Познавательная игра «Мысль. Опыт. Наука» (10–11 классы)

7
1
Материал опубликован 2 March 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший сценарий внеклассного мероприятия «Наука – это интересно!»

Познавательная игра «Мысль. Опыт. Наука».

Разработала: учитель математики ГБОУ РО

НШИ с ПЛП Франк М.В.


«Наука — самое важное, самое прекрасное и

нужное в жизни человека». А. П. Чехов


Цели:

- создание оптимальных условий для развития познавательной активности учащихся, расширения кругозора подростков;

- формирование интереса к познанию мира, к углубленному изучению школьных предметов;

- развитие умения отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, чётко излагать свои мысли;

- активизация познавательной деятельности воспитанников посредством пропаганды достижений отечественной и мировой науки.

- донести до учащихся информацию, что жизнь людей зависит от знаний и самостоятельного, обдуманного выбора.

Участники: учащиеся 11-х классов

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, интернет, презентация.

Форма проведения: познавательная игра по станциям.


Ход игры

Все собираются в актовом зале, звучит песня «Наука»

https://chudesenka.ru/4753-nauka.html


Учитель: Добрый день! Мы живём с вами в удивительное время! В век высоких технологий и век информации. Наука в 21 веке воплощает в жизнь даже самые смелые фантазии человечества.

На экране слайды с научными достижениями.

Можем путешествовать на разных видах транспорта; совершать виртуальные экскурсии по великим музеям мира, не выходя из дома; общаться с людьми из любого уголка Земли. Сегодня даже обычный человек может найти в интернете практически любую информацию. Современная медицина уже сегодня лечит человека его собственными клетками, имплантирует искусственные органы, корректирует зрение с помощью новейших лазеров. За последние десятилетия многие страшные диагнозы ушли в прошлое, и те, кто считался неизлечимо больным, получили надежду на полное выздоровление.

Сегодня актуально звучат слова советского физика С.И. Вавилова: «Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше».

Давайте заглянем в словарь и узнаем, что такое наука?

Слайды

1) Наука  — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. https://ru.wikipedia.org/wiki/

2) Наука - сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности.

 Глоссарий философских терминов проекта Distance

3) Наука - область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.  

Словарь по культурологии

4) НАУ'КА, и, ж. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир.  2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия.  3. только ед. Обучение (простореч. 4. только ед. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (разг.). 

 «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940).

Учитель: Этот список можно продолжать и дальше. На сегодняшний день нет однозначного определения науки. Многие люди понимают науку по – своему.

«Свободный микрофон». Какой смысл Вы вкладываете в это слово? Можете ли дать чёткое определение этому понятию? (высказывание подростков по очереди о науке).

Учитель: Молодцы! Отлично справились с заданием.

Возможные ответы:

- наука есть познание мира, в котором мы живём;

- наука одна их форм культуры общества;

- наука – это источник знаний;

- наука – это двигатель прогресса. Уровень развития науки – это показатель развития общества, развития государства.

Учитель: Для большинства из вас слово «наука» ассоциируется с чем-то скучным, непонятным… Давайте попробуем разрушить этот стереотип. Приглашаю принять участие в познавательной игре «Мысль. Опыт. Наука».

Правила игры.

Французский философ ХХ века Жан Франсуа Лиотар говорил: «Если нет правил, то нет и игры».

В каждом классе участники выбирают капитана. Капитан получает маршрутный лист. Команда строго по маршрутному листу перемещается по станциям — на станции необходимо выполнить задание, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения. После прохождения всего пути капитаны сдают маршрутные листы руководителю и ожидают в актовом зале.


СТАНЦИЯ «Научные открытия прошлых столетий»

Презентация

Викторина «Научные открытия прошлых столетий, которыми люди пользуются и сегодня»

1. 723 год нашей эры. Это изобретение позволило нам измерять время. (Механические часы)

2. 1628 год. Одно из самых важных открытий в медицине, сделанное английским врачом Вильям Харви. (Система кровообращения)

3. 1664 год. Этот учёный открыл гравитацию. Назовите имя знаменитого физика и математика. (Исаак Ньютон)

4. 1837 год. Чарльз Бэббидж стал первым, кто смог осмыслить реальность и разработать полностью программируемый механический компьютер, который он назвал … «аналитической машиной». 

5. 1869 год. Величайшее открытие в химии русским химиком Д. Менделеевым. (Периодическая система элементов).

