный редактор звуковых файлов
& Audacity – самый распространенный и популярный бесплатный аудио редактор. Все остальные программы относятся к группе проприетарных и требуют оплату за их использование.
\Audacity
\Adobe Audition
\Wave Lab
\Sound Forge
#1
$1
6. Соответствие между функцией и цветом кнопок в Audacity
& Красный цвет для записи – стандарт для всех аудиоустройств. Гнездо для микрофона на системном блоке компьютера тоже окрашивается в красный или розовый цвета. Для наушников вход изображается зелёным цветом.
\Запись |Красный цвет
\Воспроизведение |Зелёный цвет
\Стоп |Коричневый цвет
\Пауза |Синий цвет
#1-1;2-2;3-3;4-4
$1
7. Очистка от шумов особенно необходима при записи
& Именно при записи с микрофона (преобразование аналогового сигнала в цифровой) происходит большинство шумовых наводок.
\с микрофона
\с линейного входа
\с внутреннего проигрывателя
\с внешнего синтезатора
#1
$1
8. Соответствие значений статуса трека
\mute |трек заглушен
\solo |будет звучать только этот трек
\on |трек включен и будет звучать вмести с другими
#1-1;2-2;3-3
$1
9. Частота звучания ноты «ля» первой октавы ___ герц (вводится с клавиатуры только число)
\440
#1
$1
10. В программном синтезаторе Windows XP/Vista/7 находится ____ инструментов (вводится с клавиатуры только число)
\128
#1
$1
11. В аудио редакторе можно
\разрезать звуковой файл
\удалять шумы
\объединять звуковые файлы
\изменять громкость
\менять музыкальные инструменты
#1+2+3+4
$2
12. В файле с расширением mid можно
\менять инструменты
\транспонировать произведение в другую тональность
\устанавливать стерео панораму
\изменять исполнительские штрихи
\записывать голос
#1+2+3+4
$2
13. К группе деревянных духовых относятся инструменты
& Саксофон никогда не изготавливался из дерева, но традиционно относится к группе деревянных духовых инструментов, прежде всего, из-за способа звукоизвлечения (вибрируют не губы, как при игре на медных духовых инструментах, а камышовая трость, как при игре на кларнете. Звуки разной высоты на деревянных духовых извлекаются с помощью системы клапанов.
\флейта
\гобой
\кларнет
\фагот
\саксофон
\валторна
#1+2+3+4+5
$2
14. К группе медных духовых относятся инструменты
& Саксофон никогда не изготавливался из дерева, но традиционно относится к группе деревянных духовых инструментов, прежде всего, из-за способа звукоизвлечения (вибрируют не губы, как при игре на медных духовых инструментах, а камышовая трость, как при игре на кларнете. Звуки разной высоты на деревянных духовых извлекаются с помощью системы клапанов.
\труба
\тромбон
\валторна
\туба
\саксофон
#1+2+3+4
$2
15. Русские названия музыкальных инструментов
\violin |скрипка
\bassoon |фагот
\cello |виолончель
\trumpet |труба
\guitar |гитара
#1-1;2-2;3-3;4-4;5-5
$2
16. К свободным миди редакторам относится программа
& Audacity - свободно распространяемая программа, но это не миди, а аудио редактор. Cubase, Sonare - коммерческие продукты.
\Anvil Studio
\Cubase
\Sonare
\Audacity
#1
$1
17. Файлы с расширением kar отличаются от миди файлов
& Караоке - это миди файл, в который дополнительно введены слова песни. Поскольку внутренняя структура файлов *.kar и *.mid одинаковая, можно менять расширение *.kar на *.mid - музыкальная основа останется прежней и файл будет проигрываться на всех стандартных устройствах.
\добавлением слов
\другим форматом звука
\возможностью воспроизводить человеческий голос
#1
$1
18. Миди файлы могут воспроизводить
& General Midi - стандарт цифровых музыкальных инструментов, предусматривающий наличие не менее128 музыкальных тембров; темп воспроизведения от 4 до 300 ударов метронома в секунду; огромный звуковой диапазон (128 звуков) позволяет транспонировать произведение в любую тональность. Миди формат не воспроизводит реальный человеческий голос.
