Повседневная жизнь (домашние хлопоты)

II Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом.
ФГБПОУ «Московское академическое художественное училище
Методическая разработка урока по английскому языку для студентов I-х курсов всех специальностей МАХУ
Преподаватель дисциплины: «Иностранный язык (английский)»
Усольцева Светлана Викторовна
Москва, 2024
Раздел 1. Вводно-коррективный курс.
Тема занятия (1час 30 минут): «Повседневная жизнь»
Тема урока (45 минут): «Домашние хлопоты»
Содержание:
Пояснительная записка
Методический блок
Учебно-методическая карта
Технологическая карта (Приложение 1)
Информационный блок
План-программа урока
Сценарий и ход урока
Приложение 2. Раздаточный материал (с вариантами ответов для преподавателя).
Источники:
Spoken English : пособие по разговорной речи / Ю.Б. Голицынский. – х2-е изд., испр. Ъ – Санкт-Петербург : КАРО, 2019. – 416 (Ex.31, ex..33)
TSL Мадина Гаджиева, Елена Меджибовская, Николас Вейн Кумбс ОГЭ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК УСТНАЯ ЧАСТЬ СБОРНИК ТЕСТОВ Учебное пособие, Титул
Яндекс Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по изображению (yandex.ru)
Пояснительная записка
В методической разработке раскрывается методика и ход проведения урока (45 минут), посвященного домашним хлопотам, что составляет первую половину занятия «Повседневная жизнь», так как автор предлагает материал вниманию как преподавателей СПО, так и учителей школ, где уроки длятся 45 минут. Вторая половина занятия будет посвящена досугу, а следующее занятие по Программе «Распорядок дня студента» сфокусирует внимание обучающихся на ежедневной активности вне дома. Данная разработка предлагает конспект урока первичного предъявления новых знаний, с акцентом на развитие навыка говорения через немедленное использование новых лексем в речи. Методическая разработка включает конспект и раздаточный материал. На занятии листы с карточками не разрезаются (по три активности на листе), но дома студенты могут вырезать карточки для повторения и организации игр. Карточки можно положить в карман и в течение дня повторять (в транспорте, на перемене и др.). Рекомендуемые игры с карточками: «Мемори / Palming / Запоминалочка», «What is missing? / Что пропало?»; игры с карточками и кубиками: «Быстрый работник» (побеждает студент, первым завершивший игру – прошедший дорожку из «домашних обязанностей», делая число шагов по количеству точек на кубике); «Умелый помощник» (карточки выкладываются по кругу, таймер ставится на минуту или две, побеждает студент, «выполнивший» наибольшее количество разных «домашних обязанностей» за предложенное время). Карточки можно собирать в «банк» - коробку с изученной лексикой, к которой студенты подходят на перемене для повторения слов.
1.Методический блок.
1.1. Учебно-методическая карта.
Тема: Everyday life (household chores).
Повседневная жизнь (домашние хлопоты).
Учебная дисциплина: ОД.01.01 Иностранный язык (английский).
Специальности:
54.02.05 – Живопись (по видам)
54.02.01 – Дизайн (по отраслям)
54.02.07 – Скульптура
54.02.04 – Реставрация
Курс 1
Группы: 1ЖС, 1ДГ, 1ДС, 1СК, 1Р
Место проведения: аудитория №119 (кабинет иностранного языка)
Продолжительность урока - 45 минут
Форма проведения: практическое занятие (Коммуникативная технология)
Методическая цель: повышение мотивации к говорению на английском языке.
Цели и задачи урока.
Образовательные:
Расширять словарный запас лексикой по теме урока.
Формировать умение говорить в контексте изучаемой темы.
Развивающие:
Развивать языковые и речевые компетенции,
Развивать критическое мышление (мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение),
Развивать навыки коммуникации.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность и трудолюбие,
Воспитывать уважение к чужому мнению,
Воспитывать коммуникативную культуру студентов.
Планируемые результаты.
Знать:
лексический и грамматический минимум, необходимый для общего понимания и общения в рамках темы занятия.
Уметь:
Строить монологическое высказывание, выражать свое мнение и отстаивать его в дискуссии по теме занятия.
Формирование компетенций у обучающихся
Лингвистическая: расширение знаний о системе английского языка,
свободное использование приобретенных знаний и умений.
Социолингвистическая: совершенствование умений в основных видах
речевой деятельности.
Дискурсивная: развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения на иностранном языке.
Социальная: развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее.
Компенсаторная: совершенствование умения компенсировать недостаточность знания языка и опыта общения на иностранном языке.
Предметная: развитие умений использовать знания и навыки в процессе общения на английском языке.
