«Мыслю следовательно существую». Игра по обществознанию для 10-11 классов
Урок –игра по обществознанию для 10-11 классов.
Учитель: Соколова Анна Владимировна
(стаж работы 11 лет, в/к).
Раздел обществознания: Человек и общество.
Аудитория – 10-11 классы.
Форма урока – игра «Мыслю следовательно существую».
Темы, включенные в игры: потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности ;
системное строение общества: элементы и подсистемы ;
понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки ; образование, его значимость для личности и общества. Религия.
Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Вступительное слово ведущего игры:
Здравствуйте, уважаемые участники интеллектуальной игры «Мыслю, следовательно существую». Латинское выражение «Cogito, ergo sum» Рене Декарта означает, что мысль и мыслительная деятельность очень важны для человека, мысль дает возможность человеку выражать свои мысли, воспринимать окружающий мир, познавать, создавать. Именно с этими мыслительными операциями каждый из нас пользуется каждодневно.
И сегодняшняя игра – возможность для участников проявить свои аналитические способности, память, находчивость, творческий подход.
Мы начинаем!
Цель игры – в игровой форме обобщить ранее изученный материал, способствовать формированию устойчивой мотивации к познавательной деятельности учащихся.
Задачи игры:
- Развивающая – способствовать развитию памяти, мышления, логики.
-Учебная - в игровой форме повторить пройденный материал, способствовать обобщению и систематизации знаний.
-Воспитательная – способствовать формированию нравственных качеств личности, патриотизма, осознанной любви к родине.
Участники разделены на 2 команды. Каждая команда имеет свое название и капитана.
Ведущий игры представляет команды, капитанов и членов жюри.
(см. технологическую карту работы жюри).
Задание № 1. Разминка. (5 мин.)
Уважаемые участники.
Соотнесите календарные даты с даты с событиями:
1 июня 1. Полное снятие блокады Ленинграда
1 мая 2.День Народного единства
12 декабря 3.Сталинградская битва: разгром войск
4 ноября врага в 1943 г.
27 января 4.Международный день солидарности
2 февраля трудящихся.
5.День Конституции РФ
6.День защиты детей.
Задание выполняется на заранее заготовленных карточках, которые проверяются жюри. Правильный ответ – 1 балл. Мах – 6 б.
Задание №2 .Тебе письмо! Тебе телеграмма! ( 15 мин)
Цель игры: предъявление обычных вопросов в необычной игровой
форме; проверка знаний; развитие психологической устойчивости.
Содержание игры: Предварительно изготавливаются «телеграммы» с
вопросами по теме занятия. Определяется ученик, который будет играть роль
«почтальона». Почтальон вручает телеграмму и требует немедленного ответа –
ответной телеграммы, которая должна быть выдержана в телеграфном стиле.
Игра «Тебе телеграмма!» с успехом может быть использована также в качестве разминки или игрового опроса.
Телеграммы командам. Ведущий текст телеграмм зачитывает по очереди, или выводит на экран для всех участников игры, зрителей, жюри.
Что такое социальная норма?
В чем особенности морали?
Что такое мораль и моральный выбор?
Что такое нравственность?
Нужно ли делать добро в ущерб себе?
К чему нужно стремиться в жизни современному подростку?
Какие нравственные качества в наибольшей степени ценятся в обществе?
Каковы признаки норм права, отличающие их от других социальных ?
Что важнее: материальные или духовные ценности для современного общества?
Что такое добро?
Что такое совесть?
Четкий, лаконичный ответ в виде телеграммы оценивается жюри 3-мя баллами.
Задание № 3. Игра « Прямой эфир». (5мин.+5мин.)
Данная игра имитирует популярные новостные выпуски.
Каждая команда должна предоставить свой сюжет на выбранную тему.
Материал может быть представлен с помощью инсценировки интервью, рассказ журналиста с места происшествия, телемоста.
(Время подготовки 5-7 мин. Представление сюжета новостей – 5 мин.).
Цель игры: обсуждение в игровой форме вопросов темы; формирование
психологической устойчивости; воспитание культуры общения, умение анализировать общественно значимые вопросы. Формировать свое отношение к тематике разговора.
Жюри учитывает соответствие всем аспектам задания: информативность, четкость, творчество. Мах- 7 баллов.
Задание №4. Конференция
Цель игры: активизация дискуссии; обсуждение в творческой игровой
форме вопросов темы; тренировка психологической устойчивости в стрессовой ситуации.
Содержание игры: игра организуется всем известной модели пресс-
конференции: одни участники задают вопросы, другие (или другой) – отвечают.
Главное в данной игре – поддерживать темп, не позволять длинных вопросов и затянутых бессодержательных ответов. В конце игры преподаватель подводит итог, давая оценку как отвечавшим, так и тем, кто задавал вопросы. За одну игру можно провести несколько коротких пресс-конференций.
Ведущий объявляет тему конференции: «Глобальные проблемы современности: кто виноват и что делать?».
Возможные темы для конференции:
Работают ли в России социальные лифты?
Можно ли реализовать себя в России?
Нужно ли каждому попробовать себя в бизнесе?
Сверхпотребление: добиваться? уважать? запрещать?
Глобальные проблемы современности: кто виноват и что делать?
Еще одним вариантом это игры может стать делегирование прав команд отстаивать свое мнение «депутатам», «представителям экологических обществ» выбранных из числа учеников – участников игры.
Жюри оценивают правильность, креативность ответа, наличие творческого подхода. 3балла за верный ответ на вопрос . Баллы суммируются.
Задание 5. Аналитический портрет.
Цель игры: обсуждение в игровой форме персонажей современной
политической и деловой сцены; тренировка наблюдательности, умения
чувствовать и понимать другого человека, а также формулировать и излагать в связном виде свои впечатления.
Содержание игры: участники игры получают задание – подготовить
политический портрет крупного политического или государственного деятеля и представляют свои варианты портретов на суд жюри.
Примерное содержание аналитического портрета (есть у каждой команды).
автобиографические сведения,
материальное и семейное положение,
карьерное продвижение,
интеллектуальный уровень,
политические взгляды,
научные интересы,
отношение к религии
психологические особенности личности,
сильные и слабые черты характера,
вкусы, хобби, манера одеваться и т д.
Жюри оценивает соответствие ответа заявленному плану. Мах – 10 б( каждый критерий плана – 1 б).
Жюри подводит итоги и объявляет победителя.
Благодарим всех за участие в игре «Мыслю следовательно существую».
Технологическая карта работы жюри
№ п/п |
Наименование задания |
Мах балл |
Фактический балл |
Команда №1 |
Команда №2 |
1 |
Разминка |
6 б |
|||
2 |
«Тебе письмо! Тебе телеграмма!». |
3 балла за верный ответ. Баллы суммируются |
|||
3 |
«Прямой эфир» |
7 б. |
|||
4 |
Конференция |
3 балла За каждый верный ответ. Баллы суммируются. |
|||
5 |
Аналитический Портрет |
10 б |
|||
Примечание |
|||||
Итог |
Список используемой литературы:
- В.Б. Исаков. Игропрактикум.
- http://www.russianlaw.net/files/law/doc/a305.pdf
- http://www.russianlaw.net/files/law/doc/a305.pdf