\не менее 128 тембров музыкальных инструментов
\широкий диапазон темпов от медленных до быстрых
\музыкальное произведение в любой тональности
\человеческий голос
#1+2+3
$2
19. Миди файлы можно воспроизводить
& Миди файл - это стандарт записи для цифрового музыкального устройства (синтезатора), которого нет на кассетном магнитофоне.
\на автономном (железном) синтезаторе
\на программном синтезаторе
\на некоторых моделях мобильных телефонов
\на кассетном магнитофоне
#1+2+3
$2
\\ При повышении бит рейта звукового файла
\качество звучания улучшается
\качество звучания ухудшается
\качество звучания не изменяется
#1
$1
20. Сохранение аудио файла в формате mp3
\Приводит к некоторой потере качества звучания
\Сохраняет качество звучания
\Улучшает качество звучания
#1
$1
21. Сохранение аудио файла в формате flac
& FLAC (англ. Free Lossless Audio Codec) — популярный свободный кодек, предназначенный для сжатия аудиоданных без потерь. В отличие от аудио-кодеков, обеспечивающих сжатие с потерями (MP3, WMA, Ogg Vorbis) FLAC, как и любой другой lossless-кодек, не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции.
\сохраняет качество звучания
\позволяет уменьшить объем файла
\рекомендуется для записи классической музыки
\Приводит к потере качества звучания
#1+2+3
$2
22. Для записи с микрофона используется программа
& Writer, Notepad – текстовые редакторы. Media Player только проигрывает аудио файлы. Для их записи используется Audacity.
\Audacity
\Writer
\Notepad
\Media Player
#1
$2
23. Музыкальный инструмент French Horn это
& French Horn (дословно, "французский рог"), он же валторна (от немецкого "охотничий рог")
\валторна
\английский рожок
\геликон
\горн
#1
$2
24. Рекомендуемые аудио форматы для разных жанров
\Классическая музыка |flac
\Аудио книга |mp3 64 bit/sec
\Поп музыка |mp3 128 bit/sec
#1-1;2-2;3-3
$3
25. Anvil Studio это
\миди редактор
\нотный редактор
\аудио редактор
#1
$1
26. MuseScore это
\нотный редактор
\аудио редактор
\миди редактор
#1
$1
27. Overture это
\нотный редактор
\аудио редактор
\миди редактор
#1
$1
28. Finale это
\нотный редактор
\аудио редактор
\миди редактор
#1
$1
29. Sibelius это
\нотный редактор
\аудио редактор
\миди редактор
#1
$1
30. Редактирование нотного текста выполняется в программе
\Muse Score
\Anvil Studio
\Audacity
#1
$1
31. Аудио редактирование выполняется в программе
\Audacity
\Finale
\Anvil Studio
#1
$1
32. Редактирование миди-событий выполняется в программе
\Anvil Studio
\Sibelius
\Audacity
#1
$1
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Ответы на вопросы аттестационного задания по модулю 1
1. Назвать самые популярные проприетарные нотные редакторы?
Ответ: Adobe Audition, Sound Forge, Wave Lab.
2. Какой нотный редактор можно использовать бесплатно?
Ответ: MuseScore.
3. Чем компьютерное представление нот отличается от традиционного бумажного?
Ответ: возможность проигрывания, редактирования, транспонирования, распечатки как всей партитуры, так и отдельных партий.
4. Что такое многоплатформенность?
Ответ: способность программы работать под управлением различных операционных системах (Windows, Linux, Mac.)
5. Поддерживает ли нотный редактор MuseScore русский язык?
Ответ: да.
6. Что такое графический интерфейс?
Ответ: элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений.
7. Что такое режим редактирования WYSIWYG?
Ответ: What You See Is What You Get (что вижу, то и получаю).