Дидактические средства:
• для преподавателя – конспект и образец раздаточного материала с ответами;
• для обучающихся – раздаточный материал с карточками новой лексики и заданиями
1.2. Технологическая карта (Приложение 1)
Приложение 1 Технологическая картаDOC / 71 Кб
2. Информационный блок.
План-программа
№ п/п | Этапы урока | Время (мин.) |
1 | Организационный. Взаимное приветствие педагога и студентов. | 1 |
2 | Мотивационно-целевой. Знакомство с новой информацией. Определение темы и целей урока студентами с опорой на предложенный раздаточный материал. Ответы на наводящие вопросы педагога. Мотивация студентов к говорению. | 8 |
3 | Актуализация знаний. Связь материала занятия с жизненным опытом. | 7 |
4 | Первичное усвоение новых знаний. Введение нового материала в языковые системы. | 8 |
5 | Первичная проверка понимания. Дискуссия с опорой на образец-шаблон. | 10 |
6 | Первичное закрепление. Изучение образца высказывания по теме урока. Ответы на вопросы преподавателя. | 7 |
7 | Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | 3 |
8 | Рефлексия. Подведение итогов усвоения первой части занятия (домашние заботы). Самоанализ и самооценка обучающимися своей работы. | 1 |
2.2. Сценарий и ход урока.
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Teacher: Dear students, I’m really happy to see you and greet you (students’ greetings). Take your seats. How are you today? Are you full of energy or tired? Why? (S’s answers)
Преподаватель: Уважаемые студенты, я, действительно рада видеть вас и поприветствовать (приветствие студентов). Присаживайтесь. Как вы себя чувствуете сегодня? Вы полны энергии или устали? Почему? (Ответы студентов)
Teacher: Students usually get tired due to both homework and housework.
Преподаватель: Студенты обычно устают как из-за выполнения домашних заданий, так и из-за работы по дому.
II ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Task 1. Look at the pictures and try to guess the theme of todays’ lesson.
Work in pairs and try to divide the cards into several groups. Get ready to explain what your decision is based on.
Задание 1. Посмотрите на картинки и попробуйте угадать тему сегодняшнего урока.
Поработайте в парах и попробуйте разделить карточки на несколько групп. Приготовьтесь объяснить, на чем основано ваше решение.
Teacher: Look at the pictures and try to guess the theme of todays’ lesson. (Students’ versions: everyday life, daily routine, household chores, etc. – преподаватель поощряет активность, одобряет различные версии – в целях активизации мыслительной деятельности)
Преподаватель: посмотрите на картинки и попробуйте угадать тему сегодняшнего урока. (Варианты обучающихся: повседневная жизнь, распорядок дня, домашние дела и т.д.).
Teacher: We are going to speak about household chores / duties / housework which are an integral part of our “Everyday life”. Work in pairs and try to divide the cards into several groups. Get ready to explain what your decision is based on. (Students’ own answers. For example, typically men’s, women’s and their common chores; division up to the frequency, or rooms, etc.)
Преподаватель: Мы будем говорить о домашних делах, которые являются неотъемлемой частью нашей “повседневной жизни”. Работайте в парах и постарайтесь разделить карточки на несколько групп. Приготовьтесь объяснить, на чем основано ваше решение. (Собственные ответы обучающихся. Например, типично мужская, женская или их общая работа по дому; распределение на группы в зависимости от частоты выполнения или помещений т.д.)
Teacher: Let’s listen to your ideas and the arguments supporting them.
Преподаватель: Давайте выслушаем ваши идеи и аргументы в их поддержку.
(Единого правильного решения для этой задачи нет. Цель задания – создать мотивацию студентов к говорению.)
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Teacher: Now you are going to work in a chain style, as prompted in task 2.
Преподаватель: теперь вы будете работать “по цепочке”, как указано в задании 2.
Task 2. Work “in a chain,” asking the sample question and each time choosing from italicized words. Use the illustrated prompts to give different answers.
A (to B): What’s your share in the daily household chores?
B (to A): Well, I dust the furniture. I do it every day / week / month / every other week, etc.
(to C) What’s your share in the daily household chores?
C (to B) Well, I sweep and wash the floors. I do it every day / week / month / every other week, etc.
(to D) What’s your share in the daily household chores?
D (to C) Well, I vacuum clean the sofa. I do it every day / week / month / every other week, etc.
Задание 2. Работайте “по цепочке”, задавая примерный вопрос и каждый раз выбирая слова, выделенные курсивом. Используйте иллюстрированные подсказки, чтобы дать разные ответы.
