Познавательная игра по биографии и творчеству Мажита Гафури для учащихся 7–11 классов

6
0
Материал опубликован 26 July 2022

Кинзягулова Гульшат Фарисовна, учитель башкирского языка, русского языка и литературы, высшая категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №132 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Внеклассное меропиятие. Познавательная игра по биографии и творчеству Мажита Гафури.

Познавательная игра создана для учащихся 7-11 классов для обобщениря и систематизации знаний по биографии и творчеству Мажита Гафури.

Цели:

- заинтересовать учащихся личностью Мажита Гафури;

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжать работу по раскрытию творческих способностей учащихся;

- прививать интерес к литературе, любовь к родине, ее прошлому, к природе;

- воспитывать бережное отношение к слову автора.

Организация игры. Класс разбит на две команды. У каждой команды есть название, капитан. Столы, за которыми сидят участники игры расположены группами. На столах визитные карточки команд. У капитана сигнальная карточка, которой он оповещает о готовности команды к ответу на вопрос. Правильность ответов участников игры оценивает жюри, из числа приглашённых родителей.

Оформление и оборудование игры.

Компьютер для учителя (ведущего игры), мультимедийный проектор, экран.

Презентация Power Point (Приложение 1)

Кроссворд в электронном виде, выполненный в программе word.

Интерактивный тест на установление соответствия

Листы оценивания.

Сигнальные карточки.

Если школа не располагает техническими возможностями, необходимыми для оборудования игры, то презентация, кроссворды, тесты могут быть заменены распечатанными бумажными вариантами, также как и иллюстрации, картины, рисунки и т.д.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на литературную игру и для того, чтобы понять о ком мы сегодня будем говорить, вам нужно будет разгадать ребус:

t1658819043aa.png

Учитель: правильно, сегодня наша игра посвящена жизни и творчеству народного поэта Башкирской АССР, классику советской башкирской и татарской литературы и поэзии, фольклористу и драматургу Мажита Гафури. Сегодня вас ждут различные игры, викторины и все они связаны с М. Гафури. Желаю всем удачи и начинаем нашу игру.

Конкурс 1. Лучший знаток.

Учитель: перед вами 8 вопросов, на которые нужно найти ответы, обсудить в команде. Если вы готовы отвечать, командир подает сигнал.

Викторина по творчеству М. Гафури:

Назовите полное имя Мажита Гафури.

Где и когда родился М. Гафури?

Кем был отец поэта?

Где обучался Мажит Гафури?

По какой причине он не смог учиться в Уфе?

Куда отправился М. Гафури пешком для получения образования?

Какие языки изучал поэт?

В каких годах учился в медресе «Галия»?

Конкурс 2. Кроссворд.

Учитель: перед вами кроссворд. Вопросы касаются жизни и творчества М. Гафури. Вам придется вспомнить не только факты из жизни М. Гафури, но и названия произведений писателя, а также героев из разных произведений. Работаем в команде.

Разгадайте кроссворд:





2

































1



































1
















































3





















































3





























4































5









5












































































4

















6






























7


















































По горизонтали:

Эпическая поэма М. Гафури.

Название Казанского медресе, в котором обучался поэт.

Рассказ «Жизнь, прошедшая в …».

В каком городе у знаменитого Зайнуллы – ишана учился поэт?

Главный герой рассказа «Жизнь, прошедшая в нищете».

Первая повесть Мажита Гафури.

Эпос «Заятуляк и Хыухылыу» был написан, когда М. Гафури побывал среди башкир в окрестностях озера…

По вертикали:

Самая популярная в народе повесть М. Гафури, которая дословно переводится как «Опозоренные».

Полное имя Мажита Гафури.

Первый сборник стихов Гафури «… железная дорога, или Положение нации».

Повесть – исповедь «Жизнь Хамита, или … и моя жизнь».

В стихотворении «Стих …» поэт от всей души приветствует долгожданную революцию.

Конкурс 3. Герои из произведений Мажита Гафури.