8. Какое максимально возможное количество голосов на одном нотном стане можно создать в нотном редакторе MuseScore?
Ответ: 4.
9. Сколько музыкальных инструментов содержит стандартный виртуальный синтезатор OS Windows?
Ответ: 128
10. На какие группы делятся музыкальные инструменты в виртуальном синтезаторе OS Windows?
Ответ: клавишные, гитары, басы, струнные, медные духовые, деревянные духовые, этнические, электронные, ударные.
11. Какой синтезатор использует программа MuseScore – свой собственный, или из OS Windows?
Ответ: свой собственный.
12. Можно ли вводить ноты с помощью компьютерной клавиатуры? Ответ: да.
13. Можно ли вводить ноты с помощью миди клавиатуры?
Ответ: да.
14. Можно ли вводить ноты с помощью мышки?
Ответ: да.
15. Можно ли в электронной партитуре заменить одни музыкальные инструменты другими?
Ответ: да.
16. Можно ли в электронной партитуре изменять темп исполнения?
Ответ: да.
17. Какой формат подходит лучше всего для сохранения партитуры с возможностью последующего ее редактирования?
Ответ: mscz.
18. Можно ли нотную партитуру конвертировать в миди файл?
Ответ: да.
19. Какой формат подходит лучше всего для распечатывания партитуры в типографии?
Ответ: pdf.
20. Чем отличаются аудио форматы wav и flac?
Ответ: wav – не сжатый аудио формат; flac – сжатый аудио формат.
21. Можно ли в нотном редакторе MuseScore изображать ноты разными цветами?
Ответ: да.
22. Что означает цифра 8, поставленная под ключом? Над ключом?
Ответ: цифра 8 под ключом – нотный текст исполняется октавой ниже; над ключом - октавой выше.
23. Чем отличается группа инструментов Pitched Percussions от Unpitched Percussions?
Ответ: ударные с фиксированной высотой звучания – pitched;
ударные с неопределенной высотой звучания – unpitched.
24. Как переводится на русский язык название инструмента French Horn?
Ответ:
25. Как переводится на русский язык название инструмента Bassoon? Ответ: валторна.
26. Как переводится на русский язык название инструмента Violin?
Ответ: скрипка.
27. Какая операция требуется для перевода партитуры в другую тональность?
Ответ: транспозиция.
28. Каким способом выделяется текст в нотном редакторе MuseScore? Ответ: начальный элемент текста + Shift + последний элемент.
29. Можно ли регулировать (микшировать) громкости разных инструментов в нотной партитуре?
Ответ:
30. Если в нотной партитуре выставить знаки повтора (реприза, знак $), будут ли они выполняться при проигрывании?
Ответ: да.
31. Если в нотном редакторе MuseScore выставить динамические оттенки (p,mp,f), будут ли они выполняться при проигрывании?
Ответ: да.
32. Какая версия программы MuseScore актуальна в текущем году?
Ответ: v.1.3 (2014)
33. Что такое концертный строй?
Ответ: воспроизведение транспонирующих инструментов в реально звучащей тональности.
34. Как в нотном редакторе осуществляется ввод слов?
Ответ: меню Вставка – Текст – Вокальный текст.
35. Что такое акколада?
Ответ: фигурная скобка, соединяющая нотные станы.
36. Для чего служит навигатор?
Ответ: для быстрого передвижения по всей партитуре.
37. Можно ли использовать нотный редактор для создания фонограммы?
Ответ: да.
38. На каком иностранном языке выставляются обозначения штрихов, динамики, темпа, характера исполнения?
Ответ: на итальянском языке.
39. Если в нотном редакторе MuseScore поставить перед аккордами знак арпеджио, изменится ли их воспроизведение?
Ответ: да, аккорды будут звучать как арпеджио.
Приложение 2
Ответы на вопросы аттестационного задания по модулю 3
1. Назвать самые популярные проприетарные аудио редакторы?
Ответ: Adobe Audition, Sound Forge, Wave Lab.
