12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тотрова Зоя Ильинична85

Технологическая карта урока

Тема урока Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала в 5 классе

Цели урока:

личностные: повысить мотивацию к учению и изучению русского языка, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:  регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме, создать условия для развития навыков самостоятельной работы.

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.

предметные:  развивать навыки грамотного письма.

Методы обучения: словесные (частично-поисковый, репродуктивный), практические, творческие

Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, доска, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас видеть.

 Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А, с Е, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне. Вы уже знакомы с такими корнями слов. Мы сегодня повторим и закрепим навыки их правописания. Но прежде проверим домашнее задание.

 

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

На доске записаны слова: растения, росли, разложить, расположиться, замереть, прикоснуться, слагаются.

Какая тема объединяет эти слова? 

Настраиваются на работу.

Читают слова с доски.

 

Отвечают:чередующихся гласных в корне слова.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

Запишите тему урока: «Чередующиеся гласные в корне слова» (слайд 1).

  Какую цель вы поставите в начале урока?

Цель нашего урока – повторить и обобщить правила правописания корней с чередующимися гласными.

Записывают в тетрадях дату и тему урока.

 

Дают свои варианты.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Решение проблемного вопроса на повторение

 (Слайд 2) Рассмотрите таблицу. Почему именно так сгруппированы корни?

Напомните, от чего же может зависеть выбор гласной?

Каких корней нет на втором слайде? Напомните правило, которому они подчиняются.

 

(Слайд 3)

Распределительный диктант (распределить в две колонки слова с чередующейся гласной и без чередования): зеленеть, вырастать, запевать, запереть, принести, собирать, стоять, прикасались, замереть, дрожать, солить, росли, предлагать, сдирать.

 

- Корни сгруппированы в зависимости от условий выбора чередующихся гласных в корне слова.

От суффикса А после корня; от согласных в корне; от ударения; от лексического значения слова.

 - Бер-бир, мер-мир (и т.д.)…

(Рассказывают правило, приводя примеры).

Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетрадях.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Буква - а- – хлопаем в ладоши, буква -о – восклицаем и поднимаем руки вверх.

Заря, гореть, зорька, зарянка, скакать, вскочить, зарница, соскочить, возгорание, скачу, загорать, творить, прискакать, озаряться, творение, перегореть,  скачок, озарение, пригарь, утварь.

 

Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, какая буква пишется в корне с чередованием.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Продолжая нашу прогулку, устно составьте со словами с чередующимися гласными предложения. (На экране появляются слайды с изображением осеннего пейзажа).

(Слайды 4-7).

1.Работа с текстом (в парах).

(Слайд 8).

Текст распечатан для каждой пары.

Вставить недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, графически объяснить.

Мы предпол..гали выехать рано но зад..ржались. Вдоль д..роги, кроме кустарниковой пор..сли, (не) было видно другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, заросшего к..мышом. В лучах ярко-ж..лтого солнца оз..ро бл..стело, как зеркало. Дог..рала вечерняя з..ря когда мы вернулись домой.

2. Игра «Корректор». Исправь текст (работа с доской)

Задание: найдите ошибки, исправьте их и правильно перепишите текст.

Я люблю путешествовать, особенно забераться в горы. Для этого нужно прилажить немало сил. Чудестная природа раскошных гор привликла меня. Бесканечные луга растелаются на склонах, а когда взбираешься все выше и выше, серце готово выскачить из груди. Ты будто прикосаешься к облокам. Вечером вершины гарят в лучах блестающего солнца. Затем кругом разлевается приглушенный свет вечерней зори.

3. Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне:

 

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

 

- Каждая пара подписывает свою работу и сдаёт. Затем устно проверяем правильную постановку

знаков препинания и орфограмм. (Слайд 9).

 

Придумывают предложения. (Индивидуальная работа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. Обсуждают, советуются, доказывают, спорят.

Самоконтроль.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII. Выставление самооценок.

Закончите эти фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня получилось…

Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.

 

VIII.Рефлексия

 - Вернемся к нашему осеннему лесу. (Слайд 10).

- С каким настроением вы уйдете с урока после нашей лингвистической прогулки?

Отвечают на вопрос.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

IX.Домашнее задание.

Составить связный рассказ с большим количеством чередующихся гласных (на «5») или составить словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» (на «4»).

Записывают домашнее задание.

 

 


 


 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (3)

Дементьева Ирина Михайловна, 06.01.22 в 23:11 4Ответить Пожаловаться
Заявлена презентация, но Вы не прикрепили её. Да и большая часть публикации "слизана".

Отредактировано 06-01-2022 23:14

Тотрова Зоя Ильинична, 07.01.22 в 19:20 0Ответить Пожаловаться
Вы, верно, сами часто "слизываете", коли пишете об этом.
Дементьева Ирина Михайловна, 07.01.22 в 19:45 2Ответить Пожаловаться
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/09/30/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po
Ну а как же работа по этой ссылке? Вы уж взяли чужое, так прикрепите ссылку!!!! А вести себя как обиженный ребёнок очень некрасиво.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.