Статья «Инновационные формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся к изучению английского языка через формирование и совершенствование коммуникативной компетенции»
Инновационные формы и методы повышения учебной мотивации обучающихся к изучению английского языка через формирование и совершенствование коммуникативной компетенции
на уроках в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова
Внедрение инновационных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современной школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Актуальность и значимость инновационных методов обучения заключается в следующем:
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто в основном путѐм самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся.
Познавательная самостоятельность - стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.
Можно выделить пять типов мотивации:
Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Однако, не для кого не секрет, что интерес обучающихся к изучению иностранного языка падает. Отсутствие мотивации, в свою очередь, влечет снижение качества обученности учащихся. Использование только традиционных методов преподавания сегодня уже не дает желаемых результатов, и не позволяет достигать установленных ФГОС требований и поддерживать интерес учащихся. Таким образом, актуальность вопроса применения мной ИКТ в образовательном процессе становится очевидной. Активное и уместное применение ИКТ на уроках АЯ является целесообразным исходя из специфики самого предмета. В обучении АЯ современные технологии могут быть использованы для ознакомления с новым языковым материалом, для тренировки и закрепления полученных знаний учащихся в различных коммуникативных ситуациях и заданиях с учетом уровня подготовки каждого ученика, его личностных интересов и психологических особенностей и как средство контроля (контроль со стороны учителя, самоконтроль).
При формировании речевой деятельности и коммуникативной культуры очень эффективно применение видео-технологий. Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Применение видеоматериалов дает возможность погружения обучающихся в ситуацию знакомства с традициями взаимоотношений и культур стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики. Кроме аудирования учитель имеет возможность предлагать обучающимся различные задания, например на расшифровку мимики и жестов, на стимулирование беседы и общения (говорение), на чтение и даже на развитие навыков письма.
Таким образом, на основе применения видео-технологий открывается большая возможность развития творческого потенциала обучающихся, в частности развитие воображения и прогнозирования на основе реальных жизненных ситуаций и событий.
В структуре видео-урока для обучения устной речи можно выделить четыре этапа: 1) подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
2) восприятие видеофильма – развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи. Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.
В своей работе я использую видеокурсы Speakout. Это шестиуровневый курс английского языка, созданный на базе аутентичных материалов BBC, эффективно развивающий все четыре речевых навыка (Starter-Advanced).Считаю, что особенностью данных видеокурсов является не только уникальная методика обучения говорению и восприятию на слух, но также и их совместимость с любым российским учебником (будь то Enjoy English, Spotlight).
Видеокурсы состоят из отдельных сюжетов по модулям, что позволяет мне подобрать такой, на котором можно активизировать любую лексическую или грамматическую тему, изучаемую на уроке. Отбор лексико-грамматического материала ориентирован на потребности реального повседневного общения.
Отбор лексико-грамматического материала ориентирован на потребности реального повседневного общения.
Видео файлы с записями реальных интервью, снятых BBC, дают изучающим возможность услышать и научиться понимать современную английскую речь, звучащую в реальной жизни.
Разнообразные дополнительные материалы как на традиционных, так и на электронных носителях.
DVD с аутентичными материалами BBC создают у учащихся мотивацию для успешного выполнения устных и письменных заданий.
Подводя итог работы с видео-технологиями, можно утверждать, что учебные видео-курсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений обучающихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.
Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
осуществляется дифференцированный подход;
каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
облегчается процесс контроля и оценки знаний;
развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Обучение чтению с помощью ИКТ дает доступ к текстам различных литературных жанров. Использование онлайн версий газет, журналов, чтение и обсуждение последних мировых новостей интересно и полезно для учащихся, т.к. они содержат актуальную и понятную для учащихся информацию. Чтение статей, анализ, обсуждение помогает развивать языковую догадку, темп чтения, способствует формированию навыков чтения и устной речи.
Работа с ИКТ при обучении устной речи становится намного эффективнее, т.к. глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения. Таким образом, материалы сети Интернет помогут организовать работу не только по любой программной теме, но и за пределами программного материала.
Обучение письму также становится намного интереснее и плодотворнее с применением ИКТ. Написание различного рода писем, открыток, документов из обязательной программы теперь можно не просто отрабатывать на уроках и дома, но и организовать реальную переписку между учащимися и учителем, друзьями из других классов, школ, зарубежными сверстниками.
Правильно подобранные аутентичные материалы (с учетом уровня обученности, программных требований, личностных предпочтений и интересов учащихся) помогают сделать обучение аудированию значительно увлекательнее.
Я применяю ИКТ на средней и старшей ступенях обучения, стараюсь организовать работу так, чтобы современные технологии стали мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивации учащихся, средством поддержания и развития устойчивого интереса к изучению английского языка, участвуем в конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня (всероссийского, международного) и т.д.
Но наибольший интерес у учащихся вызывает работа с ресурсами сети Интернет. Среди неоспоримых преимуществ ресурсов Интернет выделяется актуальность и доступность материалов по любой программной теме и за ее пределами. Кроме того эти ресурсы выступают в роли «реальных носителей информации», а значит помогают создать реальную языковую среду для осуществления межкультурной коммуникации.
ВЫВОД: Рациональное использование современных технических средств обучения языку позволяет:
1) восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку;
2) повышать мотивацию обучающихся к обучению иностранного языка;
3) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
4) создать лучшие условия для программирования и контроля;
5) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого обучающегося;
6) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
7) выполнять многие активные виды упражнений со всеми обучающимися одновременно, включая говорение;
8) максимально использовать аналитические и имитационные способности обучающихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.
Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Панкова Татьяна Владимировна