12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Орехова Е.С.22 |
Воспитание: взгляд в будущее. Роль классного руководителя в воспитании
Педагогичесское эссе на тему: «Воспитание взгляд в будущее»
«Президент РФ Владимир Путин немало времени уделяет системе образования: "Давать знание и воспитывать нравственного человека - это основные задачи образования", - уверен президент. Он призвал сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования.»
Российская газета.
В Толковом словаре русского языка Владимира Даля понятие воспитание рассматривается так: “Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его”.
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, люди высокой нравственной культуры.
Педагогический смысл в понятии воспитание приоткроется, если задуматься над значением самих педагогических действий в процессе воспитания. Какие же это действия?
Во-первых, объяснять то или иное значение поступка или события, обращаться к ребенку, вызывая его к собственным размышлениям о происходящем, к переживаниям.
Во-вторых, вызвать эмоционально положительное отношение к новой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанностям.
В-третьих, включать общее дело, общие заботы, во взаимодействие с другими людьми. Эти действия указывают на свою близость друг к другу, единство, взаимосвязь.
Воспитание – это действие “притяжения” ребенка к Истине, Доброте, Доброй Воле, Красоте Духа.
Нельзя научить человека жить, если он сам не учится этому. Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию. На мой взгляд, главной задачей воспитания сегодня, является задача привития детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему, патриотизма, толерантности. Духовность, любовь к ближнему, любовь к своей стране и её жителям - эти качества, на мой взгляд, в первую очередь формируются во время знакомства с народным творчеством, народными традициями на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях.
В деятельности воспитания опора и помощь со стороны родителей необходима и очень важно, чтобы классный руководитель и родители были единым целом. Только так будут достигаться поставленные цели. Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь. Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок воспитания родителей и “нелепости” воспитания окружающей жизни. Воспитывая личность, учитель помогает обучающемуся состояться как человеку, как личности.
Следующая опора - классный коллектив, где каждый знает свои обязанности и без особых напоминаний исполняет порученное дело. Особое внимание хотелось бы заострить на подготовке и проведении общешкольных и классных творческих дел. Очень много внимания уделяю тому, чтобы каждый классный коллектив систематически принимал участие в общешкольных мероприятиях школы. Необходимо чтобы обучающиеся занимались в системе дополнительного образования. С интересом принимали участие во внеурочной деятельности. Занятость и постоянные творческие поиски объединяют их, помогают достичь нужной цели.
В.А. Сухомлинский писал: “Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев”. Провожу с детьми беседы о чувствах, качествах, присущих человеку, таких как доброжелательность, любовь к близким, верность и преданность, скромность и благородство, бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы проходят во время подготовки общего дела, классного часа. Мне кажется и практика это доказывает, что слово - самое необходимое и самое тонкое прикосновение учителя к сердцам своих учеников, которые стремятся стать лучше сегодня, чем были вчера.
Не только слово, но и действие создает пространство, которое можно назвать воспитательным. Участвуя во всех делах класса и моя задача состоит в организации, при необходимости помощи. Детям нужна помощь, но с каждым годом по мере взросления участие классного руководителя будет уменьшаться, однако его нельзя полностью исключить.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества - это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Неизменный факт в нашем изменяющимся обществе то, что школа была, есть и будет центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности. Каким будет результат воспитания сегодня, таким станет наше будущее, от этого зависит благополучие и мир нашей Родины.
Мысли и идеи сегодняшнего воспитания, когда-то давно и очень точно, определил великий педагог К.Д. Ушинский: “Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения и привычки… Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что он должен повиноваться, тогда только он делается элементом его природы”.
В заключении мне бы хотелось дать возможную расшифровку такого важного, неотъемлемого элемента школьного образования как воспитания:
Вариативность – включает многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные подходы к содержанию воспитания.
Оперативность, т.е. максимальная насыщенность и быстрое реагирование на все события классной (школьной) жизни.
Самоуправление, означает изменение позицию учителя с “смотри, как делаю я”, на - “делаем вместе”, в выпускном классе позиция - “ты знаешь, ты умеешь, ты сделаешь лучше меня!”.
Соревнование включает стимулирование успеха коллектива, путем учета и сравнимости результата.
Справедливость – основа доверия.
Способность прощать ребенка, доброта.
Патриотизм предполагает формирование национального самосознания как одного из основных условий, обеспечивающих связь между поколениями, освоение национальной культуры.
Патриотизм – важнейшее человеческое качество, принадлежащие ученику – личности. Здесь главное – стремление его участвовать в жизни общества на благо Родины, изучение прошлого страны, ее национальных традиций.
Индивидуальность заключается в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
Толерантность проявляется в терпимости к мнению и позиции других людей, к инакомыслию и другому образу жизни.
Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы, – способный вовлечь в процессе педагогов, детей и родителей.
Авторитет предполагает признание за учеником и учителем права на принятие ответственности решений в условиях совместной деятельности.
Нравственность проявляется во внутренних и духовных качествах, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
Информационные технологии включают запрограммированные на компьютере алгоритмы тех или иных видов умственной деятельности человека либо обработка и преобразование информации с помощью ПК.
Единые педагогические требования означают организацию коллектива, способствуют формированию хороших привычек, ценных традиций, сознательной дисциплины.
Необходимо ежедневно воспитывать детей, а не заниматься воспитанием от случая к случаю таков мой принцип работы классного руководителя на протяжении с 5 класса по 8 класс.