Занятие «Самообразование как одна из форм совершенствования профессионального мастерства педагога»
Конспект обучающего семинара на тему
«Самообразование как одна из форм совершенствования
профессионального мастерства педагога»
ЦЕЛЬ: создание условий для участия педагогов в повышении качества образовательного процесса посредством совершенствования профессионального мастерства через самообразование.
«Мастерство педагога – это специальность, которой надо учиться».
А.С.Макаренко
«Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве».
Парадокс Августина
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием». А.Дистервег
«САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала…»
(источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Если процесс образования:
Осуществляется добровольно;
Осуществляется сознательно;
Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков…
… то речь идет о самообразовании
Почему самообразование лучше?
Самообразование дает более актуальные знания.
Особенно это важно в век информационных технологий, когда информация очень быстро устаревает. Самообразование дает возможность находить и изучать самые «свежие» знания. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
Самообразование расширяет круг общения. При обучении круг единомышленников ограничен группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
Самообразование дает возможность учиться у лучших. Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте.
Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
Самообразование бесплатно. И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. При самообразовании можно добыть знания бесплатно.
Самообразование как
постоянная деятельность педагога включает:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, интернет - ресурсов, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Уровни профессионального роста педагога,
уровни его саморазвития (И. Щербо):
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
2-й уровень – применение новых технологий обучения;
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательной организацией.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название единой методической темы школы;
тема самообразования;
актуальность;
цель;
задачи;
основные направления реализации плана;
сроки реализации;
прогнозируемый результат;
способ демонстрации результата проделанной работы;
оценка эффективности запланированных мероприятий;
форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов (анкета).
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
участие в системе методической работы школы;
Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год;
Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год;
6. Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);
7. Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты занятий, внеклассных мероприятий).
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования педагога?
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядности;
выработка методических рекомендаций;
разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок.
Как сделать самообразование эффективным?
Составь план самообразования.
Создай сбалансированную информационную диету (читай материал не только по своей выбранной теме, но и не забывай о расширении кругозора).
Используй скрытые временные резервы для самообразования (используй формат аудиокниг, подкасты (радио- и телепередачи в Интернете, вещание в Интернете).
Экономь время, читая книги в сокращенном варианте:
используй сайты с сокращенными редакциями книг;
читай рецензии на книги. Всегда найдутся люди, которые в своей рецензии потрудились составить краткое ее содержание и описание основных идей, содержащихся в ней — выжимку тех 20% текста, составляющих 80% ценности книги.
5. Общайся на изучаемые темы с коллегами, на форумах и т.д.
6. Бесплатно учись у тех, кто что-то преподает (ходи на конференции, посещай он-лайн семинары, участвуй в вебинарах).
7. Читай эффективно (запоминай максимум информации за единицу времени, используй техники скорочтения).
8. Применяй! Ученые доказали, что применение знания — обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности. Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность педагога-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к обучающемуся.
Таким образом, современное образование должен создавать педагог творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!