Конспект познавательного досуга по экспериментально - исследовательской деятельности «Путешествие в город Умельцев»
Конспект
познавательного досуга
по экспериментально - исследовательской
деятельности
« Путешествие в город Умельцев»
(подготовительная к школе группа)
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад №162
Владимирова Марина Николаевна
Тема «Путешествие в город Умельцев»
Цель: Обобщение имеющихся у детей знаний о функции органов чувств, с помощью опытов.
Задачи:
Образовательные:
обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;
уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;
формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;
Развивающие:
развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина»;
развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;
развивать быстроту мышления, творческое воображение;
расширять кругозор.
Воспитательные:
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Методы и приёмы:
наглядные (показ, демонстрация);
словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);
игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра);
практические (упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).
Предварительная работа:
беседа об органах чувств у животных и человека;
беседа по теме «Профессии разные важны»;
беседа по теме «Зрение»;
беседа по теме «Наши руки»;
чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
сюжетно ролевая игра «Больница»;
разучивание комплекса упражнений для глаз;
цикл образовательных ситуаций по ЗОЖ (органы чувств)
рассматривание познавательных рисунков;
разучивание дидактических и подвижных игр.
Здоровьесберегающие технологии:
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
массаж ушных раковин;
динамические упражнения для языка и губ.
Материал и оборудование: письмо для детей; гелиевые воздушные шары по количеству детей; ткань; интерактивная доска; заставки: «Город Умельцев», «Салют»; костюмы: повар, музыкант, художник, скульптор, парфюмер; баночки с различными вкусами: сладкий, соленый, кислый, горький; одноразовые ложечки; бумага для воронки; музыкальные инструменты; ширма; миски с крахмалом и мукой на каждого ребенка; разноцветные пластиковые стеклышки основных цветов спектра; изображение радуги в черно-белом цвете; флакончики разных духов; бумажные полоски; музыкальное сопровождение.
Ход досуга:
Воспитатель: Ребята я сегодня получила необычное письмо. Хотите, я вам его покажу и зачитаю?
«Здравствуйте дорогие ребята! У нас в городе Умельцев случилось несчастье! Злая колдунья Лень давно хотела захватить наш город, но ей это не удавалось. Тогда Лень наслала на наших мастеров заклятье, при котором мастера не могут выполнять свою любимую работу: Повар совершенно не чувствует вкус; Художник не различает цвет; Музыкант не слышит звуков; Парфюмер не различает запахов; Скульптор совсем не ощущает рук. Просим вас помогите нам, пожалуйста, без вас нам не справиться!»
Ребята, я знаю, в этом городе живут замечательные люди. Они выполняют так хорошо свою работу, что все дела у них получаются. Что же нам теперь делать? Как же им помочь? (Побуждает детей к высказываниям, выслушивает предложенные ими варианты).
Ну что же, если вы решили помочь, тогда надо отправляться в путь. А на чем мы доберемся в этот город? (высказывания детей рассуждения). Если на самолете, но ведь у нас топлива нет. На машине тоже бензина нет. На корабле тоже нужно топливо, чтобы заправиться. И на чем же мы поедем? Я придумала, ребята у нас с вами есть воздушный шар? Устраивайтесь удобнее в корзине (дети берут в руки ткань или имитацию корзины и поднимают, воспитатель держит связку воздушных шаров) и мы отправимся в город. Но, почему мы не поднимаемся? Я поняла! Чтобы взлететь, нужно кое-что сделать. Вы знаете что? (сбросить балласт, с ним шар не поднимется). Ну, вот теперь, к полету готовы! Давайте закроем глаза и представим, что мы летим над горами, над лесами, над реками. Как красива наша земля с высоты птичьего полета! (под фонограмму «На большом воздушном шаре» представляем, что летим). Я вижу, вдалеке показался город. Пора опускаться на землю. Вот мы и добрались! Какой этот город большой! (дети опускают корзину на пол).
Воспитатель: В этом городе много улиц и отправимся мы сначала на улицу Вкуснотеево, там живёт самый знаменитый Повар (Подходят к столу, за которым стоит повар и стоят баночки с жидкостью разной по вкусу). Здравствуйте уважаемый Повар!
Повар: Здравствуйте! Мне срочно нужна помощь, я совершенно не различаю вкусы и поэтому готовлю сладкие борщи, и солёные компоты, наши жители даже похудеть успели от такого питания.
Воспитатель: Не волнуйся, мы постараемся вам помочь. Чтобы заклятие исчезло, надо рассказать нашим мастерам об органах чувств, которые им так необходимы для работы. Ребята, какой орган подвёл повара? (язык) Для чего человеку нужен язык? (помогать жевать, произносить звуки, определять вкус). На поверхности языка расположены рецепторы, они то и помогают определить вкусы. Скажите, какими продукты бывают на вкус? (сладкие, кислые, солёные, горькие).
