Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников в летний период

3
0
Материал опубликован 22 October 2021

МБДОУ ЦРР -ДЕТСКИЙ САД №11

Паспорт проекта «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников в летний период»
Воспитатель: Шумкова Н.Ю.

Актуальность:

Актуальность данной темы заключается в том, что именно в период дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы позволяют нам, воспитателям, выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, и одним из таких методов изучения окружающего мира дошкольниками является экспериментирование.

Главное достоинство этого метода заключается в возможности получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента ребенком не только усваиваются новые факты, но и накапливается фонд умственных приемов и операций, рассматривающийся как умственные умения.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?", "почему?". Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы и являются следствием накапливания умственных возможностей и умений.

О проекте:
Тип проекта: проект носит комплексный характер, включает в себя исследовательно-творческую, познавательную и практическую деятельность; 
Длительность: краткосрочный – с 1.08 по 1.109.2021г; 
Участники проекта: дети, воспитатели и родители; 
Возраст детей: 4-7
Формы работы: познавательная, коммуникативная, продуктивная, работа с родителями; 


Цель проекта: 
- Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять их на практике; 
- Развить любознательность, умение сравнивать, анализировать и обобщать; 
- Развить познавательный интерес детей в процессе эксперимента, научить устанавливать причинно-следственные связи и умение делать выводы; 
- Создать предпосылки для формирования практических и умственных навыков у детей; 

Задачи проекта

 Для детей: 
- Развить у детей познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности с разными предметами и веществами.
- Приобщить детей к красоте окружающего мира. 
- Сформировать опыт выполнение правил техники безопасности при проведении эксперимента.
- Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель и делать выводы.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Для педагогов: 
- Подготовить дидактический и практический материал для проведения опытов. 
- Подобрать рассказы и иллюстрации по теме “опыт экспериментирования для дошкольников.

Для родителей: 
- Привлечь родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта. 
- Разработать рекомендации для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Формы работы с родителями: 
- Подборка консультативного материала по данной теме; 
- Подбор иллюстрации, детской литературы; 
- Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей; 
- Оформление зоны для экспериментирования на летних верандах; 

Ожидаемые результаты от проекта: 
Для детей: 
- Созданы необходимые условия для формирования основ мировоззрения в деятельности;  
- У детей имеются представления об окружающем мире и они проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 
- Развиты у дошкольников умения наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять характерные признаки предметов, явлений и обобщать их по этим признакам; 
  
Для педагогов: 
- Обогатился педагогический опыт;  
- Внедрены инновационные технологии и новые формы работы по детскому экспериментированию;
 - Повышен теоретический и профессиональный уровень педагога через овладение метода проектов в работе с детьми; 

Для родителей: 
- Заинтересованы на участие в проекте и развитии в ребёнке потребности к познанию через совместную экспериментальную деятельность; 

Этапы проекта: 
I. Подготовительный;  
II. Практический; 
III. Итоговый; 



I. Подготовительный: 

- Повышение собственной профессиональной компетентности; 
- Разработка эффективной по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов; 
- Разработка конспектов по ООД с элементами экспериментирования; 
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения зоны экспериментальной деятельности;
 - Работа с родителями; 
- Консультации для родителей по данной теме.

II. Практический

Опыт № 1. Воздух невидимка.

Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний и представлений детей о воздухе и его свойствах (невидим, не имеет запаха, цвета и др.) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека.

Опыт № 2. «Свойства песка»

Задачи: создать условия для ознакомления детей со свойствами песка; способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера.

Материалы и оборудование: сито, лупа, лоток, песок.

Опыт № 3 «Тонет – не тонет»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов ( какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов - не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну);

- приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Опыт № 4. «Вода - растворить»

Цель: уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная,  бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.  Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной. Выявить вещества, которые растворяются в воде.

Опыт № 5 «Вода – источник жизни растений»

Цель: продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе через экспериментальную деятельность; подвести детей к пониманию значения воды для всего живого; учить детей самостоятельно озвучивать результаты исследования и озвучивать их.

Опыт № 6 «Бурлящий шарик»

Цель: изучить свойства и раскрыть понятие что такое «бомбочка» для ванны и изготовить ее вместе с детьми.

Материалы и оборудование: лимонная кислота, соль, пищевой краситель, пищевая сода, эфирное масло, оливковое масло, вода

Опыт № 7 «Фараоновые змеи»

Этот опыт основан на увеличении смешиваемых реактивов в объеме. В процессе горения они трансформируются и, извиваясь, напоминают змею. Свое название эксперимент получил благодаря библейскому чуду, когда Моисей, пришедший к фараону с просьбой, превратил его жезл в змею.

Материалы и оборудование: глюконат кальция, спички, сухое горючее, жаропрочная поверхность.

Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Выводы:
В заключении хочется отметить, что в результате этого проекта у детей повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представление об окружающем мире, у детей развиты умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам и делать выводы.

Список используемой литературы:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 

3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015,

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.