12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Лариса Владимировна50
Работаю учителем русского языка в школе-интернате.
Россия, Марий Эл респ., с.Косолапово
6

Статья на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) с помощью игровых технологий на уроках русского языка»

Иванова Лариса Владимировна,

учитель русского языка и чтения,

ГБОУ Республики Марий Эл

«Косолаповская школа-интернат»

Повышение учебной мотивации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) с помощью игровых технологий на уроках русского языка

Аннотация:

В данной статье рассматривается вопрос применения игровых технологий, как средства повышения учебной мотивации в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Автор акцентирует внимание на игровых технологиях, которые можно использовать в практической деятельности на разных этапах урока русского языка в старших классах.

Делается вывод о том, что при правильном использовании игровых технологий у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) повышается учебная мотивация на достаточно высоком уровне, что в дальнейшем приводит к их познавательной активности и повышению качества знаний.

Данная статья может быть полезна педагогам школ, ведущих обучение детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова:

Учебная мотивация, игровые технологии, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), познавательная деятельность, коррекционная работа.

 

В настоящее время в современном мире отмечается ухудшение здоровья подрастающего поколения, с каждым годом всё больше выявляется число детей с ОВЗ. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Такие дети характеризуются устойчивыми нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в области познавательной деятельности. [6]

Как показали исследования, у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии наблюдается снижение учебной мотивации, что ведёт к значительным трудностям в формировании всех учебных действий. Именно по этой причине изучение особенностей учебной  мотивации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным для осуществления необходимой и системной коррекционной работы, так как именно высокая позитивная мотивация может сыграть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно хорошей работоспособности обучающегося. [7]

Мощным коррекционным воздействием обладает использование игровых технологий. Игровая технология – это самый актуальный и действенный инструмент для повышения учебной мотивации при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Игра не только считается одним из основных видов деятельности обучающихся, но и является результативным обучающим средством, который понятен и интересен в учебной деятельности.

С применением игровых технологий на уроках русского языка обучающиеся развивают свою активность, снимается усталость, что позволяет удерживать их внимание на протяжении всего урока. К тому же идёт обогащение словарного запаса, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются духовно-нравственные качества. [8] Таким образом повышается учебная мотивация к изучению предмета.

Игра возможна на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, закреплении знаний. Игровой материал по русскому языку позволяет однообразный материал сделать нескучным и увлекательным, придать занимательную форму.

1

Примерами игровых технологий, которые с успехом используются в педагогической деятельности на уроках русского языка в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старших классов являются:

1.Игры, используемые на организационном этапе урока.

На уроке многое зависит от его начала. Это хорошая возможность учителя привлечь внимание обучающихся , поддержать их учебную мотивацию. На этом этапе урока хорошо проводить коррекционно-развивающие игры и упражнения, которые коррегируют дефекты в развитии высших психических функций.

1)Игра на коррекцию внимания «Поищи и найди»

Педагог предлагает вниманию детей три картинки. Кажется, что на каждой из трёх картинок нарисованы одни и те же предметы. Но на самом деле некоторые предметы изображены лишь на двух, а не на всех трёх картинках. Ребята должны найти и назвать эти предметы. [1]

2)Игра на коррекцию памяти «Снежный ком»

Педагог рассказывает обучающимся:«Так же, как снежинки последовательно образуют снежный ком, так и мы с вами можем «слепить» из слов почти такой же ком и назвать его «снежным». Для этого мы с вами должны договориться о том, из каких слов (например, имена существительные, называющих диких зверей) мы будем составлять свой «снежный ком». После этого первый участник называет зверя. Второй участник повторяет его и добавляет своего зверя. Третий участник повторяет два первых слова и называет своё, третье по счёту и т.д. [1]

3)Игра на коррекцию мышления «Исключи лишнее понятие»

-прямая, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник

-треугольник, куб, квадрат, ромб, круг

-горький, кислый, холодный, солёный, сладкий

-ботинки, туфли, сапоги, шнурки, валенки

-тюльпан, лилия, фасоль, ландыш, роза

-море, океан, мост, река, пруд [2]

2.Игры, помогающие подвести обучающихся к формулировке темы урока.

1)Игра «Замени одним словом» (можно использовать при изучении темы «Существительные, обозначающие явления природы»)

-Движение воздуха - ... ветер

-Буря на море - ... шторм

-Сильный ветер со снегом - ... метель

-Порывистый ветер - ... вихрь

-Ненастье с громом и молнией - ... гроза [10]

-Ветер, шторм, метель, вихрь, гроза – назовите одним словом. (Явления природы)

2)Использование ребусов, шарад, анаграмм, криптограмм.

3.Игры, применяемые при повторении домашнего задания.