Повар: У меня на столе баночки с различными вкусами, помогите мне определить, где какой вкус.
(Д/игра: «Угадай на вкус») Теперь возьмите каждый ложечку, обмакните в жидкость и определите, какая она на вкус (сладкая вода, сок лимона, соленая вода, сок лука). Какие продукты бывают такого вкуса? (подвести к рассуждению). Вы хорошо определили вкусы в стаканчиках. А сможете ли с закрытыми глазами определить по вкусу фрукт? (дети закрывают глаза, повар угощает детей кусочками яблока, апельсина, банана – они определяют, какой фрукт им положили в рот).
Ребята, вы все правильно определили вкусы. Пусть ваши язычки будут всегда такими же чувствительными и ловкими. Давайте сделаем гимнастику для языка и губ (повар проводит гимнастику для языка и губ).
Будто в цирке выступает,
Конь подковами играет,
Ты не бойся и смелей,
Запрягай его скорей.
(дети цокают языком)
Тянем губы до ушей,
Хоть завязочки пришей,
У всех нас смешнючий вид,
Всех улыбка веселит.
(дети улыбаются)
Повар: Молодцы, вы хорошо прошли испытание и теперь чары колдуньи исчезли! Я теперь буду готовить, как и раньше отменные блюда. Спасибо вам ребята!
Воспитатель: Но это только начало. Нам нужно торопиться на улицу Слухачей, тут живёт Музыкант (подходят к столу и ширме, у которой стоит музыкант). Здравствуйте, что с вами случилось?
Музыкант: Раньше я сочинял красивейшую музыку, а сейчас не могу даже различить простейших звуков.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем и Музыканту. Какой орган чувств пострадал у Музыканта? Орган слуха – уши. Для чего нам нужны уши? (Уши нам помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас). Ребята дотроньтесь до своих ушей: то, до чего дотронулись, называется – ушными раковинами. Сами они не слышат, а усиливают звук, а вот чувствительная часть находится внутри ушной раковины. В конце ушного прохода находится тоненькая плёночка – называется она перепонкой. Благодаря этой перепонке мы и слышим звуки. Я предлагаю провести эксперимент: давайте ладонями закроем уши. Хорошо ли, мы будем слышать звук? (музыкант играет на нескольких музыкальных инструментах. Дети пытаются определить их). Ребята, как вы думаете, как можно усилить звук, чтобы лучше слышать? (предположения детей).
Эксперимент:
Давайте с вами поэкспериментируем: есть такое приспособление для усиления звука. Нужно свернуть лист бумаги воронкой и подставить его к уху. Слышимость стала намного лучше. А теперь покажите Музыканту, как вы умеете определять музыкальные инструменты по звуку (Музыкант проводит игру с детьми).
(Д/игра: «Угадай на чём играю? ») ( За ширмой лежат музыкальные инструменты: барабан, дудка, металлофон, бубен, колокольчик, погремушка. Дети угадывают инструмент по звуку).
Музыкант: Спасибо за помощь, благодаря вам, я опять стал слышать! А чтобы уши лучше слышали нужно тренировать слух и делать массаж ушных раковин. И я вас научу (дети массажируют ушные раковины по показу музыканта).
Воспитатель: Молодцы ребята!!! Ну, а нам надо отправляться к Художнику, на улицу Зоркая. Он тоже ждёт не дождётся вас ребята (подходят к столу, у которого стоит Художник, на столе цветные пластиковые стеклышки и черно-белые изображения радуги). Здравствуйте, уважаемый Художник!
Воспитатель: Ребята, скажите, когда человек не видит – это хорошо? Почему плохо? (предположения детей). Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Видеть – это очень хорошо. Но если человек плохо видит, к какому врачу ему надо обратиться? (окулист). Что может прописать окулист? (очки).
Художник: Я вижу хорошо, но совсем разучился различать цвет. Для меня все предметы черно-белые. Вот, посмотрите, что я нарисовал!
Игра-эксперимент «Помоги художнику » - Посмотрите, он нарисовал радугу, но, мне кажется, что она неправильная. Как вы считаете, почему? (подвести детей к тому, что художник неправильно изобразил по цвету радугу, все полоски одного цвета - бело-черные). Давайте подумаем, а что если бы радуга была одного цвета? (Рассуждения детей). А теперь поможем художнику исправить радугу. На столе есть разноцветные стеклышки. Если через них посмотреть, то картинка поменяет цвет, окрасится. Можно накладывать одно стеклышко на другое, для получения нового цвета (Ребята рассматривают радугу через цветные стеклышки, и накладывая одно стеклышко на другое, тем самым меняя цвета).
