Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Круглый год»
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания, способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении, развитие творческого мышления.
Задачи:
развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную исследовательскую деятельность; восприятия, зрительного и слухового внимания, связной, диалогической речи; познавательной активности; общей моторики и координации движений;
формирование образного мышления и эмоционального отношения; коммуникативных навыков; умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно открывать свойства природных объектов;
проявлять собственную речевую активность, обращаться с просьбами и предложениями к партнерам; желания делиться своими воспоминаниями, впечатлениями с другими людьми; воспитание внимания и доброжелательного отношения к окружающим.
Необходимые материалы и оборудование:
- ноутбук и экран для показа презентации с вопросами и мультфильмов
- 4 мольберта или стола
- письмо от Деда Мороза
- 4 квадрата (или прямоугольника) из картона красного, желтого, зеленого и белого цвета
- карточки с изображением примет для каждого времени года (по 4-5 для каждого времени года)
- вопросы по временам года в виде презентации
- картинки-подсказки (по 5 для каждой команды)
Ход досуга:
Дети проходят в зал, делясь на 4 команды. Звучит песня «Да здравствует, сюрприз!» Ю. Энтина.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Мы с вами сегодня собрались не просто так. Сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо от Деда Мороза. Ребята, давайте его прочтем:
Письмо Деда Мороза
Здравствуйте, мои дорогие мальчики и девочки!
Обращается к вам белобородый кудесник-сказочник, властелин вьюг и метелей, снегов колючих да морозов трескучих российский Дед Мороз из своей вотчины в Великом Устюге, что находится на самом севере Вологодской области. У меня здесь целая куча дел: отпускать северные ветры гулять по всей земле, рассыпать снежинки, наметать глубокие сугробы. А ещё мы с моими помощниками, маленькими гномиками и веселыми снежинками, целый год готовим подарки для детей и взрослых со всего света! Но, случилось несчастье. Возвращаясь после новогодних праздников, мне с моими помощниками встретилась злая волшебница, которая перепутала все времена года. Наступил хаос, и теперь следующего Нового года может и не быть! Ребята, помогите мне! Вам нужно пройти много сложных испытаний и вернуть все времена года на свои места. За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку. Пройдя пять заданий, вы получите пять подсказок, которые помогут вам отгадать предмет, который можно увидеть в каждом из времени года. И тогда, чары злой волшебницы рассеются, все встанет на свои места и следующий новый год придет вовремя!. Ребята, торопитесь! Очень важно рассеять чары злой волшебницы как можно скорее. Удачи!
Дед Мороз
Ведущий: Ребята, вы готовы отправиться в опасное путешествие, помочь деду Морозу и расставить по местам все времена года? Тогда отправляемся. Но сначала небольшая разминка, отвечаем на вопросы (вопросы задаются всем командам сразу):
- Какие времена года вы знаете?
- А все времена года вместе мы называем? .
- А почему его называют круглый год?
- У меня 4 квадрата разных цветов.
- Какое время года обозначает белый квадрат? (зиму)
- Какое время года мы обозначим зеленым (красным, желтым) цветом? (весну, лето и осень).
Для каждой из 4 команд ведущий раздает 1 квадрат:
Белый – зима; зелёный – весна; красный – лето; жёлтый – осень. А теперь первое задание:
Задание 1.
На столе в центре зала разложены карточки с приметами времен года. Участвуют по 4-5 участников от команды (в зависимости от количества карточек). Каждая команда выбирает со стола приметы нужного им времени года.
Ведущий: Ребята, перепутались все приметы времен года, найдите примету, которая относится к вашему времени года и прикрепите ее на свой мольберт.
После правильно выполненного задания команды получают первые подсказки:
Зима – картинка со снегом
Весна – картинка человека с доской
Осень – картинка с дождем
Лето – картинка с куклой
Задание 2.
Смотрим слайды на экране и выполняем задания (для каждой команды по три задания).
После правильно выполненного задания команды получают подсказки:
Зима – картинка с цифрой три
Весна – картинка с яйцами
Осень – картинка – грибок-крыша в песочнице
Лето – картинка с цветком
Задание 3.
Музыкальная пауза. Все дети приглашаются в круг и играют в игру «Ёлочки-пенёчки» под музыкальное сопровождение.
После игры команды получают подсказки:
Зима – картинка с ведром
Весна – картинка с птицей
Осень – картинка с крышей
Лето – картинка с крыльями
Задание 4.
Отвечаем на вопросы ведущего (для каждой команды по три задания).
Вопросы для старших групп:
1. Что наступает после зимы? (Весна)
2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
3. Самое жаркое время года? (Лето)
4. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
5. Снежное время года? (Зима)
6. В каком месяце дети идут в школу? (Сентябрь)
7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)
9. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)
10. Когда вода в реках становится твёрдой? (Зимой)
11. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
12. Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (Весной)
Вопросы для подготовительных групп:
1. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
2. В каком месяце дети идут в школу? (Сентябрь)
3. Какой месяц самый первый в году (начинает год)?
4. Какой месяц самый последний в году (заканчивает год)?
5. Первый летний месяц – это март?
6. Снег тает в июле? А когда?
7. Почки раскрываются в декабре? А когда?
8. Самый жаркий месяц – это февраль? Почему?
9. Год начинается с ноября?
10. Сколько месяцев в каждом времени года?
11. Сколько месяцев в году?
12. Последний месяц года – январь?
После правильно выполненного задания команды получают подсказки:
Зима – картинка с веткой
Весна – картинка с домом
Осень – картинка с лужей
Лето – картинка с гусеницей
Задание 5.
Смотрим на экране сказку «Старик-годовик» и отвечаем на вопросы ведущего. Каждой команде задается один вопрос.
Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик – годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег. Жахнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. (В. Даль)
- Вопросы детям:
Сколько раз махнул рукавом старик – годовик?
Сколько птиц вылетело из рукава старика каждый раз?
Что это за птицы?
Какие месяцы обозначают первая, вторая, третья и четвёртая тройка птиц?
После правильно выполненного задания команды получают подсказки:
Зима – картинка с морковкой
Весна – картинка с молотком
Осень – картинка с Мэри Поппинс
Лето – картинка с сачком
Ведущий: Вы молодцы! Вы настоящие умники и умницы. Из-за того, что вы быстрые и находчивые и умеете работать в команде, вам удастся помочь деду Морозу и снять чары злой волшебницы! Ребята, у каждой команды есть пять подсказок. Подумайте, какой предмет зашифрован у каждой из команд, чему могут принадлежать все эти пять подсказок?
Ответы детей. Диалог с детьми. После того как собраны все 5 подсказок дети угадывают зашифрованное слово (снеговик, скворечник, бабочка, зонт)
Ведущий: Спасибо, ребята! Вы спасли все времена года, помогли деду Морозу и развеяли чары злой волшебницы. Теперь следующий Новый Год придет вовремя! Спасибо Вам! Дед Мороз дарит вам в качестве подарка мультфильм «Фома неверующий».
Дети смотрят мультфильм и выходят из зала, под звуки песни «Дорога добра» Ю. Энтина.