Повышение мастерства классного руководителя через совершенствование форм и методов воспитания
Повышение мастерства классного руководителя через совершенствование форм и методов воспитания
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных направленностей общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, культурных отношений.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, в данной группе, традиционного опыта воспитания.
Степень педагогического воздействия также определяется уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение подростков.
Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и эстетические проблемы. В какой форме, и каким образом провести его, решает сам руководитель.
В этом и есть совершенствование методов воспитания учеников. Классный руководитель зная обстановку в классе или его проблему, анализирует ее, продумывает вариант решения, ставит перед собой задачу. Планирует схему взаимодействия с другими работниками образовательного учреждения. После объективной работы с психологом, социальным педагогом школы выбирает метод более подходящий к решению поставленной задачи.
В планировании воспитательной работы учитель должен:
предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Педагогическое мастерство классный руководитель повышает с помощью:
знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике;
знания теоретических основ воспитания;
владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;
способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности;
вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
коммуникабельность,мобильность, сотрудничество в основе отношений.