12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нехорошева Наталья Владимировна22

Тема урока: «Познакомимся с дыхательной системой. Всё о вдохе и выдохе».

Место и роль урока в изучаемой теме: 10 урок открытия нового знания.

Предмет, класс: окружающий мир, 4 класс

УМК: перспективная начальная школа

Цели урока:

образовательная: дать представление о дыхательной системе, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции;

развивающие: закреплять знания о гигиене дыхания.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: компьютер, экран, карточки для практического опыта, учебник: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трофимов С.А. Окружающий мир 4 класс. Ч.2;

Мотивация СЛАЙД 1

(Звучит плач ребенка)

- Как вы думаете, почему, когда рождается ребенок он начинает плакать?

- За счет какого органа появляется звук?

- Вы уже знакомились с организмом человека, поднимите руку кто хотел бы узнать что-то новое?

- Я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по организму человека.

2. Актуализация

Как вы думаете, относится ли человек к живой природе?

- Докажите.

- Давайте уточним, что же необходимо для жизни человека?

- Как вы думаете, сколько времени человек может находится без пищи?

- Без сна?

- Без воды?

- А без воздуха?

Практическая работа

- Давайте проверим. Сейчас я засеку время, а вы закройте рот, зажмите нос и не дышите. Если будет тяжело, и не хватать воздуха, то вы нос откройте и дышите. По моей команде сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Приготовьтесь, начали.

- Что почувствовали?

-Какой вывод можно сделать?

Человек может прожить

Неделю – без воды,

Месяц – без еды,

Несколько дней – без сна,

Но без чего человек не может прожить и 2 – 3 минут?


СЛАЙД 2

Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине

30 метров задерживают дыхание до 4 минут. Рекорд под водой в спокойном

состоянии 5 минут 24 секунды.

Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха 30 мин, а киты – до 1 часа.


- Исходя из нашего разговора попробуйте определить тему сегодняшнего урока?


Тема: Дыхательная система и ее роль в жизни человека


СЛАЙД 3

- Какие цели мы поставим?


ЦЕЛИ:

1. Изучить строение дыхательной системы человека

2. Изучить функции органов дыхания.

3. Пронаблюдать процесс дыхания и его значение для человека.

4. Познакомиться с правилами гигиены дыхания


- А зачем нам знать о дыхательной системе?


-чтобы правильно использовать органы дыхания, не навредить им.


-А кто может объяснить, для чего мы дышим?


Благодаря органам дыхания из воздуха к нам в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ. Кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела


- А кто знает, какие органы человека участвуют в процессе дыхания?

-нос, легкие, рот

- Это еще не все органы, которые участвуют в процессе дыхания, поднимите руку, кто хотел бы это узнать?


3. Реализация плана

- Скажите, где мы можем взять информацию о строении дыхательной системы?


- Что из всего перечисленного на данный момент является доступным?

- Откройте учебник на с. 30

-Рассмотрите иллюстрацию, назовите органы дыхания.

- Все эти органы дыхания входят в дыхательную систему


Работа на интерактивном плакате.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000086d-1000-4ddd-1165-4900475d60a3/b08_113.swf


- У меня на доске такой же рисунок, как и у вас в учебнике.

- Давайте проследим путь, который проходит воздух.

- куда сначала попадает воздух?

- давайте сделаем вдох носом.

- Что почувствовали?

- Куда пошел воздух?

- ГОРТАНЬ – дыхательное горло.

- После гортани, куда проходит воздух?

- Найдите и прочитайте в учебнике, что такое трахея.

- Верно, это небольшая трубка из хрящевых полуколец.

Потрогайте ее.

-куда дальше попадает воздух?

- Прочитайте, что такое бронхи.

- Вдохните еще раз.

- Как вы думаете, куда дальше попадает воздух?

- Что происходит в легких?

- Что такое альвеолы? Прочитайте в учебнике.


Перечислите органы дыхания. СЛАЙД 4



СЛАЙД 5

- А вы знаете, что помогает делать вдох и выдох интересная мышца, которая имеет форму купола. Она находится под легкими и работает вместе с легкими и, может кто-то знает, как она называется?