А (обращаясь к Б): Какова ваша доля участия в ежедневных домашних хлопотах?
Б (обращаясь к А): ну, я вытираю пыль с мебели. Я делаю это каждый день / неделю / месяц / раз в две недели и т.д.
(обращаясь к В) Какова ваша доля в ежедневных домашних хлопотах?
В (обращаясь к Б) Ну, я подметаю и мою полы. Я делаю это каждый день / неделю / месяц / раз в две недели и т.д.
(обращаясь к Г) Какова ваша доля в ежедневных домашних хлопотах?
Д (к Г) Ну, я чистю диван пылесосом. Я делаю это каждый день / неделю / месяц / раз в две недели и т.д.
IV ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Teacher: It’s time to work in pairs on your own. Do tasks 3 and 4.
Преподаватель: пришло время поработать в паре самостоятельно. Выполните задания 3 и 4.
Task 3. Circle the correct word.
I hate to do / doing the dishes.
To do / doing household chores is an integral part of our daily routine.
I am supposed to make / making my bed in the morning.
I love to help / helping Dad wash the car at weekends.
My least favourite housework is to mop / mopping the floor.
Задание 3. Обведите нужное слово кружком.
1. Я ненавижу мыть / мытье посуды.
2. Выполнять / Выполнение домашних обязанностей является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
3. Я должен застилать / застилание постель по утрам.
4. Я люблю помогать / помощь папе мыть машину по выходным.
5. Моя самая нелюбимая работа по дому - мыть / мытье пола.
Task 4. Complete the sentences.
I am responsible for watering / looking after the plants.
Look for a dustbin to throw this rubbish in!
Could you please throw this stinky garbage bag out?
The snow looks so fresh and clean. Shall we beat the carpet?
Oh, no! The fish has burnt. I’ll have to scrub the pan now.
Задание 4. Закончите предложения.
1. Я отвечаю за полив / уход за растениями.
2. Поищите мусорное ведро, чтобы выбросить этот мусор!
3. Не могли бы вы, пожалуйста, выбросить этот вонючий пакет для мусора из дома?
4. Снег выглядит таким свежим и чистым. Будем выбивать ковер?
5. О, нет! Рыба подгорела. Сейчас мне придется оттирать сковороду.
Teacher: Compare your answers with the answers written on the board.
Преподаватель: сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске.
V ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ
Teacher: To do task 5 you are supposed to work in groups of 4 or 3 students. First, study the example, then in turn (clockwise) tell your group members how often people perform certain household duties, necessarily arguing your opinion. Feel free to support the point of view of your fellow students or disagree with them when giving a response statement.
Преподаватель: для выполнения задания 5 вы должны работать в группах по 4 или 3 студента. Сначала изучите пример, затем по очереди (по часовой стрелке) скажите, как часто люди выполняют те или иные домашние обязанности, обязательно аргументируя свое мнение. Не стесняйтесь поддержать точку зрения своих сокурсников или не согласиться с ними при построении ответного высказывания.
Task 5. Study the example and discuss with your partner how often people do the following household chores. (You have 10 minutes to do the task.)
Example:
S1: I feel / think / believe / am sure that people should / had better clean their flats every day, but they don’t need to clean them up daily. For instance, I only clean up my flat once a season. What about you?
S2: I go along with you / agree / You are right. People have to / need to / must clean their flats to be healthy, but for me cleaning up sounds too hard and time consuming so I do that when I expect some guests to come over or on the eve of holidays.
OR
I’m afraid I disagree with you. / I don’t think you are quite right. If you spend all day at work or at school, there is nobody to make a mess, so you don’t have to / there is no need to clean your flat every day, let alone cleaning it up.
Let’s turn to the next household chore given …
Задание 5. Изучите этот пример и обсудите со своим партнером, как часто люди выполняют перечисленные ниже домашние дела. (У вас есть 10 минут на выполнение задания.)
Пример:
С 1: Я чувствую/думаю /верю/уверен, что людям следует/лучше было бы убирать свои квартиры каждый день, но им не нужно «доводить их до блеска» ежедневно. Например, я делаю генеральную уборку своей квартиры только раз в сезон. Что насчет тебя?
С 2: Я согласен с вами / согласна / Вы правы. Люди должны убирать в своих квартирах, чтобы быть здоровыми, но для меня уборка — это слишком сложно и отнимает много времени, поэтому я делаю это, когда ожидаю прихода гостей или накануне праздников.
ИЛИ
Боюсь, я с вами не согласен. / Я не думаю, что вы совершенно правы. Если вы проводите весь день на работе или в школе, некому наводить беспорядок, поэтому Вам нет нужды убирать свою квартиру каждый день, не говоря уже о том, чтобы наводить в ней абсолютную чистоту.