Художник: А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте я вас научу.
Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы играли -Поморгать глазами.
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.
Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.
Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.
В зале радугу построим - Посмотреть по дуге вверх
Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.
Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево
А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.
Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.
Художник: Спасибо, ребята вы мне так помогли. У меня тоже рассеялись чары злой волшебницы Лени, и теперь я буду рисовать новые красивые картины.
Воспитатель: Ребята, поспешим, на улицу Рукодельников. Там живёт известный Скульптор (подходят к столу, у которого стоит Скульптор, на столе разложены миски: с крахмалом и мукой).
Скульптор: Моими изделиями пользуются все жители нашего города. Но сейчас я в отчаянии, я совершенно ничего не ощущаю на ощупь. Мои руки ничего не чувствуют. Прошу вас, помогите мне.
Воспитатель: Не переживай, ребята постараются помочь и вам.
Ребята скажите, что нам помогает чувствовать всё на ощупь, определять горячее или холодное, какая поверхность у предметов… (пальцы, руки, кожа на руках).
Скульптор: Я делал замечательные произведения искусства из дерева, кожи, глины, камня, металла, потому что у меня были очень чувствительные руки, а какие руки у вас я сейчас проверю. Чтобы приступить к испытанию, нужно потренировать ладошки.
Гимнастика для ладошек.
Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни (Вращаем кисти рук).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (Потираем ладони).
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопаем).
Не сидится им опять (Встряхиваем кистями).
Постучали (Стучим кончиками пальцев по парте).
Повертели (Круговые вращения кистью).
И работать захотели (Потираем ладони).
Игра-эксперимент «Угадай вещество в миске на глаз и на ощупь» (миски с крахмалом и мукой). Какие вещества, по вашему мнению, находятся в мисках? (мука и крахмал). Как вы думаете, из чего они сделаны? (из зерен пшеницы, из картофеля) Сравните эти вещества по цвету (Вывод: вещества разные по цвету: мука не совсем белоснежная, как крахмал).
Эксперимент.
Давайте определим эти вещества на ощупь. Какой на ощупь крахмал? (рассыпчатый, мягкий, скрипит как снег). Какая на ощупь мука? (мягкая, сыпется, не скрипит).
Скульптор: Вы очень хорошо потренировали свои пальчики, и, глядя на вас, я стал тоже ощущать всё своими руками. Пусть и ваши пальчики будут сильными, ловкими и чувствительными. Спасибо за помощь!
Воспитатель: Мы уже многим помогли в этом городе. Нужно помочь, ещё одному мастеру. Ребята, давайте зайдём к Парфюмеру на улицу Ароматная (подходят к столу, где стоит Парфюмер, на столе стоят флакончики духов и полоски бумаги).
Парфюмер: Я очень хороший мастер, по запаху мог угадать любое вещество. Я использовал эти запахи для изготовления духов. Но сейчас об этом, приходится только мечтать. Я совсем не чувствую запахов носом.
Воспитатель: Не расстраивайся, ребята постараются тебе помочь.
Ребята, скажите, какой орган стал плохо работать у Парфюмера? (нос) Для чего нужен нос? (ответы детей) Правильно нос нужен для дыхания, ртом конечно тоже можно дышать, но это неудобно и вредно для организма. Конечно же, нос нужен и для того чтобы чувствовать запахи.
Игра-эксперимент «Определи, чем пахнут духи». Давайте понюхаем запахи духов, которые создал Парфюмер. Как вы думаете, какие запахи использовал Парфюмер? Что вы представляете, пофантазируйте, на что они похожи (Дети брызгают на бумажку и говорят предположения).
Парфюмер: Молодцы, вы справились с этим заданием. И я благодаря вам, тоже стал ощущать все запахи. Теперь я создам очень много разных прекрасных ароматов. А для того, чтобы ваши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем и на грудь мы
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака
И остановимся пока.
И повторим мы всё опять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Ну, вот ребята мы помогли освободить от чар злой колдуньи Лени всех мастеров волшебного города. Чары рассеялись, и над городом вспыхнул красивый салют. Это Мастера празднуют победу над злой Ленью.
Все мастера: Спасибо вам большое, ребята. Вы очень помогли нашему городу, освободив его от чар злой колдуньи Лени.
Воспитатель: Мы старались вам помочь. Ведь наши ребята дружные. И, чтобы вы нас помнили, мы дарим вам веселую песню «Ты и я - веселая компания».
Мастера: До свидания ребята! Будем очень ждать вас в гости к нам в город Умельцев!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь удобнее в корзине воздушного шара, полетели! (дети под музыку «улетают» из зала, на память о путешествии детям дарятся воздушные шары)