6. 1895 год. За это новаторское открытие немецкий физик Вильгельм Рентген был удостоен первой в истории Нобелевской премии по физике в 1901 году. (Рентгеновские лучи)

7. 1888 год. Благодаря открытию австрийского ботаника и физиолога Фридриха Рейнитцера, появились телевизоры с жидкокристаллическим экраном и плоские LGD мониторы. (Жидкие кристаллы)

8. 1928 год. Это открытие, сделанное английским учёным Александром Флемингом, помогло человечеству победить такие болезни, как язва желудка, ангина, абсцессы, скарлатина и много других. (Пенициллин)

9. 1938 год. За это открытие американский ученый Исидор Айзек Раби был удостоен Нобелевской премии по физике в 1944 году. (Ядерный магнитный резонанс)

10. 1973 год. Был впервые разработан Винтoнoм Сeрфoм при поддержке Агентства перспективных исследований Министерства обороны СШA (ARPA) (Интернет)

СТАНЦИЯ «Занимательная»

Задание 1. В ящик положили лимоны. В первую очередь из него взяли половину лимона и половину всех лимонов, а немного позже – еще половину лимона и половину того, что осталось. В конце достали еще половину лимона и половину того, что осталось. В результате в ящике остался лежать 31 лимон. Вопрос: сколько изначально в ящике было лимонов?


Ответ: 255 лимонов. Способ решения: задачу необходимо решать с ее конца. 31 лимон и половина лимона – это половина 2-го остатка. Получается, что второй остаток составляет 63 лимона. Идем дальше: 63 лимона – это половина 1-го остатка, соответственно первый остаток – это 127 лимонов. Получается, что 127 лимонов и половина лимона – это половина того количества. Которое было в ящике изначально. А значит — вначале там было 255 лимонов.


Задание 2. В бар зашли не очень общительные посетители. Возле барной стойки расположены 25 мест. Как только входит новый посетитель, он выбирает самое дальнее место, чтобы не общаться с другими посетителями. Никто не садится рядом с другим. Если зашел посетитель и увидел, что нет «свободных мест», он сразу же уходит. При этом бармену хотелось бы, чтобы возле бара было занято максимальное количество мест. Если бы бармену разрешили усадить первого посетителя на любое место, куда бы на его взгляд было бы выгодно его усадить?

Ответ: на 17 или 9 место.


Задание 3.  Вирус.

Есть колония Бактерий. Очень большая — N штук... Или нет, N мало – целых M штук. В ней поселяется Вирус. Каждую секунду Вирус уничтожает одну бактерию, и, наевшись, тут же делится на два себе подобных. Бактерии питаются всем подряд (не бактериями и не вирусами, конечно) и тоже каждую секунду делятся пополам. Уничтожит ли когда-нибудь Вирус все Бактерии?


Ответ: Поколение бактерий удваивается не полностью, а только то, которое не съедено вирусом. Это меньше, чем просто удвоение, поэтому через некоторое время вирус уничтожит все.

Уничтожит, естественно. Причём время в секундах, которое на это потребуется, будет в точности равно количеству бактерий в момент их заражения вирусом.


Задание 4. Можно ли в 8 часов утра вылететь из Владивостока и в 8 часов утра того же дня прилететь в Москву?

Ответ: Да, можно. Чтобы понять этот ответ, нужно только вспомнить, что разница между поясным временем Владивостока и Москвы составляет девять часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Расстояние Владивосток – Москва составляет примерно 9000 км. Значит, скорость самолета должна быть равна 9000:9 = 1000 км/час. Это вполне достижимая в современных условиях скорость.



СТАНЦИЯ «Физическая лаборатория»

«Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой». – А. Эйнштейн

  Опыт 1. «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Объяснение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится, и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.


Опыт 2. « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?


Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.


Опыт 3. «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.


Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде. Занимательные опыты.


Опыт 4. Карандаши

Оборудование: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом проткнуть пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой. ПОЧЕМУ вода не выливается из отверстия? 


Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.



СТАНЦИЯ «ЧТО ЖЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?»

Человека изучают многие науки: философия, антропология, биохимия и т.д.

Давайте попробуем разобраться в феномене - человек. Знаете ли Вы об интересных особенностях нашего организма?

Знаете ли вы:

1) Сколько генов содержит человеческая ДНК? (Человеческая ДНК содержит около 80 000 генов).

2) При каком росте люди считаются карликами? (Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см).

3) Из скольких мышц состоит тело человека? (Тело человека состоит из 639 мышц).

4) Сколько при улыбке «работает» мускулов? (При улыбке у человека "работают" 17 мускулов).

5) Сколько цветовых оттенков способен различать человеческий глаз? (Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков).

6) Сколько в организме человека вкусовых рецепторов. (В организме человека порядка 2000 вкусовых рецепторов).

Во рту человека около 40 000 бактерий.

7) Сколько в среднем весит мозг человека? (В среднем мозг человека весит около 1,3 кг. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые).