2. Какой аудио редактор можно использовать бесплатно?
Ответ: Audacity.
3. Назвать самые популярные проприетарные миди редакторы
Ответ: Cubase, Sonar, Nuendo.
4. Какой миди редактор можно использовать бесплатно?
Ответ: Anvil Studio.
5. Назвать самые популярные проприетарные авто аранжировщики?
Ответ: Band in a box, Visual Arranger, Jammer Pro.
6. Какой авто аранжировщик можно использовать бесплатно?
Ответ: ChordPulse.
7. Можно ли композицию, созданную в программе ChordPulse поместить в миди редактор для дальнейшей обработки?
Ответ: да.
8. С каким синтезатором работает программа ChordPulse?
Ответ: с программным синтезатором операционной системы.
9. Что такое оцифровка звука?
Ответ: запись аналогова звука в цифровой аудиоформат
10. Назовите стандартные параметры для CD качества (разряд и битрейт)?
Ответ: 16 bit, 44.1 kHz
11. В каких единицах измеряется частота дискредитации звука?
Ответ: kHz (в килогерцах)
12. В каких единицах измеряется разрядность звука?
Ответ: bit (в битах)
13. Для каких целей используется звуковая карта?
Ответ: для высококачественной оцифровки и воспроизведения звука.
14. Для ноутбука используется внешняя или внутренняя автономная звуковая карта?
Ответ: внешняя
15. Перечислите известные вам звуковые форматы?
Ответ: wav, flac, aiff, mp3, wma, aac, ac3, ogg.
16. Какие звуковые форматы полностью сохраняют информацию?
Ответ: wav, flac, aiff.
17. Какие звуковые форматы сохраняют информацию с потерями?
Ответ: mp3, wma, aac, ac3, ogg.
18. Чем отличается формат wav от flac?
Ответ: flac – сжатый (архивированный) формат, поэтому имеет почти в два раз меньший размер, чем wav.
19. Самый распространенный аудио формат используемый в Интернет?
Ответ: mp3.
20. Самый высокий битрейт в формате mp3?
Ответ: 320 кб/с
21. Где качество звучания будет лучше: при 128 кб/с или 256 кб/с?
Ответ: при 256 кб/с.
22. Какой аудио формат потребует меньше места на диске: wav или flac?
Ответ: flac.
23. Где требуется более высокий битрейт: при записи речи или музыки?
Ответ: при записи музыки.
24. Что такое конвертирование?
Ответ: перевод из одного формата в другой.
25. Можно ли конвертировать mp3 в wav, улучшив качество звучания?
Ответ: нельзя.
26. Можно ли конвертировать wav в mp3 с любым битрейтом?
Ответ: да.
27. В каких форматах лучше всего сохранять классическую музыку?
Ответ: в форматах без потерь (wav, flac, aiff)
28. Чем отличается миди файл от аудио файла?
Ответ: миди файл – это запись команды для синтезатора, как ноты. Аудио файл – это запись реальной звуковой волны.
29. Предусматривает ли стандарт General Midi запись человеческого голоса?
Ответ: нет.
30. Отличается ли звучание миди файлов на разной аппаратуре?
Ответ: да.
31. Можно ли в аудио файле заменить музыкальные инструменты?
Ответ: нет.
32. Можно ли в миди файле заменить музыкальные инструменты?
Ответ: да.
33. В каком формате легче всего менять тональность и темп: миди или аудио?
Ответ: миди.
34. Можно ли в аудио файле изменить женский голос на мужской и наоборот?
Ответ: да.
35. Можно ли в аудио файле изменять тональность, не изменяя темп?
Ответ: да.
36. Можно ли в аудио файле изменять темп независимо от тональности?
Ответ: да.
37. В чем заключается эффект реверберации?
Ответ: к звуку добавляется ощущение пространства акустической среды.
38. В чем заключается эффект хоруса?
Ответ: к звуку добавляется ощущение исполнения его несколькими голосами (хором).