Физминутка: наблюдаем за процессом дыхания

- А какую функцию выполняют эти органы дыхания? (Нос, глотка, гортань, трахея, бронхи)

СЛАЙД 6

Носовая полость Нос можно назвать фильтром, печкой, контролером, сторожевым постом организма. Почему? Носовая полость выстлана слизистой оболочкой. В носовой полости воздух согревается (кровеносные сосуды), увлажняется (слеза), очищается (слизь, ворсинки), обеззараживается (лейкоциты, слизь). При дыхании носом происходит раздражение нервных окончаний слизистой оболочки, усиливается сам акт дыхания, его глубина. Поэтому при дыхании через нос в легкие поступает больше воздуха, чем при дыхании через рот.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку Носоглотка выполняет функцию проведения воздуха.

СЛАЙД 7

Гортань– это не только отдел воздухоносных путей, но и орган голосообразования. Она выполняет и защитную функцию – препятствует попаданию пищи и жидкости в дыхательные пути.

Трахея является продолжением гортани. Это трубка длиной 10-15 см у взрослых Скелет её состоит из 16-20 хрящевых полуколец, препятствующих спаданию её стенок. В трахее воздух так же очищается и согревается


Рассказ о трахее

В нижнем конце трахея делится на 2 главных бронха..

Стенки бронхов поддерживаются хрящевыми кольцами В лёгких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки называются бронхиолами, которые заканчиваются выпуклыми мешочками, стенки которых образованы большим количеством альвеол. Альвеолы оплетены густой сетью капилляров малого круга кровообращения. В них происходит обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом.

Лёгкие– это парный орган, занимающий почти всю грудную клетку. Лёгкие состоят из бронхиального дерева. Правое лёгкое несколько больше левого и состоит из трёх долей, в левом – 2 и имеется сердечная вырезка – место прилегания сердца.

Снаружи лёгкие покрыты оболочкой – плеврой

И так какие же функции выполняют органы дыхания?

- согревают, очищают, обеззараживают, в легких происходит обмен углекислого газа на кислород

- Ребята! С детства вы часто слышите, в холодную погоду, от мам и взрослых «Не открывай рот, дыши носом». Как вы думаете, есть ли разница как дышать и почему?

- Путь воздуха от носа до легких длиннее и мы уже с вами говорили, что когда воздух идет через нос, гортань, трахею - он согревается. А если мы будем дышать ртом, то быстрее заболеем, а во вторых установлено, что в носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов. В легкие воздух поступает практически чистым.



- Как вы думаете, сколько вдохов в минуту должен делать здоровый человек?


Практический опыт СЛАЙД 8

- У вас на столе лежит карточка с табличкой, посмотрите на нее, дальше я засекаю время, а вы по моей команде, начнете считать, сколько вдохов вы сделаете за 1 минуту, считаем только вдохи, и количество вдохов запишем в таблице. Приготовились начали.


Условия

Частота дыхания. (Число вдохов в минуту)

Сижу спокойно


После физ. нагрузки


- Запишите количество вдохов в строчке «сижу спокойно»

- А теперь проверим, сколько вдохов вы можете сделать после физической нагрузки.

- Сделай 15 приседаний. Теперь посчитайте число вдохов.

- Занесите результаты в табличку и сравните их.

- Сделайте вывод.


- Поднимите руку, кто сделал 14 вдохов в минуту? 14 вдохов в минуту - замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди.

- Поднимите руку, кто сделал от 14 до 18 вдохов в минуту. Тоже неплохой результат. Считается, что от 14 до 18 вдохов в минуту дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

Поднимите руку, кто сделал более 18 вдохов в минуту - это уже серьезный повод для беспокойства.


Какой пункт плана мы рассмотрели?


- Что может негативно повлиять на дыхательную систему человека?


СЛАЙД 9 - 14


вредные привычки - никотин, загрязненный воздух, ядовитые газы, микробы.


Сценка

? Как медведь трубку нашел ?

- В русском фольклоре существуют пословицы и поговорки о вреде курения. Прочитайте их.

Один курит, а весь дом болеет.

Курить много табака - поубавится ума.

Курить - здоровью вредить.

Кто табачье зелье любит - тот сам себя губит.

Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.

Хочешь жить - умей дышать.



Какая была тема урока?

Все цели мы с вами достигли?


Какие новые знания вы получили на уроке?

Какую полезную информацию вы получили для себя на уроке?

С кем вам хочется поделиться этой информацией?


Д.з.

Составить рекомендацию: какие правила нужно соблюдать, что бы избежать заболеваний органов дыхания. Прочитать статью стр. 34-35

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 29.10.19 в 12:23 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы познакомиться с презентацией!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.