Давайте перейдем к следующей работе по дому. …
VI ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Teacher: You will read someone’s talk about household chores. Among the phrases highlighted in bold there are two that differ from the rest. Try to find them out and justify your choice.
Преподаватель: Вы прочтете чей-то рассказ о домашних делах. Среди выделенных в нем жирным шрифтом фраз есть две, которые отличаются от остальных. Попробуйте найти их и обосновать свой выбор.
Task 6. Study the sample talk about household chores and find two odd bold words out. Justify your choice.
I am going to give a talk about household chores.
Doing household chores is an integral part of our everyday life.
Actually, I am responsible for many household chores.
Firstly, I am supposed to do the dishes at the weekends.
Secondly, I have to throw out the rubbish in the mornings before going to college.
What is more, I love helping mum prepare food on Sundays/
It is my preferable chore to do because I like it when my family says that something tastes good.
I believe that it means I did a good job.
Besides, I like the food myself!
Last but not least, I have to clean my room on Sundays.
I think that it is my least favourite activity because my room is usually a real mess and it’s not an easy thing to clean it.
To sum up, I think that everyone has to do household chores in their lives.
Задание 6. Изучите образец высказывания о домашних делах и выделите два лишних слова, из выделенных жирным шрифтом слов. Обоснуйте свой выбор.
1. Я собираюсь рассказать о домашних делах.
2. Выполнение домашних обязанностей - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
3. На самом деле, я несу ответственность за многие домашние дела.
4. Во-первых, по выходным я должна мыть посуду.
5. Во-вторых, я должна выбрасывать мусор по утрам перед уходом в колледж.
6. Более того, я люблю помогать маме готовить еду по воскресеньям/
7. Это моя любимая работа, потому что мне нравится, когда моя семья говорит, что что-то получилось вкусно.
8. Я считаю, что это означает, что я хорошо поработала.
9. Кроме того, мне самой нравится еда!
10. И последнее, но не менее важное: по воскресеньям мне приходится убирать в своей комнате.
11. Я думаю, что это мое самое нелюбимое занятие, потому что в моей комнате обычно настоящий беспорядок, и убрать ее непросто.
12. Подводя итог, я думаю, что каждый человек в своей жизни должен заниматься домашними делами.
(Students’ possible answer: I believe and I think are the odd bold words out as they are not linking words, they introduce your opinion.)
(Возможный ответ обучающихся: "Я верю" и "Я думаю" - поскольку они не связывают слова, а выражают ваше мнение.)
VII ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ
Teacher: Do task 7 at home. You must get ready to give a talk about household chores. Look through the task now. Are there any questions?
Преподаватель: выполните задание 7 дома Вы должны подготовиться к выступлению с речью о домашних делах. Ознакомьтесь с заданием прямо сейчас. Есть какие-нибудь вопросы?
Task 7. Get ready to give a talk about household chores. Don’t forget about linkers and expressing your opinion!
You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10-12 sentences).
Remember to say:
How important doing household chores is;
What household chores you are responsible for;
Which chores you prefer, and why;
What your least favourite household duty is, and why.
You have to talk continuously.
Задание 7. Приготовьтесь выступить с докладом о домашних делах. Не забывайте о связующих словах и выражении своего мнения!
Вам нужно будет начать через 1,5 минуты и говорить не более 2 минут (10-12 предложений).
Не забудьте сказать:
Насколько важно заниматься домашними делами;
За какие домашние дела Вы отвечаете;
Какие домашние дела Вы предпочитаете и почему;
Какие домашние обязанности Вам нравятся меньше всего и почему.
Вам необходимо говорить без долгих пауз.
VIII РЕФЛЕКСИЯ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ЗАНЯТИЯ)
Teacher: Could you, please, show me as many fingers as hard you have been working so far. Be honest with yourself. (S’s own esteem.). So, what have you learnt at today’s lesson? What have we been talking about so far? (household choice). Right, but our everyday life doesn’t consist of housework only second half of today's class will be devoted to various ways «to recharge our batteries.»
Преподаватель: не могли бы вы, пожалуйста, показать мне столько пальцев, на сколько усердно вы работали до сих пор? Будьте честны с самими собой. (самооценка студентов). Итак, чему вы научились на уроке сегодня? О чем мы говорили до сих пор? (домашние заботы). Правильно, но наша повседневная жизнь состоит не только из работы по дому, и вторая половина сегодняшнего занятия будет посвящена различным способам «подзарядки наших батарей».
Приложение 2 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛDOC / 1.96 Мб