«Мыслю следовательно существую». Игра по обществознанию для 10-11 классов

4
0
Материал опубликован 22 March 2016

Урок –игра по обществознанию для 10-11 классов.

Учитель: Соколова Анна Владимировна

(стаж работы 11 лет, в/к).


 

Раздел обществознания: Человек и общество.

Аудитория – 10-11 классы.

Форма урока – игра «Мыслю следовательно существую».
 

Темы, включенные в игры: потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности ;
системное строение общества: элементы и подсистемы ;
понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки ; образование, его значимость для личности и общества. Религия.
Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
Угрозы XXI века (глобальные
проблемы).

Вступительное слово ведущего игры:

Здравствуйте, уважаемые участники интеллектуальной игры «Мыслю, следовательно существую». Латинское выражение «Cogito, ergo sum» Рене Декарта означает, что мысль и мыслительная деятельность очень важны для человека, мысль дает возможность человеку выражать свои мысли, воспринимать окружающий мир, познавать, создавать. Именно с этими мыслительными операциями каждый из нас пользуется каждодневно.

И сегодняшняя игра – возможность для участников проявить свои аналитические способности, память, находчивость, творческий подход.

Мы начинаем!

Цель игры – в игровой форме обобщить ранее изученный материал, способствовать формированию устойчивой мотивации к познавательной деятельности учащихся.

Задачи игры:

- Развивающая – способствовать развитию памяти, мышления, логики.

-Учебная - в игровой форме повторить пройденный материал, способствовать обобщению и систематизации знаний.

-Воспитательная – способствовать формированию нравственных качеств личности, патриотизма, осознанной любви к родине.

Участники разделены на 2 команды. Каждая команда имеет свое название и капитана.

Ведущий игры представляет команды, капитанов и членов жюри.

(см. технологическую карту работы жюри).

 

Задание № 1. Разминка. (5 мин.)

Уважаемые участники.

Соотнесите календарные даты с даты с событиями:

1 июня 1. Полное снятие блокады Ленинграда

1 мая 2.День Народного единства

12 декабря 3.Сталинградская битва: разгром войск

4 ноября врага в 1943 г.

27 января 4.Международный день солидарности

2 февраля трудящихся.

5.День Конституции РФ

6.День защиты детей.

Задание выполняется на заранее заготовленных карточках, которые проверяются жюри. Правильный ответ – 1 балл. Мах – 6 б.

 

Задание №2 .Тебе письмо! Тебе телеграмма! ( 15 мин)

Цель игры: предъявление обычных вопросов в необычной игровой

форме; проверка знаний; развитие психологической устойчивости.

Содержание игры: Предварительно изготавливаются «телеграммы» с

вопросами по теме занятия. Определяется ученик, который будет играть роль

«почтальона». Почтальон вручает телеграмму и требует немедленного ответа –

ответной телеграммы, которая должна быть выдержана в телеграфном стиле.

Игра «Тебе телеграмма!» с успехом может быть использована также в качестве разминки или игрового опроса.

Телеграммы командам. Ведущий текст телеграмм зачитывает по очереди, или выводит на экран для всех участников игры, зрителей, жюри.

Что такое социальная норма?

В чем особенности морали?

Что такое мораль и моральный выбор?

Что такое нравственность?

Нужно ли делать добро в ущерб себе?

К чему нужно стремиться в жизни современному подростку?

Какие нравственные качества в наибольшей степени ценятся в обществе?

Каковы признаки норм права, отличающие их от других социальных ?

Что важнее: материальные или духовные ценности для современного общества?

Что такое добро?

Что такое совесть?

Четкий, лаконичный ответ в виде телеграммы оценивается жюри 3-мя баллами.

 

Задание № 3. Игра « Прямой эфир». (5мин.+5мин.)

Данная игра имитирует популярные новостные выпуски.

Каждая команда должна предоставить свой сюжет на выбранную тему.

Материал может быть представлен с помощью инсценировки интервью, рассказ журналиста с места происшествия, телемоста.

(Время подготовки 5-7 мин. Представление сюжета новостей – 5 мин.).

Цель игры: обсуждение в игровой форме вопросов темы; формирование

психологической устойчивости; воспитание культуры общения, умение анализировать общественно значимые вопросы. Формировать свое отношение к тематике разговора.

Жюри учитывает соответствие всем аспектам задания: информативность, четкость, творчество. Мах- 7 баллов.

 

Задание №4. Конференция

Цель игры: активизация дискуссии; обсуждение в творческой игровой

форме вопросов темы; тренировка психологической устойчивости в стрессовой ситуации.

Содержание игры: игра организуется всем известной модели пресс-

конференции: одни участники задают вопросы, другие (или другой) – отвечают.

Главное в данной игре – поддерживать темп, не позволять длинных вопросов и затянутых бессодержательных ответов. В конце игры преподаватель подводит итог, давая оценку как отвечавшим, так и тем, кто задавал вопросы. За одну игру можно провести несколько коротких пресс-конференций.

Ведущий объявляет тему конференции: «Глобальные проблемы современности: кто виноват и что делать?».

Возможные темы для конференции:

Работают ли в России социальные лифты?

Можно ли реализовать себя в России?

Нужно ли каждому попробовать себя в бизнесе?

Сверхпотребление: добиваться? уважать? запрещать?

Глобальные проблемы современности: кто виноват и что делать?

Еще одним вариантом это игры может стать делегирование прав команд отстаивать свое мнение «депутатам», «представителям экологических обществ» выбранных из числа учеников – участников игры.

Жюри оценивают правильность, креативность ответа, наличие творческого подхода. 3балла за верный ответ на вопрос . Баллы суммируются.

 

Задание 5. Аналитический портрет.

Цель игры: обсуждение в игровой форме персонажей современной

политической и деловой сцены; тренировка наблюдательности, умения

чувствовать и понимать другого человека, а также формулировать и излагать в связном виде свои впечатления.

Содержание игры: участники игры получают задание – подготовить

политический портрет крупного политического или государственного деятеля и представляют свои варианты портретов на суд жюри.

Примерное содержание аналитического портрета (есть у каждой команды).

автобиографические сведения,

материальное и семейное положение,

карьерное продвижение,

интеллектуальный уровень,

политические взгляды,

научные интересы,

отношение к религии

психологические особенности личности,

сильные и слабые черты характера,

вкусы, хобби, манера одеваться и т д.


 

Жюри оценивает соответствие ответа заявленному плану. Мах – 10 б( каждый критерий плана – 1 б).

Жюри подводит итоги и объявляет победителя.

Благодарим всех за участие в игре «Мыслю следовательно существую».


Технологическая карта работы жюри

п/п

Наименование

задания

Мах

балл

Фактический балл

Команда

1

Команда №2

1

Разминка

6 б

     

2

«Тебе письмо!

Тебе телеграмма!».

3 балла за верный ответ. Баллы суммируются

     

3

«Прямой эфир»

7 б.

     

4

Конференция

3 балла

За каждый верный ответ.

Баллы суммируются.

     

5

Аналитический

Портрет

10 б

     

Примечание

         

Итог

         

Список используемой литературы:

  1. В.Б. Исаков. Игропрактикум.
  2. http://www.russianlaw.net/files/law/doc/a305.pdf
  3. http://www.russianlaw.net/files/law/doc/a305.pdf
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.