Учитель: Вам подготовлены названия произведений Мажита Гафури и имена героев. Вам необходимо найти героев разных произведений.

Соотнесите:

«Жизнь, прошедшая в нищете»

«Бедняки»

«Солдатка Хамида»

«Черноликие»

«Ступени жизни»

Вахит Ягфаров

Галима

Хамида

Шариф

Нигматулла


Конкурс 4. Портретная галерея.

Учитель: Я зачитываю командам характеристику на героя по очереди. Вам необходимо отгадать: кто это, из какого произведения. Если команда не может ответить на своё задание, то право ответа переходит к соперникам.

Среди этих последних бедняков был один в лаптях и коротком чекмене, подпоясанном бечевкой. Старое тряпье служило ему портянками. Из-под короткого чекменя виднелись красные штаны. Дрожа от холода, он зажимал подмышкой лопату. Человека звали…

Она привыкла к бедствиям Шарифа, была преданной женой и уповала на трудолюбие мужа. Женщина высокого роста, с запавшими глазами и впалыми щеками, она и обликом своим выражала их беспросветную жизнь. Она носила пестрый наряд: платье с белыми рукавами, верхняя часть платья красная, а нижняя желтая; голову прикрывал ярко-красный платок, купленный еще во время прошлогодней жатвы.

Бешмет на нем был разорван, шапка смята, на левой щеке запеклась кровь, а над правым глазом темнел кровоподтек. Он был неузнаваем. Остановившись перед хазретом, он опустил голову, словно стыдясь.

Вслед за парнем ввели … . Ее не держали за руки, но окружили так, чтобы она не могла убежать. Она плотно закрыла лицо платком. От непрестанного плача и страшного волнения, сжимавшего ее сердце, она издавала странные, отрывистые звуки, напоминавшую икоту. Она вздрагивала и покачивалась.

Конкурс 5. Продолжи стихотворение.

Учитель: Вам известны многие стихотворения Мажита Гафури, и мы сейчас вместе их вспомним. Для вас подготовлены начало стихотворений Мажита Гафури, вам необходимо вспомнить продолжение.

Великодушно, сердце будь,

Всегда люби свободу,

Тебя зовет священный путь

Служения народу!

Я спросил себя однажды: одинок ли я?

Ведь всегда со мною книги – верные друзья.

Как только шаг шагну вперед,

Избрав тропу к седой вершине,

Я думаю: где мой народ?

На штурм высот идет ли ныне?

Эй, перо, веселей! Нажимай, что есть сил!

Эй, перо, потрудись, не жалея чернил!

Конкурс 6. Басни Мажита Гафури.

Учитель: Вы прекрасно знаете, М. Гафури является основоположником басенного жанра в башкирской и татарской литературе. Я вам предлагаю вспомнить его басни. Перед вами иллюстрации к басням Мажита Гафури. Вам нужно определить какая это басня.

t1658819043ab.jpg

t1658819043ac.jpg

Конкурс 7. Вспомни рассказ.

Учитель: перед вами ребус. Разгадав его, вы прочитаете финальную фразу из одного произведения Мажита Гафури. Прочитайте эту фразу и назовите название рассказа.

t1658819043ad.png

Конкурс 8. Фразеологизмы в рассказах М. Гафури.

Учитель: Произведения М. Гафури богаты средствами выразительности, а также пословицами и фразеологизмами. Перед вами фразеологизмы из одного рассказа М. Гафури. Прочитайте их и попробуйте определить какой это рассказ: зоркий глаз, верная рука, с пустыми руками, прочесывают кусты, лес молчит, не дрогнула его рука, сильно стучит сердце, дал стрекача, бежал как ветер, глазом не успел моргнуть, след простыл.

Учитель: таким образом, мы сегодня с вами вспомнили произведения М. Гафури, вспомнили его стихи, басни, рассказы и повести. Его произведения интересны, написаны богатым языком. Надеюсь, вы продолжите знакомиться с его творчеством. А мы подсчитаем сейчас баллы, определим команду победителей и самых активных участников. Всем спасибо!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.