12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ветошкина Татьяна Петровна197
2

Познавательное и воспитательное значение фольклора.

Познавательное и воспитательное значение фольклора.

Т.П. Ветошкина

МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск

Фольклор – основное средство народной педагогики, как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения. Начальное воспитание детей в большинстве семей происходит через сказки, предания, былины и прочие виды фольклора. С их помощью родители пытаются объединить познавательную и воспитательную функции, дать детям представления о добре и зле. В фольклоре различаются сказочная и несказочная проза. К сказочной прозе относятся сказки русского народного творчества, а несказочной прозе относятся: предания, легенды, былички, мифы. Каждый жанр имеет свои отличительные особенности.

В сказке главное — выдумка, фантазия, призванная через выдуманных героев показать детям справедливое разрешения конфликтных и проблемных ситуаций, выражающаяся в отчетливой установке на победу добра. Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, в них есть общие черты: герои наделяются добрыми, находчивыми, смекалистыми, сильными чертами характера. Например «Царевна-лягушка», «Маша и медведь», «Репка», «Баба-Яга» и другие сказки учат смекалке, хитрости (Маша, спряталась в кузовок под пирожками, чтобы попасть домой, коль медведь не отпускает по-добру, по-здорову); взаимовыручке (только взаимопомощь, взаимовыручка и дружный подход помогли вытянуть репку); терпению, послушанию (не послушался Иван, царевич сжег лягушачью кожу и навлек беду) и преодолению трудностей (пришлось Ивану царевичу отправляться в путь выручать невесту от Кощея Бессмертного). Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Произведения несказочной прозы обычно меньше по объему и не обладают сюжетной завершенностью. Отличительная особенность является установка на достоверность повествования – это легенды, мифы, предания.

Разберем на примере легенд. В них отражены народные представления об идеальной жизни, о событиях связанных со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи), которые помогают трактовать понимание заповедей христианского мира.

Например: «Смерть праведного и грешного», «Ангел», «Легенда о Вавилонской башне» и другие. Рассмотрим на примере последней легенды:

«Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Синар в бассейне рек Тигр и Евфрат. И сказали они: «построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя». Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство. Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.

Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы…»

Смысл этой легенды гласит о том, что гордыня и другие грехи будут наказаны. Каждому человеку воздается по его деяниям.

Мы видим, что произведения сказочной и несказочной позы в своём многообразии отличий преследуют общую педагогическую цель восполнить познавательный интерес и воспитательную функцию.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.