Познавательно-исследовательский проект по теме «Удивительная вода»
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Удивительная вода»
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети (3-4 года), родители
Актуальность проекта.
Игры с водой приносят детям большое удовольствие. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Проблема. Дети мало знают о свойствах воды,недостаточно берегут воду. У детей отсутствуют представления кому и зачем нужна вода.
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
4. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
Предполагаемый результат.
У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой.
У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
1. Чтение художественной литературы о воде.
2. Консультация по теме «Занимательные опыты и эксперименты с водой для дошкольников».
3.Проведение опытов дома «Водяные превращения».
Подготовительный этап проекта:
1. Выбор темы;
2. Постановка проблемы;
3. Определение цели и задач исследовательской работы;
4. Изучение методической литературы;
5. Обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
6. Разработка плана мероприятий проекта;
7.Пополнение развивающей среды:
-Подбор художественной литературы по теме;
-Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
-Составление картотеки опытов с водой;
-Подготовка оборудования для опытов с водой.
Реализация проекта.
Познавательное развитие | Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода». Просмотр презентации «Детям о воде» |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы. Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». Речевое общение «Зачем беречь воду» Беседа «Вода вокруг нас» |
Художественно- эстетическое развитие | Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка. Рисование. Тема «Дождик, дождик, кап, кап,кап…» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка», «Караси и щука», «На болоте» |
Социально- коммуникативное развитие | Трудовое поручение: уход за комнатными растениями и цветами в цветнике (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек. Дидактические игры: «Купание куклы», «Тонет-плавает». Игры – забавы с мыльными пузырями. Игры с водой. |
Заключительный этап проекта (итоговый продукт):
1. Изготовление макета «Аквариум для рыбок».
Список используемой литературы:
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
2.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5.Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
6.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
Интернет источники:
Эксперименты.
1. Тонет не тонет. Вывод: Тяжелые предметы тонут в воде, легкие не тонут
2. Вода может менять цвет. Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
3. Вода-это жидкость. Вывод: Вода-жидкость, ее можно наливать, переливать.
4. Вода бесцветная. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
5. Вода может менять вкус. Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
6. У воды нет запаха. Вывод: Вода не имеет запаха.
7. Лед-это вода. Вывод: Лед-это твердая замерзшая вода.Вода бывает холодной и горячей.