1)Игра «Лото»

Слово «лото» – это название настольной игры, в которой используются бочонки. В мешке лежат бочонки. Ученик достаёт бочонок и называет указанную на нём цифру. Каждой цифре соответствует вопрос, который задаёт учитель. Ответив на него верно, закрывается оглашённый номер на общей карте.

2)Игра «Крестики-нолики».

Все обучающиеся получают листок, на котором изображено поле для игры в крестики-нолики. Каждый квадрат пронумерован, всего их 9. Учитель читает утверждение по теме урока. Если ученики с ним согласны , ставят в клетку крестик, если не согласны – нолик.

3.Игры, которые помогают в закреплении изученного материала.

1)Игра «Чей ряд лучше?» (класс – 3 команды)

2

У каждого ученика – набор сигнальных карточек с буквами а, о, е, и, я. Все буквы разного цвета. Учитель называет слова с безударными гласными в корне : трава, стрела, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, чистота, трясти, храбрец и др.

Ученики поднимают карточку с нужной буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных каждой командой. [3]

2)Игра «Забрось мяч»

На доску вывешиваются три картинки с изображением баскетбольных корзин: 1-е скл., 2-е скл., 3-е скл. Ученикам раздаются мячи, на которых написаны имена существительные. Задача обучающихся «забросить мяч» в нужную корзину.

3)Игра «Что задумано?»

Учитель предлагает угадать, какой предмет задуман по признакам

-гладкое, хрупкое, прозрачное ... стекло

-высокий, крутой, обрывистый ... берег

-белый, гладкий, берёзовый ... ствол

-чёрная, рыхлая, влажная ... земля

-большие, синие, грустные ... глаза [5]

4.Игры, которые используются при изучении нового материала.

При изучении темы «Личные местоимения» подбираются хитрые вопросы.

1)Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)

2)Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? (Ты-к-вы)

3)Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

4)Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)

5)Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? (За-я-ц) [4]

2)При изучении темы «Имя числительное как часть речи» можно использовать игру «Умники и умницы»

Составьте ответы на вопросы, используя имена числительные.

- Сколько цветов у радуги?

- Сколько лапок у насекомых?

- Сколько углов у квадрата?

- Сколько месяцев в году?

-Сколько планет в Солнечной системе?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Сколько медведей в известной русской народной сказке?[11]

Подводя итоги статьи, хочется отметить, что игровые технологии играют важную роль в учебном процессе, особенно для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При их использовании на уроке достигается высокий результат при усвоении материала. В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков , полученных на уроках, что, несомненно, повышает качество знаний по предмету, развивает высшие психические функции. В тоже время значительно усиливается учебная мотивация и активность обучения у обучающихся. [12]

 

Список использованных источников

1.Ежанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007.

2.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

3

3.Плешакова Е.П. Русский язык : коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы / авт.-сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006.

4.Плешакова Е.П. Русский язык : коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007.

5.Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы / Н.Д.Рындина. – Ростов н/ Д : Феникс, 2008.

6.https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2022/10/29/obuchenie-detey-s-ogranichennymi

7.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2023/01/22/vystuplenie-s-dokladom-na-mo-kro-s-temoy-funktsionalnaya

8.https://www.pedacademy.ru/categories/1/articles/70?ysclid=lrm86h8j5p758528945

9.https://infourok.ru/masterklass-fragment-uroka-po-teme-sposobi-aktivizacii-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazika-2044194.html

10.https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee /didaktichieskiie_uprazhnieniia_po_tiemie_imia_chislitiel_noie_v_4_klassie

11.https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee /didaktichieskiie_uprazhnieniia_po_tiemie_imia_chislitiel_noie_v_4_klassie

12.https//www.art-talant.org/publikacii/83066-primenenie-innovacionnyh-igrovyh-tehnologiy-v-rabote-s-detymi-ovz

 

Ivanova Larisa Vladimirovna

teacher of the Russian language

and Reading

GBOU (SBAI) of the Republic

of Mari El «Kosolapovo boarding

school»

 

Increasing educational motivation with the help

of game technologies

Annotation:

This article examines the issue of using game technologies as a means of increasing educational motivation in children with mental retardation (intellectual disabilities).

The author focuses on gaming technologies that can be used in practice of different stages of the Russian language lesson at high school.

It is concluded that with the praper use of game technologies a great number of student with mental retardation (intellectual disabilities) increase their educational motivational at a sufficiently high level, which leads to their cognitive activity and an increase in quality of knowledge.

This article may be useful for teachers of schools teaching children with limited health opportunities (LHO (ОВЗ) (intellectual disabilities).

Keywords:

Educational motivation, game technologies, students with mental retardation (intellectual disabilities), cognitive activity, correctional task.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.