Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников в летний период
МБДОУ ЦРР -ДЕТСКИЙ САД №11
Паспорт проекта «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников в летний период»
Воспитатель: Шумкова Н.Ю.
Актуальность:
Актуальность данной темы заключается в том, что именно в период дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы позволяют нам, воспитателям, выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, и одним из таких методов изучения окружающего мира дошкольниками является экспериментирование.
Главное достоинство этого метода заключается в возможности получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента ребенком не только усваиваются новые факты, но и накапливается фонд умственных приемов и операций, рассматривающийся как умственные умения.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?", "почему?". Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы и являются следствием накапливания умственных возможностей и умений.
О проекте:
Тип проекта: проект носит комплексный характер, включает в себя исследовательно-творческую, познавательную и практическую деятельность;
Длительность: краткосрочный – с 1.08 по 1.109.2021г;
Участники проекта: дети, воспитатели и родители;
Возраст детей: 4-7
Формы работы: познавательная, коммуникативная, продуктивная, работа с родителями;
Цель проекта:
- Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять их на практике;
- Развить любознательность, умение сравнивать, анализировать и обобщать;
- Развить познавательный интерес детей в процессе эксперимента, научить устанавливать причинно-следственные связи и умение делать выводы;
- Создать предпосылки для формирования практических и умственных навыков у детей;
Задачи проекта
Для детей:
- Развить у детей познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности с разными предметами и веществами.
- Приобщить детей к красоте окружающего мира.
- Сформировать опыт выполнение правил техники безопасности при проведении эксперимента.
- Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель и делать выводы.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Для педагогов:
- Подготовить дидактический и практический материал для проведения опытов.
- Подобрать рассказы и иллюстрации по теме “опыт экспериментирования для дошкольников.
Для родителей:
- Привлечь родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
- Разработать рекомендации для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Формы работы с родителями:
- Подборка консультативного материала по данной теме;
- Подбор иллюстрации, детской литературы;
- Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;
- Оформление зоны для экспериментирования на летних верандах;
Ожидаемые результаты от проекта:
Для детей:
- Созданы необходимые условия для формирования основ мировоззрения в деятельности;
- У детей имеются представления об окружающем мире и они проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Развиты у дошкольников умения наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять характерные признаки предметов, явлений и обобщать их по этим признакам;
Для педагогов:
- Обогатился педагогический опыт;
- Внедрены инновационные технологии и новые формы работы по детскому экспериментированию;
- Повышен теоретический и профессиональный уровень педагога через овладение метода проектов в работе с детьми;
Для родителей:
- Заинтересованы на участие в проекте и развитии в ребёнке потребности к познанию через совместную экспериментальную деятельность;
Этапы проекта:
I. Подготовительный;
II. Практический;
III. Итоговый;
I. Подготовительный:
- Повышение собственной профессиональной компетентности;
- Разработка эффективной по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов;
- Разработка конспектов по ООД с элементами экспериментирования;
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения зоны экспериментальной деятельности;
- Работа с родителями;
- Консультации для родителей по данной теме.
II. Практический
Опыт № 1. Воздух невидимка.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний и представлений детей о воздухе и его свойствах (невидим, не имеет запаха, цвета и др.) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека.
Опыт № 2. «Свойства песка»
Задачи: создать условия для ознакомления детей со свойствами песка; способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера.
Материалы и оборудование: сито, лупа, лоток, песок.
Опыт № 3 «Тонет – не тонет»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов ( какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов - не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну);
- приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Опыт № 4. «Вода - растворить»
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
Опыт № 5 «Вода – источник жизни растений»
Цель: продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе через экспериментальную деятельность; подвести детей к пониманию значения воды для всего живого; учить детей самостоятельно озвучивать результаты исследования и озвучивать их.
Опыт № 6 «Бурлящий шарик»
Цель: изучить свойства и раскрыть понятие что такое «бомбочка» для ванны и изготовить ее вместе с детьми.
Материалы и оборудование: лимонная кислота, соль, пищевой краситель, пищевая сода, эфирное масло, оливковое масло, вода
Опыт № 7 «Фараоновые змеи»
Этот опыт основан на увеличении смешиваемых реактивов в объеме. В процессе горения они трансформируются и, извиваясь, напоминают змею. Свое название эксперимент получил благодаря библейскому чуду, когда Моисей, пришедший к фараону с просьбой, превратил его жезл в змею.
Материалы и оборудование: глюконат кальция, спички, сухое горючее, жаропрочная поверхность.
Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Выводы:
В заключении хочется отметить, что в результате этого проекта у детей повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представление об окружающем мире, у детей развиты умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам и делать выводы.
Список используемой литературы:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015,
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.