8) Сколько твоё сердце в состоянии покоя перекачивает литров крови? (Твое сердце в состоянии покоя бьется 80 раз в минуту, перекачивая 5 литров крови).

9) Сколько километров нервов в теле взрослого человека? (В теле взрослого человека около 75 километров нервов).

10) Какая температура, является критической для человеческого организма (при нормальном давлении и относительной влажности)?

Нормальная температура для большинства людей - от 36,3 до 37 С. Критическая температура, сопровождающаяся потерей сознания - выше 42 С Смертельная температура - выше 43 С. Температура, приводящая к замедлению процессов мозга - ниже 34 С. Критическая температура, сопровождающаяся потерей сознания – ниже 30 С. Смертельная температура, возникает фибрилляция сердца, прекращается кровообращение - ниже 27 С.

11) Сколько весит сердце взрослого человека? (Размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Вес сердца взрослого человека составляет 220 - 260 г).

12) Сколько процентов соляной кислоты содержит желудочный сок человека? (Желудочный сок человека содержит 0,4% соляной кислоты (HCl)).


СТАНЦИЯ «Чудеса из ничего»

  Опыт 1. Взрыв в тихой воде.

Оборудование: стеклянный сосуд с водой (3-х литровый бутыль).

Проведение: осторожно, не дотрагиваясь до самого сосуда, капнуть пипеткой в самую середину с высоты 1-2 см каплю чернил.

Что произошло? (очень красивый взрыв - как в замедленной съемке).

Почему? Объясните?


Опыт 2. Горящие деньги

Материалы и оборудование:  денежная купюра, этиловый спирт (приготовлен сделать раствор 1/2 часть спирта + 1/2 часть воды),  пинцет,  спички

Проведение эксперимента: Погрузите купюру в раствор таким образом, чтобы она полностью им пропиталась, подержите ее там около минуты. После этого достаньте купюру из раствора пинцетом, дайте стечь жидкости, подожгите (делать это лучше всего над раковиной или другой невоспламеняющейся поверхностью) и дождитесь, пока огонь не погаснет сам.

Купюра останется цела и невредима! Почему? Объясните?


Объяснение опыта:

В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, не достаточна для того, что испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная денежная купюра остается неповрежденной.

Опыт 3. «Лавовая лампа»

Наверняка многие из вас видели лампу, у которой внутри жидкость, имитирующая горячую лаву. Выглядит волшебно.

Материалы и оборудование: сосуд, подсолнечное масло, вода, пищевой краситель (красный или синий), таблетки шипучего аспирина.

Проведение: В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий). После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект.

В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик — начнется «настоящая магия».

Объясните почему?

Объяснение опыта: Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение.

Опыт 4. «Газировка»

Материалы: несколько банок с разной газировкой, сосу, вода..

Вопрос: «Что будет, если погрузить банки с газировкой в воду?» Утонут? Будут плавать?

Проведение опыта: Берем банки и аккуратно опускаем в воду.

Объяснение: Зависит от газировки. Оказывается, несмотря на одинаковый объем, они имеют разный вес. Именно поэтому одни банки тонут, а другие нет. Все банки имеют одинаковый объем, но вот масса у каждой банки различная, а это значит, что и плотность отличается. Что такое плотность? Это значение массы, поделенное на объем. Так как объем у всех банок одинаковый, то плотность будет выше у той из них, чья масса больше. Будет ли банка плавать в контейнере или же утонет, зависит от отношения ее плотности к плотности воды. Если плотность банки меньше, то она будет находиться на поверхности, в противном случае банка пойдет ко дну. Но за счет чего банка с обычной колой плотнее (тяжелее), чем банка с диетическим напитком? Всё дело в сахаре! В отличие от обычной колы, где в качестве подсластителя используется сахарный песок, в диетическую колу добавляют специальный сахарозаменитель, который весит намного меньше. Так сколько же сахара в обычной банке с газировкой? Разница в массе между обычной газировкой и ее диетическим аналогом даст нам ответ!

  Опыт 5. «Мыльный вулкан»

Материалы и оборудование: сода, уксус, немного моющей химии для посуды и картон.

Проведение опыта: Разводим уксус в воде, добавляем моющей жидкости и подкрашиваем все йодом. Оборачиваем все темным картоном — это будет «тело» вулкана. Щепотка соды падает в стакан, и вулкан начинает извергаться.

Объяснение опыта: В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену — вот и извержение»

Опыт 6. «Растворим ли школьный мел?»

Множество людей, обучающихся в образовательных учреждениях, не задаются вопросом, растворим ли школьный мел. Некоторые считают его растворимым, некоторые сомневаются. Проверим, растворим ли школьный мел или нет.

Проведение опыта: Нужно взять кусочек мела и размельчить его с помощью ступки или другого твёрдого предмета. Затем нужно поместить размельчённый мел в ёмкость с горячей водой и размешать получившуюся смесь, которая называется суспензия, ложкой. Через некоторое время на дне ёмкости можно будет увидеть белый нерастворённый осадок. Следовательно, называть мел растворимым неправильно.

Объяснение опыта: Формованный школьный мел состоит из карбоната кальция на 40 процентов, остальные 60 процентов – это связующее вещество сульфат кальция, или гипс. Из курса неорганической химии знаете, что карбонат кальция практически нерастворим в воде.

Осадок – это и есть карбонат кальция и малорастворимый сульфат кальция.

  Опыт 7. «Воздушный шарик и апельсин»

Материалы: воздушные шарики, апельсин.

Как вы думаете, что произойдет, если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?

Проведение опыта: Надуваем требуемое количество шариков и выжимаем цедру апельсина над шариком… Невероятно, но он просто лопнет! Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них! Что произошло?

Объяснение опыта: Сок из цедры апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых.. Лимонен используют при производстве косметики, он придает парфюмерной композиции хвойный и лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики.

Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!

Опыт 8. Может ли вода гореть?

Объяснение. Вода состоит из атомов молекул кислорода и водорода. Поскольку всякое соединение с кислородом свидетельствует о способности вещества к горению, вода не является исключением. Таким образом, вода представляет собой удивительного свойства соединение, уже «сгоревшее». Встречалось ли вам когда-либо такое явление, как горящая вода? Оказывается, если создать условия высокой температуры, достигающей нескольких тысяч градусов, вода, попадая в эпицентр огня, начинает распадаться на молекулы кислорода и водорода, участвующих в горении. Именно это учитывается пожарными, когда они принимаются за тушение горящего пластика, топлива, которые нагреваются до высочайшей температуры. В таких случаях пожарные прибегают к тушению огня сильной пеной.

Таким образом, вода имеет свойство не только гасить огонь, но и гореть при некоторых условиях.


Подведение итогов.

Пока будут подводиться итоги, посмотрите клип: «Симфония науки»: лекции учёных превратили в песни.

https://www.mirf.ru/news/symphony-of-science-beyond-the-horizon/

Клип электронного музыкального проекта Symphony of Science, который превращает лекции известных учёных в музыку. Для этого используется авто-тюнинг: изменение тональности голоса при помощи программы, благодаря которому обычная речь звучит как пение. Видео называется Beyond the Horizon — «За горизонтом».


Рефлексия:

- Что Вам сегодня запомнилось?

- Почему?

- Что получилось, а что не получилось?

- Почему?

- Что есть наука? Для чего же она человечеству?

- Смогли мы Вас убедить, что наука – это не что-то живущее в лабораториях, пробирках, научно – исследовательских институтах. Наука – сама жизнь, наполненная знаниями?

- Наука – это интересно? Почему?


Итоги: Объявляются результаты, награждаются победители и самые активные участники.

Предоставляется слово взрослым, проверявшим старшеклассников на станциях и участвовавших в организации мероприятия.

Учитель: (слово учащимся) Кто хочет поделиться своими мыслями, впечатлениями?

Вывод: Наука делает нашу жизнь комфортнее, интересней, предоставляя нам многочисленные средства для развлечения, возможность пользоваться последними достижениями в сфере коммуникационных технологий. Она дает нам пищу для ума, знания.

Интересно, что ждет человечество впереди, и без чего люди, не смогут жить и развиваться через 100, 200, 500… лет?  

Жюль Верн считал: «Всё, что человек способен представить в воображении,  другие сумеют претворить в жизнь».

«Придет время, когда наука опередит фантазию»

Спасибо за внимание! До новых встреч!

https://chudesenka.ru/4753-nauka.html





Приложение

Маршрутный лист

Познавательная игра «Мысль. Опыт. Наука».

Класс 11 «А»

Каб.

Название станции

Количество баллов

Замечание

1.

303

«Что же есть человек?»



2.

103

«Физическая лаборатория»



3.

301

«Чудеса из ничего»



4.

102

«Занимательная»



5.

304

««Научные открытия прошлых столетий»



Итого:











Источники

https://project.1sept.ru/subjects/8/9

https://www.alto-lab.ru/zanimatelnya-himia/mozhet-li-voda-goret/

https://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/kak-lopnut-sharik-pri-pomoshhi-apelsina/

https://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/smeshenie-zhidkostej/

http://class-fizika.ru/mudr.html

http://class-fizika.ru/man.html

https://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/rastvorim-li-shkolnyj

http://all-fizika.com/article/index.php?id_article=210

 https://vikent.ru/author/39/





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Марина Владимировна, поздравляю Вас с победой в конкурсе "Наука - это интересно"!

23 March 2021